Смекни!
smekni.com

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине (стр. 1 из 14)

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

Содержание

1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

2. Принципы отношений несостоятельности (банкротства)

3. Способы и приемы воздействия на участников отношений несостоятельности (банкротства)

4. Право несостоятельности — подотрасль хозяйственного права

Выводы

Список литературы
1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

Период становления рыночных отношений в экономике Ук­раины сопровождается кризисом неплатежей, взаимной задолжен­ностью хозяйствующих субъектов, накоплением долгов. Правовой и экономической защитой от негативных последствий переходного периода в экономике является Закон Украины от 30.06.1999 г. №784-Х1У "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в дальнейшем — Закон).

Банкротство — всегда сопутствующий элемент рыночной экономики, без которого не обходится и Украина.

На сегодняшний день в практике для обозначения одно­го и того же явления применяются два термина: несостоя­тельность и банкротство. Замещение одного термина другим возникло под влиянием законодательства и судебной прак­тики англоязычных стран, где эти термины употребляются как омонимы. Но даже в законодательстве этих государств термин "банкротство" имеет узкое, строго специальное зна­чение, как частный случай несостоятельности. Банкротство — это виновное совершение должником уголовно наказуемо­го деяния.

Такую же позицию занимало в дореволюционное время и российское законодательство. По мнению юриста Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника, официально засвидетельствованное (уста­новленное в судебном порядке), которое дает основа­ние предполагать недостаточность его для покрытия всех долгов собственника. Такое положение вещей служит основанием кон­курсного производства, т.е. порядка равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами.

В современном законодательстве Украины конкурсное про­изводство в понимании Г.Ф. Шершеневича соответствует ин­ституту банкротства. Поэтому будет правильным, если вместо термина "банкротство" будет употребляться термин "несостоятельность", так как он более верно отражает глубину рассмат­риваемых отношений.

Вопросы несостоятельности были предметом исследования Н.И. Титова, В.В. Джуня, Р.Г. Афанасьева, А.М. Бирю­кова и др. При этом история становления законода­тельства о несостоятельности в Украине изучена достаточно хорошо. Кроме того, авторы заострили свое внимание, в ос­новном, на проблемах совершенствования законодательства о несостоятельности. Что же касается правовой природы отноше­ний несостоятельности, то этот аспект остался за пределами научных исследований.

Экономические вопросы отношений несостоятельности (бан­кротства) были исследованы учеными-экономистами: В.П. Ас­таховым, И.А. Бланком, Н.Ю. Возияновой, О.О. Терещенко и др.

Между тем без научного осмысления сущности и характера отношений несостоятельности нельзя совершенствовать зако­нодательство.

Поэтому целями и задачами настоящего исследования яв­ляется предмет правового регулирования отношений несостоя­тельности. Для этого необходимо определить сущность отношений несостоятельности, дать им общую характеристи­ку, установить их отраслевую принадлежность, отграничить их от подобных отношений смежных отраслей права. И наконец, выделить признаки отношений несостоятельности и сформу­лировать понятие предмета их правового регулирования.

Действительно, до 1992 г. Украина не знала правоотношений несостоятельности. Все вопросы неплатежеспособности разреша­лись на административном уровне или посредством гражданского или арбитражного судопроизводства. Специального правового ре­гулирования отношений несостоятельности не было.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования зауже­на, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произво­ла, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отно­шений, которые нужно и можно упорядочить с помощью права.

В этой ситуации необходимо регулировать правом возник­шие новые отношения. В сферу правового регулирования долж­ны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения ин­тересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обяза­тельности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена дос­таточно действенной силой.

С другой стороны, необходимо четко определить, к какой отрасли права следует отнести возникшие новые отношения несостоятельности. Это позволит надлежащим образом и с боль­шим эффектом их регулировать.

Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юри­дическим критерием, так как он производен от предмета. Именно предмет обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль обозначается, появляется и соответ­ствующий метод регулирования.

Какие элементы входят в предмет правового регулирова­ния, что позволяет по таким признакам разграничивать одно­родные общественные отношения?

В структуру предмета правового регулирования входят сле­дующие элементы: субъекты; объекты регулируемых обществен­ных отношений; социальные факты, способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая деятельность людей. Предмет правового регулирования — это та сфера, на которую распространяется право.

Кроме того, отношениям, попадающим в сферу предмета правового регулирования той или иной отрасли права, прису­щи следующие черты:

· жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

· волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

· устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

· отношения поведенческие, за которыми осуществляется внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Как справедливо заметил С.С. Алексеев, от содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования. Те или иные виды общественных от­ношений (например, организационные, имущественные, властно-карательные) способны "принимать" не вообще пра­вовое регулирование, а правовое регулирование строго опреде­ленных видов или в известном диапазоне таких видов, что в принципе и предопределяет деление права на отрасли. На специ­фику правового регулирования влияют также элементы обще­ственных отношений — положение его субъектов, особенности объектов и др. Только волевые, общественные отношения могут быть охвачены предметом правового регулирования. Поэтому не­посредственным предметом правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений, пове­дение, через которое только и можно осуществлять стимулиро­вание или принуждение.

Отношения несостоятельности в своей основе имеют та­кой объект, как денежное обязательство, имеющее граждан­ско-правовую природу. Может ли это означать, что отношения несостоятельности входят в предмет гражданско-правового ре­гулирования?

Основными чертами гражданских правоотношений явля­ются:

· широкий круг участников гражданских правоотношений;

· юридическое равенство участников гражданских право­отношений по отношению друг к другу, их организационно-правовая и имущественная обособленность;

· инициатива и диспозитивность участников в становле­нии и реализации гражданских правоотношений;

· множество самых разнообразных объектов гражданских правоотношений;

· специфика мер и особый исковый порядок защиты граж­данских прав, а также характер гражданско-правовой ответствен­ности;

· разнообразие оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, именуемых юри­дическими фактами.

По мнению выдающегося юриста С.Н. Братуся, решающим специфическим признаком имущественных отношений, регули­руемых гражданским правом, признаком действительно единым, обобщающим, охватывающим все эти отношения, является не имущественно-распорядительная, а просто имущественная са­мостоятельность субъектов. Согласно С.Н. Братусю, в граж­данско-правовых отношениях находят свое закрепление имущественные отношения — поведение участников этих отно­шений по поводу вещей, к которым они относятся как к своим либо как к находящимся в их владении и пользовании. Это пове­дение обеспечивается принудительной силой государства, ста­новится содержанием обязанности и правомочия.

Кроме имущественных отношений в предмет гражданского права входят также и неимущественные отношения, что, есте­ственно, накладывает свой отпечаток на характер этих отноше­ний. И здесь можно сфокусировать три общих признака гражданских правовых отношений.

Во-первых, их участники равны как собственника и (или) товаропроизводители (в имущественных связях); как индиви­дуумы (в неимущественных отношениях). Такое равенство уча­стников базируется на одинаковой ценности их потребностей и интересов в гражданском обществе, одинаковых подходах оцен­ки их временных и трудовых затрат; на возможности удовлетво­рения индивидуальных интересов единообразными способами, сложившимися в общественной практике.

Во-вторых, каждый участник гражданского общества об­ладает автономной волей. Он принципиально не зависит от воли других участников и властных структур в принятии решений и их осуществлении.