Смекни!
smekni.com

Субстантивные определения в повести Паустовского О жизни (стр. 5 из 22)

Обособленные приложения расширяют сферу своих функций за счет бльших синтаксических возможностей. Так, А.Г. Руднев выделяет три основных функции обособленных приложений: 1) пояснительная, для пояснения определяемого слова путем синонима, путем расшифровки или указания на отличительный опредмеченный признак; отдельной разновидностью пояснительной функции является указание на собственное имя, отношение к роду деятельности, нации, семье и пр.; 2) уточняющая, при которой раскрывается или конкретизируется объем понятия; иногда уточнение может сопровождаться эмоционально-экспрессивным оттенком; 3) усилительная, при которой усиливается смысловое или эмоциональное содержание другого члена предложения[19].

§7. Задачи работы. Материал для исследования

Данная работа предполагает решение следующих задач:

– проанализировать разные виды несогласованных субстантивных определений с точки зрения их морфологической выраженности, степени синтаксической членимости, обособленности-необособленности, вхождения их в двучленные и многочленные сочинительные ряды, а также с точки зрения особенностей их функционирования в художественной речи;

– проанализировать разные виды приложений с точки зрения их морфологической выраженности, степени синтаксической членимости, обособленности-необособленности, вхождения их в двучленные и многочленные сочинительные ряды, а также с точки зрения особенностей их функционирования в художественной речи;

– проанализировать роль необособленных и обособленных субстантивных определений, выраженных именами собственными и именами нарицательными, в художественной речи.

Материалом для исследования является корпус словоупотреблений субстантивных определений разных видов в «Повести о жизни» Г.К. Паустовского.

§8. Место «Повести о жизни» в творчестве Г.К. Паустовского

«Повесть о жизни» Г.К. Паустовского является вершиной его творческой биографии, наиболее полным воплощением его художественного мировоззрения и принципов работы над словом. По сути, это дело всей его жизни. Она состоит из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скита­ний» (1963). Перед нами проходит жизнь писателя с1909 по 1934 год, то есть по существу более трети всей его плодотворной творческой работы.

«Повесть о жизни» построена, можно сказать, по законам драматургии. Первая книга («Далекие годы») является как бы введением к повествованию. Во второй («Беспокойная юность») действие развивается. В третьей и четвертой («Начало неведомого века» и «Время больших ожиданий») события достигают наибольшего напряжения, а в пятой («Бросок на юг») ощущается некоторая разрядка. Шестая — «Книга скитаний» не была завершающей повестью. Писатель намеревался продолжить повествование до пятидеся­тых годов, однако смерть не позволила сделать этого.

Это не обычное литературное произведе­ние, это представленная в событиях, лицах, звуках и красках жизнь страны на протяжении нескольких десятилетий, это прославление жизни и радостей бытия, это страст­ная исповедь человека, родившегося с душой отзывчи­вой, легкоранимой, открытой для всего прекрасного в мире, а принужденного жить среди людей равно­душных, корыстолюбивых и подчас жестоких.

В широком и разножанровом повествовании за внешним экзотическим фоном, калейдоскопом разномасштабных событий и встреч мы ощущаем развитие своеобразной личности художника. Мы видим и чув­ствуем неповторимое переплетение личного и об­щественного, формирование мировоззрения писателя, преодоление им «книжной» романтики и поиск путей сближения с жизнью.

«Повесть о жизни» создана писателем в годы его творческой зрелости. Одно из основных достоинств повести в том, что она зовет читателя к разумной, творческой жизни, к спра­ведливости и правде. Она утверждает чистую и воз­вышенную любовь к прекрасному в людях и во всем, что их окружает[20].

В творчестве Паустовского значительное место за­нимает тема человека и природы, человека и общества. В мироощущении Паустовского природа никогда не была предметом только любования или отдыха. Природа была для Паустовского одним из источни­ков глубинного познания русского языка.

