Смекни!
smekni.com

Игра в четыре руки (смерть метафизики и метафизика смерти) (стр. 10 из 13)

*

Реальность, ставшая во главу угла в связи с ее открытостью игре как глобализации и глобализации игр, отнюдь не глобальна, не монистична, но уже имманентна общностям и не выступает в их отношении совокупностью "внешних воздействий"; напротив, именно с точки зрения внешнего взгляда эпоха модерна представляет совокупность обществ, уже вобравших "переходность" в собственные границы, уже зараженных ядом перерождения и в своих собственных пределах (на свой собственный лад) его переживающих (в такой связи уместно напомнить о том, что наиболее яростные столкновения истории следуют не за дрейфами цивилизаций, но за внутренними коллизиями цивилизации западной; если не рассматривать в этой связи взятие Константинополя и обратиться к истории более свежей, стоит вспомнить о том, что и нацизм (как форма евроцентризма), и сталинизм (как форма марксизма) представляют собою западные теоретические конструкции, осуществленные в рамках западной цивилизации – и ею же преследуемые вплоть до окончания "холодной войны" и за ее пределами; в такой связи следует заметить, что не "все остальные культуры были поглощены Западом" в течение уже прошедшего столетия, но, во-первых, многие, во-вторых, именно подобное "поглощение" интенсифицировало их отношения с Западом (теперь как "со своим иным") и вовсе не привело к "закату человечества", напротив, само "человечество" изрядно активизировало).

Разумеется, благостная (и весьма пошленькая, мелодраматическая) картина, рамки которой демонстрируют единый мир всепланетного западного города и цивилизованную на западный образец планету, впитавшую подобное единство в качестве образца, исходит из логически неверной посылки; если сформулировать ее чрезвычайно афористично, то пресловутый "Запад", представленный прежде всего агрессией и индивидуализмом (или, в соответствии с более принятыми определениями, "демократией и либерализмом"), будучи принят в качестве "мировой модели", обязан всемерно активизировать все и всяческие позывы к автономии, "борьбу всех со всеми", вдобавок беспримерно "рациональную", сиречь, основанную тайной дипломатией и культом силы (символом которой выступает в настоящее время ядерной оружие), и представительство в разно-образных формах (если в такой связи упомянуть "единство цивилизованного мира" и пресловутое отсутствие войн между "цивилизованными", сиречь, демократическими, странами, стоит вспомнить о том, что подобное единство обусловлено необходимостью единого фронта эксплуатации стран третьего мира, своеобразной "внешней угрозой", особенно актуальной (актуализируемой) холодной войной и пр.; но ведь и последняя была иницииирована именно "Западом").

А что мы имеем в реальности?

Ровно то, что имеем, то есть современный, кипящий страстями мир, удивительным образом сбивающий с толку западных аналитиков, приложивших руку к его созреванию.

Но "демократия и либерализм", столкнувшись с собственным обнажением в форме неприкрытой агрессивности и безумно-холодной расчетливости, с безмерным движением свободы (как, разумеется, интенции автономизации, прежде всего этнической), не мог не обратиться к собственным теоретическим основаниям, впервые рассмотрев их в их нагом цинизме, насквозь пропитанном смертельным ядом рациональности.

Только это кривое зеркало отражений позволило различить подлинное лицо Запада, тот цинический оскал, что подчинил волю к экспансии симулякрам движения к свободе.

*

Но.

Контуры "нового мирового порядка" не могут быть навязаны сверху генералами от политики, чрезвычайно тщательно подготовленными к прошедшим войнам.

Подготовка же к сражениям грядущим требует и понимания происходящего.

Прежде всего, в рамках "нового мирового порядка" запад перестал быть Западом – в силу того, что в иных случаях необходимо бежать, чтобы оставаться на месте.

Но к такому следствию ведут два достаточно различных процесса.

С одной стороны:

"Запад" определялся в таком качестве в отношении своего иного, консервативного, "традиционного" мира, погрязшего в пассивности и изредка взрываемого изнутри редким "харизматиком", преобразующим население своей страны в "пассионариев".

Но те времена канули в лету.

Запад неожиданно оказался в западном мире, им самим и созданном, но внезапно обретшим реальность чудовища Франкенштейна, не испытывающего никакого почтения к создателю и готового применить к нему – о ужас! – его собственные нормы "морали" (или аморальность его норм).

И именно подобная картина и нуждается в рассмотрении. Но прежде заметим, что, с другой стороны, и Запад испытал внутренние трансформации, ознаменованные пост-модернизационными преобразованиями. И это – достаточно отдельный сюжет.

