Смекни!
smekni.com

И этнология (стр. 23 из 45)

В странах ближнего зарубежья проживают 1814300 казахов, в том числе в Узбекистане – 96200 чел., России – 687800 чел., Туркменистане – 87600 чел., Кыргызстане – 42600 чел., Украине 10500 чел., Таджикистане – 10000 чел., Азербайджане – 4000 чел., Грузии – 3000 чел., Молдове – 2000 чел., Армении – 500 чел., Беларусии – 300 чел.

В странах дальнего зарубежья: Китае – 1258500 чел.; Монголии – 83000 чел.; Афганистане – 28000 чел.; Турции – 20000 чел.; Иране – 3450 чел.; странах Балтии – 2500 чел.; Германии – 700 чел.; Японии – 40 чел.; Австралии – 40 чел.; Бельгии – 28 чел.; Саудовской Аравии – 28 чел.; Норвегии – 20 чел.; Кубе – 2 чел. Всего 1476228 чел. Кроме того, во Франции находятся 172 семьи; Щвеции – 51 семья; Пакистане – 36 семей; США – 23 семьи; Австрии – 18 семей; Щвейцарии – 4 семьи; Дании 4 семьи.

Характерной чертой казахского этноса является сложная и разветвленная внутриэтническая структура, пронизывающая сверху вниз весь социальный организм казахов. Структура казахов основанная на системе родства была чрезвычайно громоздкой и многоступенчатой. Каждое племя дробилось на множество иерархических организованных таксономических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой родства и общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему легендарному предку. Традиция единого генеалогического древа обусловливала обязательную инкорпорацию чужих этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначе говоря, на уровне семейно-родовых групп господствовали кровнородственные, а на уровне всего социума – традиции в сфере общественного сознания, закрепленные в мировоззрении и идеологии. Они составляли ядро духовного единства общества, поскольку большинство казахов не мыслили себя вне какой-то генеалогической группы. В повседневной жизни принадлежность к тому или иному ру (род), особенно при межгрупповом общении, определяло в известной мере социальный статус индивида, его положение в обществе и не редко вплоть до мельчайших деталей регламентировала отношение к нему окружающих, систему взглядов и общение с другими индивидами.

Казахский этнос подразделялся на три жуза, своеобразные этнотерриториальные общности: Старший, Средний и Младший, каждый из которых состоял из определенного количества крупных ру (род, племя).

Каждое племя имело свой собственный уран, т.е. особый символ родовой принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя предка, а также особую тамгу, т.е. знак собственности.

В масштабах рода осуществлялись все основные хозяйственные функции, а также он входил в военно-политическую организацию общества. В территориальном отношении крупные родоплеменные группировки, как правило, организовывались в территориальные общности «жұрт». Обычно более мелкие внутриплеменные подразделения, располагались по большей части смешанно, мозаично черезполосно. В отдельных случаях для некоторых крупных родоплеменных группировок свойственна своя самостоятельная политическая организация «улус».

Обозначения многочисленных уровней. В казахском языке употребляются для родовой системы обычно всего лишь несколько терминов ( ата-баласы, ру, арыс, ел и др.). Ру не имеет четкого смыслового значения и носит нередко универсальный характер. Перевод «ру» на русский язык термином «род» не совсем удачен. В последнее время широкое хождение получили термины «клан», «фратрия», «линидж», «патронимия» и т.д.

Этнический состав казахов интересен тем, что в нем имеются представители всех главнейших тюркских и монгольских племен. Как известно, жузы-своеобразное проявление древней триальной этнотерриториальной организации, появились в древние времена: триедиными были этнополитические структуры и правящие династии саков- скифов, гуннов, огузов, карлуков и многих других этносов Центральной Азии.

Рассмотрим в общих чертах родовую структуру казахских жузов.

Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию юго-западного Семиречья: бассейн реки Или, междуречья Чу и Таласа, предгорную полосу Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта, а также районы верхнего течения Сырдарьи. Зимние пастбища в основном располагались в равнинной части региона в песках, предгорных речных долинах, а в недалеком прошлом (XVIII в.) окраины Ташкента. Летние пастбища при вертикальном кочевании в основном были расположенны в горных и высокогорных районах западных острогов Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау и в полупустынной зоне по речным долинам и озерам при меридиональном кочевании. Казахи Старшего жуза в основном занимались кочевым скотоводчествим хозяйством, а в речных долинах и предгорных районах, сравнительно хорошо практиковалось поливное земледелие.

Племена Старшегого жуза, собирательно называемые уйсунь, нередко отождествляются с усунями древнекитайских династийных хроник. Появление этнонима уйсунь в составе казахского этноса и роль таких племен как джалаир в составе данного жуза требует дальнейших исследований.

