Смекни!
smekni.com

Право и концепции его происхождения и развития (стр. 10 из 11)

ния положений Всеобщей декларации прав человека, вполне дости-

жимо реальное практическое соглашение.

Как уже говорилось, для рационалистического обоснования идеи

прав человека необходимо прийти к понятию естественного закона.

По мнению Маритена, это предоставит возможность понять, как

следует дополнить естественный закон рядом положений челове-

ческого закона, в зависимости от разнообразия конкретных мо-

ментов и обстоятельств. " Декларация прав человека никогда не

будет исчерпывающей и окончательно. Она всегда будет зависить

от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный

период истории"( 30 ).

в) Сопостовление методолгических подходов

к построению естественно- правовых концепций.

Подводем некоторые итоги с точки зрения задач данной работы.

Подход Маритена к обоснованию прав человека принадлежит авто-

ритетной традиции томизма. Путь к преодолению хаоса (морально-

го и социального) он видел в возврате к средневековой ясности

и надличной объективности, Стремился примирить "...благодать и

природу, веру в разум, теологию и философию ..."( цит.

по 60 )

Исчерпывающее описание онтологии призвано показать объективный

источник права и прав человека. Там же лежит причина изменений

представлений людей о конкретном содержании понятия "права че-

ловека": она связана с изменениями способов познания, познания

бога, его творений. Таким способом задается динамика изменений

прав человека, а точнее самого человека, нравственное совер-

шенствование которого открывает ему новые грани естественного

закона.

Линия обоснования Хеффе идеи прав человека включена в кон-

текст решения более общей задачи - разработка политического

проекта современности, целостное осмысление понятий "право",

"справедливость" и "государство", как условий легитимации госу-

дарства. Справедливость, проявляющаяся в виде дистрибутивной

выгоды, легитимизирует государственную власть. При этом посту-

лируется, что дистрибутивная выгода является необходимым усло-

вием функционирования общества. Те или иные формы политическо-

го устройства, схемы социального поведения получают право на

существование, легитимизируются, при наличия дистрибутивной

выгоды, в результате своего применения. Понятие прав человека

также должно соответствовать, и соответствует, критерию

дистрибутивной выгоды. Но анализ генезиса человеческого об-

щества, продемонстрировал, что права человека, отвечая условию

дистрибутивной выгоды, являются необходимым функциональным

элементом социума. Таким образом, они фундируются структурой

общества, функциональным взаимодействием между его частями.

Это обстоятельство вносит финалистский детерминизм в вербальную

манифестацию идеи прав человека ( "признание прав человека в

качестве основных прав было, в лучшем случае, всего лишь

последним камнем в том здании духовной и правовой истории,

фундамент которого был заложен европейским Просвещением и сред-

невековыми хартиями вольности, а также классической греческой

философией, эллинизмом, христианством и иудаизмом" ( 63 с.294))

Права человека обосновываются в ткани социального организма; так-

же отчасти в биологической природе человека (желание выжить,

да и желание справедливости,дистрибутивной выгоды имеет там,

возможно, свою причину), и нота предопределенности (не ге-

нетической ) идеи прав человека, внесла некую дисгармонию в

методологические основания исследования.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги рассмотрения модификации естественноп-

равовых концепций, можно сделать вывод о том, что этот

процесс самым тесным образом связан с социокультурной ди-

намикой. Понимание последней позволяет найти адекватные

критерии типологизации естественно-правовых концепций.

В этой связи, представляет интерес концепция социокуль-

турной динамики (и динамики связанных с ней правовых

систем) предложенная П.А.Сорокиным ( 54 ).

