Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 13 из 45)

Курганы с грядами характерны лишь для тасмолинской культуры.

«Курганы с усами» встречаются в нескольких вариантах. Одни из них, когда большой курган расположен на запад от меньшего. От последнего на восток отходят две дугообразные гряды от 20 до 200 л длиной и 1,5-2 м шириной. Они часто на обоих концах имеют круглые сооружения - курганчики. Другой вариант — это, когда меньший курган расположен рядом с большим по оси север — юг, а гряды отходят на восток от насыпей обоих курганов. В археологии известны случаи, когда малый курган возведен непосредственно на большом. Еще одним вариантом следует считать комплекс курганов без малого.

Для сооружения всех типов курганов с грядами характерна следующая закономерность — в главном (большом) кургане находилось захоронение с погребальным инвентарем. В малом кургане могилы нет, но под насыпью, в центре, на уровне древней дневной поверхности при раскопках встречаются конский скелет или отдельные кости — череп, кости ног; в восточной части под насыпью стояли один или два глиняных сосуда. Независимо от вариантов, система расположения покойника в большом кургане, останков коня и ритуальных сосудов в малом — постоянна. Одновременность сооружения всего комплекса и погребений не вызывает сомнения.

Конструкция каменных гряд до сих пор точно не выяснена. Есть предположение, что это остатки невысоких стен с башенно-столбовыми сооружениями на концах. Специальное изучение гряд одного из курганов показало, что гряды состоят из отдельных звеньев, между которыми иногда вкопаны вертикальные каменные плиты. Каждое звено обложено плитами, а пространство между звеньями заложено камнями.

В одном случае была выявлена и конструкция усов — это коридорообразные строения, сложенные из параллельно вкопанных на ребро каменных плит. Ширина «коридора» 70-80 см. Стенки через каждые 1,2-1,5 м перегорожены каменными плитами. Сверху коридор перекрыт ими же.

Могильные ямы, находившиеся под насыпью больших курганов, имели овальную форму. Максимальные размеры их 1X2 м, глубина 2 м. Сверху ямы всегда перекрывались каменными плитами. В яму помещался покойник в вытянутом положении на спине, головой на север. Под насыпью на уровне дневной поверхности находились кольца из камня, опоясанные рвом у основания.

Такие могильные ямы, захоронения, с определенным размещением покойника, характерны для периода тасмолинской культуры, которая имеет свои хронологические рамки.

1.5 Археология средневекового Казахстана

Процесс перерастания поселений в города — это прежде всего процесс отделения города от деревни. Города — это центры концентрации ремесел и торговли. Появление городов было связано с развитием ремесленного производства и сопутствующего ему обмена.

В самом общем виде можно принять следующее определение города: агломерация людей, оторвавшихся в какой-либо степени от земледелия, занятых ремесленно-торговой деятельностью и имевших определенный административный статус. Сосредоточие ремесленников в феодальном городе, разумеется, не означает отсутствия ремесленников в соседних селах, так как и преобладание в городе ремесленно-торговой деятельности не исключает полуаграрного характера ряда городских поселений.

Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о проживании в городах, с одной стороны, потомков древнеземледельческого населения — кангюев и усуней, с другой — осевших на землю тюргешей, джикилей, тухси, карлуков и других племен. Как свидетельствуют исторические и этнографические наблюдения за жизнью кочевых народов, «чистых кочевников» история не знала. К. Маркс писал относительно прошлого Азии: «У всех восточных племен можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части».

Средневековые города сыграли важную роль в развитии экономики, социальных отношений, культуры, науки и искусства Казахстана эпохи феодализма.

Тараз. В письменных источниках город Тараз известен с VI в. В 568 г. Тараз (Талас), находившийся под властью тюркского кагана Дизабула, црибыло посольство византийского императора Юстиниана во главе с Земархом Киликийским. В первые десятилетия VII в. город играет важную роль на трассе Великого шелкового пути. С этого времени он становится широко известным городом Востока. Сведения о нем содержат маршрутники, древние хроники и географические сочинения.

В конце X-XI вв. после завоевания Средней Азии династией караханидов, Тараз становится столицей одного из уделов нового государства. В городе чеканится монета, строятся великолепные архитектурные ансамбли.

Городище древнего Тараза почти не сохранилось. Его территория занята постройками современного города Джамбула. В относительно хорошем состоянии несколько десятилетий назад находилась северо-западная часть памятника, описание которого сохранилось в трудах М. Е. Массона и А. Н. Бернштама. Северная стена шахристана прослеживалась на расстоянии 370 м, западная — на 160 м. На юге остатки городища были видны на протяжении 200 м. К северной стене шахристана примыкала цитадель. Это был прямоугольный в плане бугор со сторонами: северная 175 м, западная 117 м, восточная 115 м и южная 125 м.