Если попытаться разобраться в слагаемых живопис­ной прозы Паустовского, то можно увидеть ее состав­ные части: свет, цвет, звуки, запахи. Но все-таки они будут мертвы без сердца и разума писателя, без его умения так нарисовать окружающий мир, так передать свое ощущение и настроение, чтобы душевное состоя­ние автора и читателя пришли в полное соответствие друг с другом.

Жанр автобиографической прозы предопределил и принципы работы над словом. Важную роль играет описательная сторона произведения, его изобразительно-выразительный аспект. Поэтому представляется, что, с точки зрения отбора языковых средств, большое значение для решения этой художественной задачи должны иметь лексические и синтаксические единицы, выражающие атрибутивные отношения, в том числе разного рода субстантивные определения.

§9. Цель и методы исследования

Целью исследования является анализ функционирования разных видов субстантивных определений, таких, как несогласованные субстантивные определения и приложения, как обособленные и необособленные субстантивные определения, в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского, а также определение их роли в художественной речи писателя.

Методы исследования включают в себя метод традиционного лингвистического описания (дескриптивный), метод функционального анализа единиц синтаксического уровня языка в художественном тексте, метод количественного анализа (статистический).


ГЛАВА І. Анализ несогласованных субстантивных определений в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского

§1. Определения, выраженные одиночными падежными и предложно-падежными формами

Определение как структурно-семантический компонент предложения обладает следующими грамматическими признаками: 1) синтаксической отнесенностью в предложении к члену предложения, выраженному субстантивным членом или сочетанием; 2) односторонним характером синтаксической зависимости – зависимости только от одного члена предложения; 3) наличием связи согласования; 4) морфологической представленностью именем прилагательным; 5) обычностью синтаксического положения при определяемом члене, отсутствием инверсии, т.е. в основном – контактной препозицией; 6) вхождением в состав одной синтагмы с определяемым членом предложения[21].

Однако в полном объеме эти морфологические и синтаксические признаки характерны только для согласованных определений. Несогласованные определения связаны с определяемым словом по способу беспредложного и предложного управления и примыкания. Они выражаются именами существительными в косвенных падежах, личными местоимениями в притяжательном значении, сравнительной степенью прилагательного, наречием, инфинитивом, свободными и синтаксически нечленимыми словосочетаниями: площади города (ср. городские), бумага в клеточку, ее родители, материал попрощеи т.д.

Определение в форме косвенного падежа имени существительного, в отличие от дополнения, выражается: 1) родительным субъекта: приезд делегации, пение соловья; 2) родительным принадлежности: территория санатория, колесо велосипеда; 3) родительным части целого: вершина горы; 4) родительным носителя признака; сила ветра, теплота ночи; 5) родительным отношения к лицу: заключение эксперта; 6) родительным материала: шкаф красного дерева; 7) родительным определительным; человек дела, сукно зеленого цвета; 8) дательным назначения: письмо другу; 9) творительным сопровождающего признака: журнал с иллюстрациями, девушка с характером; 10) предложным определением со значением полноты охвата признака: костюм в заплатах.

Особый случай представляют определения, в которых совмещаются значения атрибутивное и обстоятельственное: Труден подъем на вершину (подъем – какой? подъем – куда?). Как указывают Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова, «в подобных случаях перед нами так называемые обстоятельственные определения»[22].

Как указывается в учебнике под редакцией Е.М. Галкиной-Федорук, «несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение, усилить их смысловую нагрузку. Такие определения близки по значению к придаточным предложениям»[23].

Нами установлено, что в структуре художественной речи «Повести о жизни» К.Г. Паустовского много субстантивных определений, выраженных как одиночными падежными и предложно-падежными формами, так и словосочетаниями разного типа.

Рассмотрим субстантивные несогласованные определения, морфологически выраженные падежными и предложно-падежными формами. Приведем примеры.

От музыки дрожали листьяфикусов (І, 11)[24] . Несогласованное определение фикусов выражено существительным в родительном падеже множественного числа, находится в постпозиции к определяемому слову листья, использован родительный принадлежности, от определяемого слова ставится вопрос – какие?