Их наложение создает ту "интерференцию", которая и может послужить "моделью сборки" современного, сложного, пронизанного противоречиями, мира.

*

Прежде всего, следует в такой связи расставить по местам те "реалии", которые в соответствии с весьма распространенными взглядами, определяют лицо современности, и, в частности, в такой связи взглянуть в лицо "фундаментализма", как принято считать, и определяющего её основные коллизии.

С последним утверждением (относительно определяющей лик современности роли фундаментализма) спорить достаточно бессмысленно.

Остается только его осмыслить и понять, в чем, собственно, заключены истоки, где проходят границы коллизии, какие силы в ее рамках и что именно отстаивают.

"Фундаментализм", рассматриваемый в более широком контексте, нежели принят в рамках его закрепления за определенной (исламистской) идеологией, выступает приметой превалирования устойчивости над динамикой и закона над спонтанностью (или, как было показано ранее, власти (силы) над "духом" и пр. изысками "внутреннего совершенства").

Но именно подобное превалирование (власть), определившее известную историю, и исчерпало себя в рамках глобализации (игры), т.е. "на острие" развития Запада, вовсе не исчерпав в отношениях с "внешним миром" как его же карикатурной копией.

Сформулируем эту сторону коллизии с наивозможной ясностью.

Следуя собственным, внутренним тенденциям (используя собственные дефиниции Запада, принципам демократии и либерализма), как магистральному пути евроцентризма в его цивилизаторском и культуртрегерском аспектах, Запад вынужден трансформировать "механизмы власти", что, опять таки в его же (довольно кондовых) определениях звучит как необходимость доминирования правозащитных требований.

Но подобное перерождение западного общества означает, в логике традиционно-модернизационной, его слабость, неспособность удержания власти, отсутствие воли или решимости, иными словами, то, что он состарился и одряхлел.

Пост-модерн в лице Запада столкнулся со своими молодыми и весьма энергичными порождениями, странами, вставшими на путь модернизационных преобразований, вновь и вновь возрождающих тот ностальгический "Запад", который западом подлинным пережит и оставлен в прошлом.

Современный Восток (прежде всего, Китай) – это Запад времен модернизации, ещё не обремененный грузом "демократических требований" и инерцией правозащиты, Запад, воодущевляемый духом прагматизма и реализма, отбросивший оковы "предрассудков", в том числе христианских, препочитающий ветхозаветную избранность вялому "равенству" и пр.

Запад вынужден следовать консервативным трендам как собственной инерции – но Запад именно в собственных новаторских трансформациях все менее готов как к силовым акциям, так и к принудительной "консолидации" во всех ее формах, и, прежде всего, к той "консолидации власти", что необходима для полноценного представительства на мировой шахматной доске (отчасти проблема решается простым делегированием силовых функций США, которые, таким образом, мультиплицируют проблему в собственных рамках).

*

"Мир" перемещается в иное, новое измерение Бытия.

Господство игры предполагает смену власти стабильности и предсказуемости тем спонтанным порядком самоорганизаций, который послужил толчком формирования всех "обществ спектакля", но вплоть до настоящего времени не обрел – и не мог обрести – институциональных форм (самоубийственных в отношении мировой гегемонии США и, в частности, для всех традиционных форм власти – но мировое господство в настоящие дни вне традиционного силового доминирования немыслимо).

"Конец истории" с такой точки зрения предстает прежде всего концом идеологии и политики и началом легализации Большой игры, обретающей новый форум, вытесняющий традиционную идеологию и "Большую политику" на задворки истории.

Тот же "конец" подвергает наиболее решительному испытанию прежде всего США в усиливающемся несоответствии (разломе) их внешней и внутренней политике.

*

В такой связи бросим взгляд на уходящую эпоху, стараясь очертить ее в рамках ею же установленной игры с ее целями, этапами их достижения и итоговым выигрышем.

"Новое время", характеризующее старт эпохи глобализации, безусловно, выступает самодостаточной игрой, во времена настоящего во многом себя исчерпавшей.

"Капитализм", знаменующий его расцвет и вектор развития, во многом исполнил в нем содержащиеся интенции: именно в его рамках "мир" совершил решительный поворот к "реальной глобализации" (прежде всего в форме колониализма), именно эта эпоха была ознаменовано "переоценкой всех ценностей", равно их дискредитацией перед кривоватой ухмылкой "цены". Именно Новое время прокатилось по планете катком "модернизаций" и "вестернизаций". Именно оно травестировало представление о "личности", подменив его представлением об атомарном "индивиде" и пр. пр.