Практически все разработчики классификаций выделяют политические и экономические риски. Политические риски - это риски, обусловленные изменениями политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности банков (закрытие границ, военные действия на территории страны и т.п.). Экономические риски обусловлены неблагоприятными изменениями в экономике самого банка либо в экономике страны. И политические, и экономические риски связаны между собой, и часто на практике их трудно разделить.
Также всеми разработчиками классификаций финансовых рисков они делятся на внешние и внутренние. Однако здесь существует два подхода к делению. Одна группа специалистов выделяет внешние и внутренние риски, исходя из того, какие стороны деятельности они охватывают. Так, Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. к внутренним рискам относят те, которые связаны с чисто денежными факторами и имеют персональное, а также вещественно-техническое значение, то есть это кадровые риски, риски материально-технического вида. Все остальные риски при данном подходе относят к внешним [16, С.-318]. Подобное ограничение относит к внешним большинство всех имеющихся рисков и не позволяет определить сферу их возникновения. Поэтому более целесообразно к внешним относить те риски, которые непосредственно не связаны с деятельностью или его контактной аудиторией, а к внутренним - те, которые обусловлены деятельностью самой организации, его клиентов или его контрагентов. В этом заключается второй подход и его придерживается большинство специалистов. Нужно отметить, что при таком подходе на уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политических, социальных, географических и других. Причем внешние риски могут включать частные риски. Соколинская Н.Э. выделяет в числе внешних макроэкономические, конкурентные и законодательные риски [17, С.-21]. Но законодательные риски возникают на макроэкономическом уровне, поэтому их следует рассматривать как вид макроэкономических рисков. И все же для полного охвата внешних факторов, воздействующих на банковскую деятельность, выделение только вышеперечисленных рисков недостаточно. Поэтому более рациональной выглядит классификация внешних рисков, предложенная В.Т. Севрук, которая выделяет:
- страновой риск, то есть риск, связанный с экономикой и политикой государства. По своей сущности его можно отождествить с макроэкономическим;
- валютный риск, связанный с изменениями курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте;
- риск стихийных бедствий, который зависит от наличия либо отсутствия стихийных явлений природы и связанных с ними последствий [18,С.- 9-33].
Однако и эту классификацию можно оптимизировать, если учесть что
1) валютный риск обусловлен проводимой политикой Центрального банка, и потому его следует отнести к числу страновых, как связанного с экономической и политикой государства;
2) экономикой страны обусловлен также риск, который особенно велик в российских условиях, а потому его необходимо отметить в числе страновых рисков;
3) классификация В.Т. Севрук упускает из виду конкуренцию в системе, которую отмечает Соколинская Н.Э.
Таким образом, структуру внешних рисков можно представить следующим образом:
Рисунок 2 – Структура внешних рисков
Источник: Составлено автором
В связи с тем, что в настоящее время организации все активнее участвуют в деятельности фондового рынка, следует особо выделить риск, связанный с вероятностью потерь по отдельным типам ценных бумаг. По сущности этот риск выделяется всеми разработчиками классификаций, но носит у различных авторов различные названия. К примеру, В.Т. Севрук называет его портфельным. Однако, судя по названию, нельзя сказать о каком портфеле идет речь, ведь кроме портфеля ценных бумаг может быть, допустим, кредитный портфель банка. Другая группа авторов, в частности Тимохин Г.С.[21,С.-172], Бакирова Н.В. [22,С.-49], называет этот вид риска инвестиционным. Но и это название, на мой взгляд, некорректно, так как понятие инвестиций распространяется намного шире вложений в ценные бумаги, А потому, более рационально называть этот риск риском от владения ценными бумагами, как это делает Соколинская Н.Э. [17,С.-24].
Кроме вложений в ценные бумаги бизнес осуществляют и такие операции, как факторинг, лизинг и другие, которые в определенной степени новые. В связи с тем, что на сегодняшний день в структуре активных операций эти виды деятельности имеют сравнительно небольшой удельный вес, зачастую риск по их осуществлению называют риском вспомогательной деятельности.
Так как организации осуществляют много различных операций и сделок, зачастую ими разрабатываются собственные классификации, в которых отражают риски только тех операций, которые ими осуществляются или имеют наибольший удельный вес в структуре деятельности.