Старший жуз состоял главным образом из древних племен канглы и дулат, образовавших сложные роды с частями уйсуней. Исконные жители юга Казахстана - племя канглы, в продолжении веков выделявшее мигрантов на юго-запад и запад вместе с родственным ему поколением шанышкылы (катаган), обитало на Сыр-Дарье и Чирчике, также в Ташкентском оазисе. Многочисленную часть Старшего жуза составляют дулаты, простираясь от р. Или до р. Сыр-Дарьи. Оно делится на четыре самостоятельных рода: ботпай, жаныс, сикым, шымыр. Самые ранние сведения о племенах албан-суан относятся к начальным векам нашей эры, в рассматриваемое время они кочевали в долине р. Или. В нижней части р. Или кочевали аулы самого древнейшего племени Семиречья-сарыуйсунов. Представители главного по значению племени Старшего жуза – джалаиров - жили в бассейне р. Каратал, в дуальном союзе, состоявшем из шести родов Сырманак и семи родов Шуманак, было всего 13 родов. Из остальных племен Старшего жуза шапырашты и ысты кочевали у Алатауских гор, вблизи современной Алматы, а племена сиргели, ошакты – в бассейне Сыр-Дарьи. По отношению к последним четырем, надо отметить, возможную их близость к канглам.

На основе ряда статистических материалов представляется возможным вычислить примерную численность казахов Старшего жуза. Она не превышала на рубеже XIX-XX вв. 1,5 млн. человек.

Согласно народным преданиям казахи Старшего жуза подразделялись на 11 племен: джалаир, ошакты, дулат, албан, суан, канглы, сары-уйсунь, шапрашты, сргели, шанышклы, ысты. При этом источники указывают на наличие ряда этнических групп, в частности, катаганов, шакшан, бестамгалы, в составе казахов Старшего жуза, которые занимали самостоятельную, промежуточную позицию в традиционной внутриэтнической структуре.

Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного по среднему течению Сырдарьи. Места кочевок казахов данного этнокультурного объединения охватывали в широком плане с запада на восток почти все пространство от водораздела Иргиз-Тургай до Западного Алтая и Тарбагатая, а с юга на север от среднего течения Сырдарьи, пустыни Бетпак-Дала и северной оконечности озера Балхаш до южных приделов Западно-Сибирской низменности, охватывая практически всю территорию Тургайского плато, Казахского мелкосопочного, бассейны рек среднего течения Иртыша, низовья и среднее течение Ишима, Тургая и Тобола, доходя до Кулундинской и Ишимской степи. Зимние пастбища казахов Среднего жуза располагались в основном в пустынной и полупустынной зонах на юге Казахстана и в лесостепной зоне – на севере региона при меридиональном кочевании и на предгорных равнинах и низкогорных участках, речных долинах и околоозерных районах – при вертикальном кочевании. Летние пастбища при меридиональном кочевании были расположены в степной зоне, в районах сравнительно хорошо обеспеченных в теплый период года атмосферными осадками и водными источниками при вертикальном кочевании – в низкогорных и высокогорных районах на альпийских и субальпийских лугах. Казахи Среднего жуза в основном занимались кочевым скотоводническим хозяйством, а речных долинах и околоозерных районах широко практиковалось земледельческое хозяйство и рыболовство.

Системообразующую роль в образовании Среднего жуза сыграли, по-видимому, природно-климатические условия, которые в сочетании с этнокультурными явлениями детерминировали специфику исторического процесса восточной части Казахстана. В этноисторическом плане происхождение казахов Среднего жуза следует, очевидно, связывать с этнокультурной общностью кыпчакских племен средневекового Казахстана, с кочевыми тюркскими и тюркизированными группами улуса Орда-Еджена. Численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1200-1300 тыс. человек и могла достигать 1500 тыс. человек с учетом казахов Китая и Монголии.

Все племена Среднего жуза известны еще в древние времена как самостоятельные этнические формирования. Политическая история средних веков способствовала сильной перемешанности племен Среднего жуза между собой. Но тем не менее в общих чертах расселение племен соответствует этногеографии домонгольского периода: на востоке - кереи, к западу найманы, еще далее аргыны и, наконец, кыпчаки.

Аргыны, происхождение которых исследователи связывают с белыми гуннами (аргу), был самым многочисленным родовым компонентом казахского народа. Аргыны занимали обширные регионы Центрального и Северного Казахстана. Родовая структура аргынов состоит из двух ветвей: по старшей линии «Бес Мейрам», младшей «Жетi Момын». Кроме них, в аргынскую конфедерацию входит ряд родов (таракты и др.).