Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 2 из 45)

Своеобразный культурно-исторический мир раннего железного века открыли археологи в степях Евразии и примыкающих к ним с юга горных долинах. Здесь возникла своеобразная цивилизация скотоводов - скифов, савроматов, саков и других древних народов степного пояса, сыгравших большую роль в мировой истории.

С территории Восточной Европы и Северной Азии связаны события Великого переселения народов, а также, частично или полностью этногенетические процессы сложения и культурогенеза протоэтносов и крупных этносов древности. Решение вопросов этногенеза также невозможно представить без археологии.

Когда речь идет о древности и даже средневековье, то письменных источников почти всегда не достаточно, и во многих случаях по ним вообще бывает трудно восстановить ход событий. Так без археологических материалов на возможно было бы представить историю.

1.2 Развитие археологической науки Казахстана

Археологическая наука сравнительно молода - она сформировалась в основном в ХIХ-ХХ вв. Еще недавно её основные принципы и направления были неясны, что заставляло относить ее к самым разным разделам знаний, в частности к биологическим наукам, искусствоведению. Однако быстрые успехи археологии определили ее место в ряду общественных наук. Целые разделы исторического прошлого были созданы на основе археологических данных. Так, еще около двух веков тому назад история человечества охваты вала приблизительно 3000 лет. Причем первая половина этого периода связывалась лишь с Альпами, горами Иудеи и Сахарой. Благодаря археологии возраст человечества был; отодвинут в глубь столетий, и сейчас мы говорим уже об 1-2 млн. лет его эволюции. Весь современный мир теперь знает о выдающихся античных цивилизациях Греции и Рима, культуре Египта эпохи фараонов, государствах междуречья Тигра и Евфрата - Вавилоне и Ассирии, об искусстве скифов и саков.

Археология произвела переворот в исторической науке, пространственный горизонт истории, в сотни раз картину прошлого. У истоков развития археологии Казахстана стояли выдающиеся русские востоковеды и историки - В.В. Бартольд, В.В.Радлов, П.И. Лерх, а также представители передовой русской интеллигенции. Показательно отношение к истории и культурному наследию казахского народа выдающихся представителей русского народа. Так, известный историк культуры В.В.Стасов еще в прошлом столетии указывал, что «казахстанские археологические памятники представляют не меньший интерес, чем классические древности Рима. От чего старому городу возле Джанкента (развалины на Сырдарье, вблизи Казалинска) не быть нашей Помпеей», - писал он одной из своих работ. Несколько забегая вперед можно сказать, что его слова пророчески сбылись. Сегодня мир знает о раскопках казахстанских археологов в Отраре и Таразе, об уникальных находках в кургане Иссык.

Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат средневековым ученым, историкам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или известные им по рассказам необыкновенные предметы, изображения.

Важную роль в научном изучении древностей Казахстана сыграли указы Петра I предписывающие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения Сибири и прилегающих к России территорий Казахстана. В результате этих действий в 1701 г. появилась «Чертежная книга Сибири», написанная сыном тобольского боярина С. Ремезовым. В ней наряду с географическими данными сосредоточены сведения об археологических памятниках казахских степей.

Археологическое изучение Казахстана в 1768-1774 гг. продол жила вторая академическая экспедиция, организованная с целью изучения истории, географии и этнографии народов Поволжья, Урала, Сибири и Казахстана. В экспедиции участвовали выдающиеся ученые того времени: П.С. Паллас, И.П. Фальк, И. Г. Георги, П.И. Рычков, X. Барданес и др.

В первой половине XIX в. в России усилился интерес к природным богатствам Центрального и Восточного Казахстана. Геологи, горные инженеры, в ходе своих исследований обращали внимание и на памятники, описывали их, делали зарисовки и таким образом увеличивали запас сведений о памятниках.

К середине XIX в., таким образом, был собран значительный материал, в основном по Центральному, Северному и Восточному Казахстану. Этот этап в развитии археологии Казахстана можно охарактеризовать как начальный.

Со второй половины XIX в. памятнику Казахской степи привлекают внимание Археологической комиссии, исторического музея, Московского археологического общества.

1862 г. археологические работы в Казахстане проводит В. В. Радлов, с именем которого связаны первые, проведенные на научной основе раскопки погребений бронзового века. В. В. Радлов предложил классификацию и периодизацию памятников древностей северо-восточного Казахстана и Сибири. Историю культуры этих районов он делил на периоды: медный и бронзовый век, древнейший железный век, новейший железный век и раннее средневековье. Труды этого ученого явились большим шагом вперед в развитии археологии Казахстана.

