Самым слабым и самым массовым видом нарушения выступает девиантное поведение. Оно не сводится к многочисленным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла слова "девиантность" существует и позитивное. Отклоняться от среднего стандарта поведения можно как в отрицательную, так и в положительную сторону.
В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного кодекса. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение).
Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом [4, с.156-160]. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм девиантного поведения.
Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие "норма".
Итак, социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличии от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает.
Многие ученые ставили себе цель объяснить феномен женской преступности. В научных кругах до сих пор ведутся споры относительно психологической или врожденной биологической природы женской преступности, ее экзо- или эндогенности.
Теории эндогенной преступности объясняют явление женской криминализации, основываясь на психогенетических факторах. Известно, что один из основателей криминологии Ч. Ломброзо высказал мнение о психической предрасположенности всех женщин к совершению преступлений. Так, даже случайные преступницы, по его мнению, "обнаруживают, благодаря жизненным условиям, ту долю нравственной извращенности, которая свойственна каждой женщине, которая находится в ней в обыкновенных условиях в скрытом состоянии" [5].
Сторонники биологической криминологии усматривают причины женской преступности в физиологических и биологических особенностях человека. В частности, некоторые ученые данной школы объясняют женскую агрессивность через аномалии хромосомного набора. Так, в норме половые хромосомы женщины должны быть вида "хх", а у мужчины "ху". Причиной женской агрессивности ученые считают наличие у некоторых женщин хромосомного набора типа "хху", то есть наличие у них "лишней" мужской хромосомы. Авторы эндокринных биологических теорий находят истоки агрессивности в аномалиях функционирования желез внутренней секреции и выработке ими повышенного количества веществ, вызывающих нервозность и агрессивность, таких как тестостерон.
Однако прямой корреляции между количеством судимостей и биологическими задатками женщин не обнаружено. Вполне вероятно, что последние влияют на женскую преступность косвенным путем: особенности физиологии женщин обусловливают их роль в обществе и оказывают, таким образом, влияние на поведение женщины, в том числе преступное.
Факторы, являющиеся причинами женской преступности, можно разбить на четыре группы:
1)неблагоприятные процессы в области культуры, изменение понятия женской культуры, подмена ее различными суррогатами;
2)социально-политическая ситуация в стране;
3)профессиональная деятельность женщин;
4)семейная жизнь и бытовая сфера [6, с.160-162];
К первой группе факторов относятся:
‾ недооценка обществом значимости исконно женских функций (рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, рукоделие и т. п.);
‾ приоритет мужских видов деятельности (государственная служба, производство, коммерция);
‾ порочность женского движения, поощряющего выполнение женщинами мужских функций.
Эти факторы приводят к постепенной утрате женской культурой таких явлений, как женственность, кроткость, нежность, милосердие.
Во вторую группу можно включить:
‾ повышенную криминогенность культуры, навязываемой средствами массовой информации;
‾ кризис экономики, обнищание значительной части населения, безработицу (причем доля женщин среди безработных составляет 80%);
‾ криминальный рационализм бытия, то есть ограничение возможности обеспечить нормальную жизнь законными способами;
‾ неуверенность в завтрашнем дне, провоцирующую наркоманию и алкоголизм.
Отдельно следует упомянуть межнациональные конфликты, представляющие собой одно из наиболее криминогенных явлений. В результате военных конфликтов женщины теряют мужей, родственников, место жительства. Одинокие женщины и девушки часто становятся объектом надругательств, следствием чего, как правило, становится тяжелейшая психологическая травма и значительно снижается возможность контроля за совершаемыми действиями [7, с.201].
К генерирующим женскую преступность факторам, связанным с трудовой деятельностью (третья группа), относят:
‾ недостатки правового регулирования женского труда (проблемы трудоустройства, несоответствующие условия труда, более низкая по сравнению с мужчинами заработная плата);
‾ недостаточную социальную поддержку работающей женщины (ненадлежащая охрана труда, отсутствие заботы о детях сотрудницы и социальных льгот).
Факторами, связанными с семейной и бытовой сферой (четвертая группа), являются:
‾ семейные конфликты (в родительской или собственной семье);
‾ отрицательное влияние мужа или сожителя (подстрекательство к преступлению);
‾ отсутствие постоянного места жительства;
‾ агрессивная реклама красивой и модной одежды, которая в сочетании с низким уровнем жизни создает мотивацию к совершению корыстных преступлений.
Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое одобряется законом, - делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку. Говоря о женской криминальной мотивации, необходимо отметить, что в нормальных условиях женщины практически не совершают преступлений. Чаще всего на совершение преступных деяний их толкают драматические обстоятельства собственной жизни. Современный темп и стиль жизни вынуждают женщин брать на себя традиционно мужские функции, что приводит к восприятию ими элементов мужской культуры, позволяет им самоутверждаться, но при этом оставляет глубокую психологическую неудовлетворенность и чувство вины. Отсюда чувство враждебности мира, неуверенность и, как следствие, вероятная защитная агрессия, ожесточение, социальная дезадаптация.
Так, на Таити женщинам запрещалось прикасаться к оружию, на Маркизских островах преступлением считалось появление женщины на корабле, а в Древней Иудее жестоко каралось ношение женщинами мужской одежды (Приложение А).
Нередко женщины становились жертвами не только порядков и традиций общества, но и просто предубеждений: сотни тысяч женщин были сожжены на кострах инквизиции по обвинению в колдовстве. Последний факт можно объяснить бытующим тогда мнением об изначально порочной природе женщин[8, с.161].
Женщины многих развитых стран сегодня ведут борьбу за равные с мужчинами права. Равноправие полов признается одним из непременных атрибутов демократического общества. Равные права подразумевают равную ответственность за совершаемые действия.
В Российской Федерации на сегодняшний день, несмотря на преобладание среди населения доли женщин, мужчин среди преступников в 6 раз больше. В то же время наблюдается рост доли женщин-преступниц в общем числе преступников (примерно на 5% за последнее десятилетие), что связано с общим повышением социальной активности женщин[9, с.405-409].
Говоря о женской криминальной мотивации, необходимо отметить, что в нормальных условиях женщины практически не совершают преступлений. Чаще всего на совершение преступных деяний их толкают драматические обстоятельства собственной жизни. Современный темп и стиль жизни вынуждают женщин брать на себя традиционно мужские функции, что приводит к восприятию ими элементов мужской культуры, позволяет им самоутверждаться, но при этом оставляет глубокую психологическую неудовлетворенность и чувство вины. Отсюда чувство враждебности мира, неуверенность и, как следствие, вероятная защитная агрессия, ожесточение, социальная дезадаптация.
Особенности женской психики в сочетании с психическими отклонениями порождают иногда такие чудовищные преступления, как детоубийство. Известно, что убийство женщиной собственного грудного ребенка воспринимается ею как символическое самоубийство.