Смекни!
smekni.com

Субъект и объект практического мышления, Карпов А.В. (стр. 16 из 76)

Степень выраженности актуальной ригидности (неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку) у лиц с преобладанием ПНМ является умеренной, по сравнению с выраженностью этого вида ригидности у лиц с преобладанием ТНМ. Это может быть связано с тем, что в реальной практической деятельности обычно не бывает хорошо определенных задач. В практическом мышлении поиск проблемности выступает как самостоятельная задача. «Практик» старается выделять те элементы, воздействуя на которые, он получает нужный результат. Необходимость переходить от одного свойства к другому, от присутствующих свойств к отсутствующим, требует от «практика» гибкости мышления, поэтому лица с преобладанием ПНМ легче меняют свое мнение, отношение и установку к чему-либо.

Лицам с преобладанием ТНМ свойственны большая сознательность, уравновешенность, склонность придерживаться определенных правил. Лица с доминированием ПНМ более склонны к непостоянству, что может быть связано с характером тех объектов, с которыми они вступают во взаимодействие в деятельности. В практической деятельности задачи и ситуации, в которых субъекту придется действовать и принимать решение, фактически не определены. В теоретической же деятельности проблемы в основном ясно и четко сформулированы, существуют определенные правила и принципы, позволяющие их разрешать, что облегчает задачу и дает возможность «теоретикам» придерживаться существующих установок. Поэтому «теоретики», на наш взгляд, несколько ограничены в использовании новых способов разрешения проблемной ситуации. Они предпочитают довольствоваться тем, что имеют, менее склонны изменять свое отношение к принятию нового, не испытывают острой необходимости изменить себя, а это в свою очередь повышает степень сенситивной и установочной ригидности. ПНМ налагает определенные ограничения на явную выраженность такой личностной черты, как ригидность, не позволяя занимать крайние позиции на континууме «ригидность-гибкость».

Ещё одно исследование было направлено на установление взаимосвязи между ПНМ или ТНМ и склонностью к иррациональным суждениям. В теории Альберта Эллиса иррациональные идеи описываются как такие мысли человека, которые носят саморазрушающий характер и ведут в конечном счете к эмоциональным нарушениям и неврозу. Мысли и высказывания человека, квалифицируемые как иррациональные идеи, характеризуются хотя бы одной из следующих особенностей содержания:

«Я должен» (вместо «мне хотелось бы»)

«Это ужасно» (вместо «это печально»)

«Не могу терпеть»

«Я ничего не стоящий человек» [11].

Иррациональные установки — это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, приказа, носят, как говорит Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям. Иррациональные идеи — один из аспектов когнитивной сферы человека. Их формирование связано с универсальным механизмом психики- направленности на сохранение усилий. Убеждения, верования выполняют функцию стереотипизации. Они позволяют каждому из нас вырабатывать набор поведенческих, эмоциональных реакций на определенный вид ситуаций. Можно выделить 2 вида иррациональных убеждений по типу обобщенности [27]:

1. Иррациональные убеждения — представления о катастрофичности и непереносимости определенных событий, санкционированных обществом, которые представляют собой некритичное принятие закрепленных в культуре ценностей:

2. Иррациональные убеждения, присущие субъектам с индивидуалистической, предметной ориентацией. Провоцируются они потребностями «Эго»:

Поскольку уже отмечалось, что ПНМ — это тоже определённая склонность в когнитивной сфере личности, проведение данного исследования показалось нам интересным. Направленность мышления диагностировалась с помощью описанной выше методики Е. В. Драпак.

Результаты указывают на то, что испытуемым, не склонным к иррациональным идеям, более свойственна ПНМ. Для них менее характерно стремление обобщать, они прежде всего рассматривают проблемную ситуацию, данную в методике, как единичную. Их оценки также относятся к данной частной ситуации, а не к группе схожих с ней. Именно поэтому такие испытуемые более адекватны в отношении ситуации, тогда как испытуемые, склонные к иррациональным идеям, стремятся абстрагироваться от условий частного случая, вследствие чего их знания не адекватны задаче их применения. Используя то или иное иррациональное убеждение в своей повседневной жизни, такие люди не учитывают конкретной ситуации, помещают себя в ситуацию постоянного переживания отрицательных эмоций. Кроме того, испытуемые, не склонные к иррациональным идеям, в заданиях методики Е. В. Драпак старались разрешить стоявшую перед ними проблему, что свойственно для практического мышления, тогда как другая группа старалась найти причины происходящего. Это проявляется и в повседневной жизни. Так, человек, склонный к иррациональным идеям, получив отказ на собеседовании по приему на работу, приходит к выводу: «Мне не должны отказывать! Почему мне отказали?». Люди, не склонные к иррациональным идеям, отправляются на поиск другой работы, т. к. отказ не является для них ужасным.