В связи с отмеченной выше тенденцией коммерческих организации к расширению деятельности, усиливается опасность потерь по рисковым операциям. К рисковым относятся как балансовые, так и забалансовые операции, которые могут привести к нарушению. ликвидности, то есть способности своевременно погашать долговые обязательства по пассивам баланса требованиями по активу. Это явление, приводящее иногда к банкротству банков, получило название риска несбалансированной ликвидности. Некоторые специалисты, например Бакирова Н.В. [22,С.-51], и Тимохин Г.С. [21,С.-174], этот риск связывают только с ценными бумагами. Несколько шире смотрят на этот риск Рубин Ю.Б. и Солдаткин В.И., которые связывают его со всеми активными операциями [17, С.-209]. Однако оба эти подхода неправомерны, так как необходимость наличия ликвидных средств в активах непосредственно связаны с обязательствами банка, отражаемыми в пассивах. Отсюда возникает необходимость выделения риска несбалансированной ликвидности как отдельного самостоятельного риска.
Многими разработчиками в основу классификаций финансовых рисков также кладется такой элемент как состав клиентов. Соколинская Н.Э. в зависимости от размеров клиентов делит организации финансовые риски на риски мелких, средних и крупных клиентов. Мелкие и средние предприятия более гибкие, быстрее могут реагировать на потребности рынка, но они обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера. Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не часто меняют направление своей деловой активности, но имеют весомый собственный капитал и могут “пережить” некоторые неблагоприятные экономические ситуации.
Однако только такой классификации клиентов недостаточно, так как независимо от размеров предприятия связаны с экономической и финансовой динамикой отрасли, которой они принадлежат. Поэтому возникает необходимость выделения отраслевого риска, степень которого тем выше, чем динамичнее отрасль.
Основные операции организации подвержены прошлому и текущему рискам, а в отдельных случаях и к риску будущему. С текущими рисками связаны операции по выдаче гарантий, акцепту переводных векселей, продаже активов с правом регресса, операции по документарным аккредитивам и др. В то же время сама возможность получения оплаты за эти операции только через определенное время подвергает их и будущим рискам. Как правило, риск тем выше, чем длительнее время операции.К технологическим относятся риски сбоя технологии операций (риски сбоя компьютерной системы, потери документов из-за отсутствия хранилища и железных шкафов, сбоя в системе SWIFT, ошибки в концепции системы, несоизмеримые инвестиции, стоимость потерянного или испорченного компьютерного оборудования, утрата или измерение системы электронного аудита или логического контроля, уязвимость системы, компьютерное мошенничество, уничтожение или исчезновение компьютерных данных).
Наконец, риски бывают открытые и закрытые. Открытые риски не поддаются или слабо поддаются предупреждению и минимизации, закрытые же, наоборот, дают для этого хорошие возможности.
Таким образом, все финансовые риски в зависимости от признака классификации можно представить следующие образом.
Первостепенной задачей любого коммерческой организации становится разработка карты рисков, которая должна, во-первых, отражать специфику конкретного кредитного учреждения; во-вторых, отображать целостное представление обо всей совокупности рисков (однако в одну группу не должны непосредственно объединяться риски разных уровней рассмотрения); и, в-третьих, выделять такие характерные признаки риска, как источник, объект, несущий риск и субъект, воспринимающий риск. Разработанная с учетом данных требований классификация предназначена для эффективной качественной и количественной оценки риска и является основой эффективного управления финансовыми рисками [23, С.-18]
Классификация рисков во всем мире одинаковая, но при этом разные — экономическая среда, клиенты и условия хозяйствования, состояние финансовой системы и т.д. В этом случае чужие критерии методики оценки рисков не могут отражать реальную картину. Их можно позаимствовать как основу для собственных методик. Поэтому казахстанским риск-менеджерам придется разрабатывать собственные методики оценки риска. Западные, а также адаптированные к ним российские методики мало подходят для отечественного применения, так как они отрабатывались в течение многих лет, корректировались и дополнялись по мере накопления практического опыта национальных финансовых систем. Кроме того, используемые на Западе методики количественной оценки и моделирования рисков базируются на анализе большого объема различной статистической информации, как минимум за последние 5−10 лет. На казахстанском рынке информационные базы только начинают формироваться.