Стратиграфические шурфы и раскопки на шахристане и цитадели городища позволили установить основные этапы жизни и развития города. В раскопках на цитадели определена мощность культурных напластований в 7,5 м. Слой первых вв. н. э. обнаружен в раскопках на цитадели и в юго-западной части шахристана, мощность его 0,5 м. Слой состоял из зольных прослоек, обломков сырцовых кирпичей. Керамика, собранная в слое, представлена обломками хумов.

Слой IV-VI вв. в шурфе на цитадели имеет толщину 1,5 м. В нем вскрыты остатки помещений из прямоугольного сырцового кирпича размерами 50X29,5X9,5 см. Стены здания сохранились на высоту до 1 м, толщина их 1-1,5 м. В слое обнаружена своеобразная керамика - тонкостенные чаши, покрытые снаружи белым или розовым ангобом (обмазкой), кувшины с носиком, хумы, жаровни.

Керамика этих слоев представлена двумя группами: неполивной и поливной. Неполивная продолжает традиции предшествующего времени. Это краснолощеные кружки и кувшины с резным орнаментом, крышки с резьбой. Для поливной посуды характерна белая, прозрачная, зеленая и коричневая глазури. Орнамент представляет собой растительные и геометрические мотивы.

Слой XI-XII вв. датируется монетами. В нем найдены изделия из металла — обломки железных ножей, кусочки бронзовых изделий, бусы из стекла и камней, стеклянные сосуды. Наиболее массовыми находками является поливная посуда — чаши, блюда, светильники. Полива на них прозрачная, положенная поверх белого ангоба. Роспись на посуде выполнена коричневыми, зелеными и красными красками, иногда в сочетании с гравировкой. Орнамент растительный, геометрический и буквенный. Неполивная керамика представлена узкогорлыми кувшинами, кружками, чашами, хумами.

Одним из наиболее известных средневековых городов Южного Казахстана был Испиджаб. В письменных источниках он упоминается еще в VII в., а в IX в. назван величайшей пограничной крепостью. В начале X в. Испиджаб известен не только как укрепленный пункт, но и как богатый торговый центр на Великом шелковом пути. «Постройки города из глины, — писал географ X в. ал-Иетахри, — его рынки переполнены, он обилен плодами, в нем — богатые урожаи и много всяких полезных вещей. Вокруг него много городов и селений».

Более подробно об Испиджабе сообщает ибн Хаукаль: «Испиджаб — город, (равный) приблизительно трети Бинкета. Он состоит из медины, цитадели и рабада. Цитадель разрушена, а медина и рабад населены, вокруг медины стена и вокруг рабада также стена окружностью около фарсаха (6-7 км). В рабаде его сады и воды. Постройки его из глины. Он (лежит) на равнине, между ним и ближайшими к нему горами около трех фарсахов. У медины четверо ворот, в том числе ворота Нуджеке-та, ворота Фархана, ворота Савакрасы и ворота Бухары. Рынки его в медине и рабаде, дом правления, тюрьма и соборная мечеть в медине. Это обильный людьми и обширный город, во всем Хорасане и Мавераннахре нет города, с которого бы не взымался харадж, кроме Испиджаба».

Испиджаб был широко известен не только как центр транзитной торговли. Здесь производились многие высококачественные товары, имевшие спрос далеко за пределами Казахстана. Из Испиджаба вывозились белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.

Во второй половине XI в. наряду с названием Испиджаб употребляется и другое — Сайрам. В начале XIII в. этот цветущий город вместе с Таразом, Усбаникетом, Саураном был разрушен хорезмшахом Мухаммедом. Вот как повествуют об этом скупые строки древней хроники: «Испиджаб — название большого города, одного из главных городов Мавераннахра, на границах Туркестана. Он был одной из самых процветающих и приятнейших стран Аллаха, наиболее плодородных, обильных деревьями, проточными водами и прекрасными садами. (Так было) пока не пали на эти местности удары судьбы и превратности рока сначала с хорезмшаха Мухаммеда. Он завладел Мавераннахром и уничтожил царство ханидов (караханидов), а их было несколько и каждый охранял свой край. Когда не осталось из них никого, он не смог охранять эти города из-за обширности их области, разрушил своими руками большинство пограничных крепостей и отдал их на разграбление своим войскам. Жители их выселились оттуда и покинули их. И остались сады опустевшими полностью, заставляя плакать глаза и скорбеть сердца из-за разрушенных замков и пустых жилищ и домов. Заблудился проводник этих каналов и они стали течь, блуждая во все стороны без выбора. Потом в 1219-1220 гг. последовали несчастья, подобно которым не происходило с тех пор, как стоят небо и земля. Это приход татар... Они погубили тех, кто оставался там. И не осталось от тех прекрасных садов и славных замков ничего кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Скупые, но выразительные слова.