Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи – из домотканого сукна и войлока, зимнюю – из меха. Для всех ее видов был характерен туникообразный покрой.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней мужской одежды – просторный, длинный халат (шапан). Халат шили из разнообразных тканей, легких и плотных , различных расцветок, но преимущественно однотонных и более темных.
Шапан носили во все времена года. Он является универсальной верхней одеждой. Одной из древнейших форм зимней одежды были купi, сшитый из естественно свалявшейся шерсти овец или верблюдов.
Наиболее обычной зимней одеждой были нагольные тулупы (тон). Шили его из дубленных овчин шерстью внутрь, богатые – из шкур четырех-пятимесячных ягнят.
Крытые шубы (iшiк) носили более зажиточные люди. Для них преимущественно использовались меха более ценные (из шкур пушных зверей, волчьей, из лисьих лапок). Покрывали iшiк сукном, бархатом, блестящим сатином. Пришивали широкий отложной воротник из пушистого меха со спинок лисы, меха выдры. Последним обшивали края иногда.
Оригинальным и древним элементом зимней одежды казахов является кебенек – войлочный плащ, очень удобный для скотовода в непогоду.
Многие виды верхней одежды казахов не имели застежек, а просто запахивались и подпоясывались. К длинному кожаному ремню (кiсе) прикреплялись особые подвески сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка.
Мужчины наголо брили голову и постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапка (такыя).
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом носили шляпу из тонкого белого войлока (қалпақ) с узкой высокой тульей.
Наиболее обычным головным убором являлся (борiк), который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью, шапка имела форму длинного колпака.
Зимняя шапка (тымақ) представляет собой наиболее оригинальный головной убор, характеризующий казахскую национальную одежду.
Тымак – идеальный зимний головной убор для людей, вынужденных проводить много времени на открытом воздухе в условиях суровой пагоды. Он надежно защищает голову и шею, его лопасти спадали на воротник зимней одежды, не оставляя зазора.
В качестве обуви мужчины носили кожаные сапоги, которые шили на одну колодку без различия на левый или правый. Обычно на головки шла кожа коровы или лошади, голенища делали из более легкой бараньей или артуой кожи.
В XVIII- начале XIX вв. носили сапоги на высоких, острых каблуках с заостренными, загнутыми вверх носками, такой фасон был удобен для верховой езды. Носили и другие с низким каблуком, удобные ходьбы.
Домашней обувью служили бескаблучные сапожки (мәсi). Выходя из дома, человек надевал поверх них специальные кожаные калоши (кебiс) с твердой подошвой и каблуком.
Основной комплекс одежды женщин сходен с мужским: штаны, узкая и верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Отличны были некоторые детали, способы украшения, покроя (хотя основные черты покроя были те же самые). И наличие некоторых специфических предметов одежды: нагрудники, распашная поясная одежда.
Женщины носили нераспашную рубаха (койлек), более длинную и широкую, чем мужчины. Отличалась она и по выбору цвета. Молодые женщины и девушки предпочитали красные ткани или пестрые, но яркой расцветки.
Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины
XIX в. стоячим воротником. Спереди – прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник (алка өнiрше).
Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и нашивками яркой ткани или позумента по краям падола, рукавов, ворота.
Штаны по покрою не отличались от мужских, шили их из разноцветных бумажных тканей, пестрых ситцев, верхние – из плотных бумажных тканей и домотканого сукна. Верхние штаны (шалбар) женщины надевали редко, обычно при езде верхом и не каждая имела их в запасе. Девушки из зажиточных семей во время перекочевок надевали нарядные шалбары из бархата, украшенные на концах вышивкой и позументом.
В юго-восточном Казахстане поверх «дамбал» на ноги надевали «тiзе кап» – наколенники (очевидно, заменявшие верхние штаны), у молодых их украшали вышивкой, пожилые шили на теплой подкладке.
Поверх платья женщины носили камзолы, которые были без рукавов и с открытым воротом.
Женские халаты (шапан) – самая обычная одежда, многие представители небогатых семей иной верхней одежды не имели.
Специальную зимнюю одежду имели только замужние женщины и состав ее ограничивался купi и шубой (iшiк), последняя была принадлежностью зажиточных казашек. Бедные при необходимости надевали тон мужа. Купi и шубу на лисьем меху покрывали для молодых более яркой тканью, пожилых – темной.