Сопоставим результаты испытуемых, склонных к иррациональным идеям общественной или индивидуальной направленности. Формирование иррациональных убеждений индивидуальной направленности осуществляется на основе личного опыта. Основная их функция — структурирование процессов антиципации. При патологии эмоциональной сферы наблюдаются затруднения в создании своих индивидуальных убеждений, их заменяют идеи общей направленности.

По результатам методики Е. В. Драпак испытуемые, склонные к иррациональным убеждениям индивидуальной направленности, обладают практическим мышлением. Это объясняется наличием такой черты практического мышления, как индивидуализированность: личный опыт субъекта мышления включается в проблемную ситуацию. Субъект практического мышления активен, он строит обобщения на основе своих свойств и качеств. Так, испытуемые, склонные к идеям индивидуальной направленности, по методике Е. В. Драпак высказывали следующие суждения: «Я на работе не пью», «Мне тоже хотелось бы иметь такого деда». Исходя из этого личного опыта, они строят иррациональные убеждения индивидуальной направленности, например, «я должен быть компетентным человеком». Такие суждения, как правило, не нарушают социальной адаптации, т. к. предполагают возможность достижения цели при определенных усилиях человека.

Испытуемым с общественной направленностью иррациональных убеждений в большей степени свойственно теоретическое мышление. Это можно объяснить меньшим использованием индивидуального опыта при формировании суждений. В результате используются нормы и правила, установленные обществом, без учёта конкретных условий, что поэтому часто затрудняет социальную адаптацию. Субъект формирует убеждения, на достижение которых он не может повлиять, например, «люди должны быть честными».

Итак, проведённое исследование позволило сделать следующие выводы. Существует связь между общей склонностью к иррациональным идеям и направленностью мышления: отсутствие склонности к формированию иррациональных идей связано с практической направленностью мышления. Выявлены различия между испытуемыми с индивидуальной и общественной направленностью иррациональных идей по направленности мышления: склонность к формированию убеждений индивидуальной направленности связана со склонностью к практическому мышлению.

Направленность мышления проявляется в повседневной жизни, в деятельности. В частности, это можно показать на примере учебной деятельности. В результате исследования с помощью разработанной нами анкеты «Стиль учебной деятельности» установлено, что лица с преобладанием ТНМ и ПНМ статистически значимо различаются по стилю учебной деятельности, которого они придерживаются. Следует сразу отметить, что мы изучали именно стиль учебной деятельности, не касаясь стратегии обучения, которая, в свою очередь, связана с метапознанием.

Лица с преобладанием ПНМ считают, что выполнение ими лабораторных работ и других практических заданий лучше всего демонстрируют усвоение знаний. Для них любимый учитель — это человек, который четко объясняет материал, а главное его роль и применение. Можно связать это с тем, что «практики» стараются уже в процессе обучения соориентировать свои знания для будущего их применения в практической, жизненной ситуации, и такая особенность ПНМ, как неотрывность от реализации, накладывает свой отпечаток на избирательное восприятие той информации, которую предпочитает «практик» в процессе обучения. Лица с преобладанием ПНМ более склонны решать задачи, где нужно самостоятельно определить, что использовать для решения. Известно, что задачи с неполными и изменяющимися условиями являются характерными для практического мышления. Обнаружение проблемности и формирование проблемной ситуации для «практиков» более значимо, чем само решение, поэтому сам процесс определения того, что нужно для решения, становиться для них проблемной ситуацией. «Практики» наиболее ценят свободу, принятие других взглядов, позиций, самостоятельность выбора. Эти особенности личности были выделены нами (результаты методик Рокича, Томского опросника ригидности, опросника Кеттела), как некоторые личностные качества, которые присущи лицам с преобладанием ПНМ и ТНМ. Эти же качества накладывают свой отпечаток и на стиль учебной деятельности, т. е. выделенные нами качества, преобладающая направленность мышления и стиль учебной деятельности составляют замкнутый треугольник, влияя друг на друга.