В 1867 г. по поручению Археологической комиссии известный русский востоковед П.И. Лерх исследовал Туркестанский край. Он осмотрел развалины сырдарьинских городов Сауран, Сыгнак, побывал на ряде городищ Таласской долины, произвел раскопки на городище Джанкент. Кроме регистрации, тщательного описания средневековых городищ П. И. Лерх сделал выборку письменных известий о них, дал анализ и комментарий к этим извлечениям. Сопоставив сведения письменных источников со своими археологическими находками, он же отождествил некоторые развалины с конкретными историческими городами.

Событием, сыгравшим поворотную роль в развитии археологии стала командировка в этот регион В. В. Бартольда в 1893-1894 гг. Им были осмотрены памятники Чуйской и Таласской долин, Иссык-Кульской котловины и долины реки Или. Его «Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью» до сих пор остается образцом историко-археологического исследования. Опираясь на многочисленные письменные источники, исследователь дал локализацию городов, отождествив их с конкретными обследованными им памятниками. Среди них был Тараз. Он отметил древние истоки городской культуры в районе города Верного. Последующие работы В.В. Бартольда приоткрыли завесу над прошлым народов Средней Азии и Казахстана. Его фундаментальные изыскания стали основой многих последующих исследований в области изучения исторической топографии городов, их локализации, роли в исторических событиях древности и средневековья, истории возникновения и развития самих городов в свете тюрко-согдийских отношений. С его именем связана организация Туркестанского кружка любителей археологии, созданного в Ташкенте в 1895 г. и объединившего представителей местной интеллигенции, военных, чиновников, интересующихся прошлым края, его историей, памятниками археологии, историей архитектуры и искусства.

Значительную роль в археологическом изучении Центрального, Северо-Восточного Казахстана сыграли созданные в начале XX в. Западно-Сибирский, Семипалатинский и Оренбургский отделы Русского географического общества, Оренбургская ученая архивная комиссия.

В целом, выделяется первый период развития археологии в Казахстане, который охватывает время с середины XIX в. до 1917 г.

В 1920 г. в Ташкенте образовался Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы (Туркомстарис). Ближайшей задачей комитета, по предложению В.В. Бартолъда, стало составление археологической карты Туркестана. Таким образом, было положено начало учету, изучению, сохранению памятников древности.

Среди работ первых послереволюционных лет привлекают интерес исследования П.П. Иванова в Сайраме и В.Д. Городецкого в Семиречье и на юге Казахстана, в Таласской долине. Открытие и раскопки в Западном Казахстане могильников Киргильда I и Киргильда II, Урал-Сай, Кунанбай-сай, произведенные в 1926 г. М.П. Грязновым, дали богатый материал.

В 30-е годы ряд крупных экспедиций охватил и своими исследованиями многие регионы республики.

Важную роль в изучении древних памятников Сары-Арки и особенно древнего горного дела и медеплавильного производства сыграл К. И. Сатпаев.

В эти же годы оживляется деятельность научных учреждений Казахстана. Регистрацию памятников, учет случайных находок и небольшие раскопки осуществляет Центральный музей Казахстана. В печати появляются статьи о городище на р. Коксу и о памятниках Семиречья. Одно из важных мест в археологических работах 30-х годов занимают экспедиционные исследования в Семиречье, организованные Институтом истории материальной культуры (ИИМК АН СССР) совместно с Казахским филиалом Академии наук под руководством А.Н. Бернштама (1939-1940 гг.) Семиреченская археологическая экспедиция провела широкую разведку и стационарные раскопки на ряде городищ. В статьях А.Н. Бернштама были не только опубликованы новые материалы, но и намечены, и частично решены важнейшие проблемы истории средневекового города, взаимодействия оседлого и кочевого населения юга Казахстана и Семиречья.

Период конца 20-х - начала 40- гг. можно считать вторым периодом в развитии Казахстанской археологии.

С учреждением в 1946 г. Академии наук в Казахстане большинство археологических работ в республике стал проводить Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Центр тяжести археологических исследований с этого времени переносится в Алма-Ату, формируется отдел археологии, первым руководителем которого стал А.Х. Маргулан. В отдел археологии были приняты и включились в активную работу Е.И. Агеева, Г.И. Пацевич, Т.Н. Сенигова, А.Г. Максимова, а позднее К.А. Акишев, Г.В. Кушаев, А.М. Оразбаев, М.К. Кадырбаев. В целом, 1946 г. стал началом третьего, качественного нового этапа в развитии археологии Казахстана.