П.Сорокин выделяет три типа социокультурных систем. Пер-

вая - идеациональная, главным принципом или главной исти-

ной (ценностью) которой был бог. Так, например, средневе-

ковая культура во всех своих взаимосвязанных компонентах

выражала веру в Бога. Архитектура и скульптура были "Биб-

лией в камне". Литература также была насквозь пронизана

религией и христианской верой. Живопись выражала биб-

лейские темы. Философия была практически идентична рели-

гии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной

ценности или принципа, каким является Бог. Право, равно

как и этика, "представляли собой только дальнейшую разра-

ботку заповедей христианства"(54 с.430). Иными словами,

стержнем идеациональной системы, является принцип сверх-

чувственности объективной реальности. Предметы вещного

мира были не просто предметами, а символами стоящей за

ними реальности. Вторым типом социокультурной системы яв-

ляется чувственный (или сенсорный). В отличие от потусто-

роннего идеационального типа, чувственный - посюсторон-

ний. Объективная реальность выступает в ней просто как

объективная реальность. За предметами вещного мира, не

сокрыто никакого другого пространства, а их смысл заклю-

чен только в их сенсативном восприятии. Именно этот прин-

цип "провозглашается нашей современной чувственной куль-

турой во всех ее основных компонентах: в искусстве и нау-

ке, философии и псевдорелигии, этике и праве, в образе

жизни и умонастроениях людей" (54 с.431). Третим типом

системы, является идеалистический. Основной его принцип

частично сверхсенсорный и религиозный, а частично

светский и посюсторонний. Он выступает промежуточным зве-

ном между идеациональным и чувственным типами социокуль-

турных систем. Все эти типы: идеациональный, идеалисти-

ческий и чувственный, последовательно, циклично сменяя

друг друга - "обнаруживаются в истории египетской, вави-

лонской, греко-римской, индуистской, китайской" и других

цивилизациях" (54 с.432).

Идеациональный свод законов (позитивное право) рассматри-

ваеся как данный Богом или Абсолютом. Главным образом он - jus

divinum ( божеское право ), jus sacrum ( священный закон ).

Его нормы считаются заповедями Бога. Как таковые, они стано-

вятся абсолютными, хотя и не отвергают в принципе утилитарные

соображения. Не допускается частое внесение изменений в эти

правила. Нормы идеационального закона не направлены на увели-

чение чувственного счастья. Мы можем не всегда понимать их

мудрость, наличие которой неоспоримо. Почти все идеациональные

нормы прникнуты главной идеей содействия союзу человека с

Абсолютом и его очищения в случае совершения преступления. В

таких законадательных сводах преступление синонимично греху,

так же как и послушание закону тождественно послушанию Богу и

спасению. Поэтому в уголовном праве идеациональный свод зако-

нов всегда содержит среди наказуемых и запрещенных действий

много таких актов, которые нарушают предписываемые правила в

отношениях человека к Богу и сверхчувственным ценностям. Более

того, система процессуальных норм, регламентирующая судебные

показания, включает в себя ряд сверхчувственных свидетельств в

форме "божественных показаний", высказывний пророков, оракулов

и других сверхестественных методов для определения виновности

или невиновности обвиняемого. Система отправления правосудия

основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические де-

ла.

" В идеациональной системе, легитимным считается лишь тот

авторитет правительства, который происходит в конечном счете

от Абсолюта, а не от физической силы, богатства или популяр-

ности" ( 54 с.497). Соответственно и позитивное законода-

тельство должно фундироваться Абсолютом, точнее правом исходя-

щим от Бога, включенным в контекст универсального вселенского

порядка. Эти типичные черты идеационального права можно встре-

тить в " светском и канонических законах средневековой Европы,

в законах раннеархаических Рима и Греции, и в любой другой

идеациональной культуре" (54 с.497).

Чувственное право представляет собой совершенно иную кар-

тину. Оно рассмтривается чувственным обществом как созданное

человеком. Его цель исключительно утилитарна: сохранение чело-

веческой жизни, охрана собственности и имущества, мира и по-

рядка. Его нормы относительны, изменяемы и условны: ряд пра-

вил, целесообразных при одних обстоятельствах или для одной

группы людей, становятся бесполезными или даже вредными при

иных обстоятельстах и для другой группы лиц. Законы поэтому

предрасположены к постоянным изменениям. В такой системе права

не заложено ничего вечного и святого. Она не оперирует сверх-

чувственными ценностями и не пытается направить их в русло че-

ловеческих отношений. Отношения между людьми регулируются це-

ликом с точки зрения их целесообразности, полезности и

чувственного благополучия. Сверхчувственные ценности и рассуж-

дения не играют существенной роли в ограничении или контроле

этих утилитарных или чувственных побуждений. "Правительство,

которое устанавливает и проводит в жизнь такой кодекс - осно-

ванно либо на военной или физической силе, на богатстве или

способностях, либо на доверии избирателей" (54 с.499). Для ле-

гальности авторитета права не требуется никакой божественной

или сверхчувственной санкции.

Идеалистическое право занимает промежуточное положение между

чувственными и идеациональными системами. На этой стадии, пра-