Помимо утилитарного назначения головные уборы казашек носили опознавательную функцию, являясь указателем семейного положения. Резко различались уборы и прически девушек и замужних женщин.
Девичьи головные уборы в XIX в. были однотипны, а замужних женщин имели территориальные различия.
Девичьи головные уборы – маленькая шапочка из ткани (такыя) и шапка (бөрiк) с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивками или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали укi – султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка (бөрiк) отличалась от мужской тем, что меховой околыш всегда был снаружи, а не отворачивался.
Характерным свадебным убором был саукеле – высокая (до 70 см) шапка в форме усеченного конуса. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, богатые – золотыми бляшкам, жемчугом и драгоценными камнями. На верхушке головного убора и спереди надо лбом прикреплялись две серебряные узорные пластинки, специально изготовленные для саукеле.
С появлением первенца женщина носила особый головной убор, состоявший из нижней части, одеваемой непосредственно на голову и верхней – в форме тюрбана или чалмы. Обе части обязательно делали из белой ткани. В большей части Казахстана женщины Среднего и Старшего жузов на голову надевали камешек, плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и спину. В Среднем жузе его называли «жаулык», а в Восточном Казахстане он известен только под этим наименованием.
Женская обувь по типу не отличалась от мужской. Носили кожаные сапоги (етiк), мягкие сапожки (мәсi) с кожаными калошами (кебiс), которые нередко имели высокий каблук. Богатые женщины приобретали ичиги с украшениями в виде вышивок, аппликации цветной кожей, серебряных пластинок.
Большая часть одежды украшалась всякими нашивками из узорной тесьмы или просто полосками ткани другого цвета, металлическими бляшками и монетами, стеклянными бусами, кораллами, бирюзой, бисером, вышивкой.
Распространенным украшением костюма были серебряные застежки (iлгек, қапсырма).
Снимаемые украшения можно разделить на группы: для головы и волос, для шеи и груди, для рук.
Одним из излюбленных украшений являлись серьги (сырға), которые носили женщины всех возрастов, молодые – нарядные и сложные, пожилые – попроще. Формы серег очень разнообразны.
У казахов некоторые украшения прикреплялись к головному убору, которые носили на тюрбане женщины до 30 лет.
Наиболее распространены были украшения для рук – браслеты и кольца. Преобладали серебряные, иногда позолоченные, у бедных из посеребренной меди. Кольца носили и женщины, и мужчины.
Наиболее обычные формы браслетов: плоские (жалпак бiлезiк) и массивные кованные (жұмыр бiлезiк). Они встречались повсеместно в Казахстане.
Одежда казахов XVIII – начала XIX вв. была довольно традиционной, но тем не менее можно проследить значительные изменения, связанные с историей казахского народа. Развитие хозяйства, рост экономических связей с Россией сказались прежде всего в изменении материалов для изготовления одежды.
Во второй половине XIX в. появились новые типы женской рубахи с отрезной юбкой. Изменяются покрой и отделка плечевой одежды, т.е. одежду начали кроить со скошенным плечом, вырезной проймой, соответственно изменяется покрой рукава, полок и ворота. Разрез у рубах отделывается планкой, делаются застежки с прорезными петлями и фабричными пуговицами.
В казахской одежде отражались и перемены в социальной жизни. С развитием консолидации народа утрачивается значение родоплеменной организации, отмирает и функция одежды, как определителя родовой группы, локальные различия начинают стираться. С переменами в социальных отношениях связано и изживание возрастной специфики в одежде, исчезают некоторые неудобные и дорогие формы обрядового костюма, он становится проще.
2.4.2 Духовная культура.
Музыка
Изучение традиционной казахской музыки на современном этапе – назревшая проблема, возникшая с всевозрастающим научным и практическим интересом к богатому специфическому наследию казахского народа.
Традиционная музыка – неотъемлемая часть народного художественного творчества, бытие которой осуществляется, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передается исполнительскими традициями лишь в живом процессе народного музицирования.
В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. К ним относится домбыра, қобыз, сыбызғы, дауылпаз, ысқырық, қамыс сырнай, қос сырнай, буғышак, мүйiз сырнай, керей, шертер, жетiген, шанқауыз, дабыл, данғара, шын кепшiк, асатаяк, қоңырау.