Тоқтататын адам жоқ,
Біршімбайдың соңынан
Ешкім шықпай қаладан,
Баспақты сиыр, танадан,
Алтын-күміс, чынадан,
Жүгін тиіп шанаға
Тоқтар бас болып көп қыпшақ
Шуылдап шықты қаладан,
Қалмай қатын-баладан [12, 142 б. ].
Если исходить из этой версии, то эпос созданный в огузо-кыпчакский период лучшим образом демонстрирует раннесредневековое происхождение этого топонима. По всей вероятности Қара қала (Черный город) был один из многочисленных огузских поселений.
Сырлы қала – топоним восходящий своими корнями в огузскую историю. Город упоминается в связи с огузо-кыпчакскими взаимоотношениями на Иртыше. Популярен этот топоним в устных преданиях у казахов и туркмен. Так, в эпосе «Кобланды-батыр» говорится:
Сырлы дейтін қаласы,
Қорғансыз сырты ашық-ты.
Қырлы дейтін қалаға
Атарман да, шабарман,
Беклері басын қосыпты
Қырлы қала маңынан,
Жау жүре алмас десіпті
Қырлы қала шәрінің
Бір жағы судың жағасы,
Алты қабат ор қазып,
Бекіткенін қарашы.
Қырық жерден қойдырып,
Болаттан соғып қақпаны…[12, 29 б. ].
Список исторических топонимов Среднего Прииртышья можно продолжить. Только в 2006 году во время летних экспедиционных работ, мы обнаружили более 30 уникальных раннесредневековых топонимических объектов. На сегодняшний день предварительные этимологические исследования проведены по таким историческим топонимам как – Ақсарай, Ақтоғай, Ақсу, Қулы көл (Аққу), Емыль, Қазан, Қара түн, Түлкісу (Тюлька), Үрлітүп (Урлютуп) и др. Но уже этих вполне достаточно, чтобы обратить внимание исследователей на проблему древнетюркского и кимако-кыпчакского наследия в топонимии Среднего Прииртышья. Топонимия Павлодарского Прииртышья уходит своими корнями в раннее средневековье, это указывает на глубокую историческую преемственность и сохранении традиций насельников евразийских степей.
Думать, что на казахской земле существовали безымянные озера, реки, горы, урочища настоящее невежество. Вместе с казахским народом здесь в едином пространстве существовали прекрасные топонимы, т.к. кочевой образ жизни требовал умения ориентироваться на местности. Одним словом, сам образ жизни, постоянные передвижения заставляли кочевника давать яркие и запоминающие названия местностям, объектам природы. По-другому не могло и быть. Пришедшие на Среднее Прииртышье в XVIII веке русские люди максимально использовали сформировавшиеся местные топонимы. Если мы вспомним названия крепостей, форпостов, поселений основанных русскими пионерами в XVIII веке, то заметим, что все они ведут происхождение от местных исторически сложившихся топонимов.
Список использованных источников
1 Абрамов Н.А. Город Павлодар в статистическом отношении. Архив Семипалатинского краеведческого музея. г.Семипалатинск, 30.11.1860 г.
2 Арсланова Ф.Х. Памятники Павлодарского Прииртышья (ҮІІ-ХІІ вв.) // Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968. С. 98-111.
3 Артықбаев Ж.О., Ерманов А.Ж., Дәуенов Е.Н. Орта Ертіс өңірінің топонимиялық мәселелері. Павлодар, 2006.
4 Әбдірахманов А. Топонимика және этимология. Алматы, 1975.
5 Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
6 Гольденберг Л.А. Хорографическая карта Сибири – Чертежная книга С.У. Ремезова // Вопросы истории . – 1962. № 6. – с.183 – 185.; Матвеев А.В.; Яворская Л.Я. Территория современной Омской области на листах «Хорографической книги чертежной Сибири» С.У. Ремезова /1697 – 1711 гг./. Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2003. № 10. – с. 147 – 162.
7 Гуревич И.С. Северо-восточные палеозиаты и эскимосы //Этническая история народов Севера. М., 1982
8 Дополнение к историческим актам. Т. 10. М., 1865.
9 Древнетюркский словарь. Л., 1969
10 Кашқари М. Диуан лугат ат - тюрк. В 3-х томах. Алматы, 1997.
11 Қазақ халық әдебиеті: көп томдық.Т. І Кобыланды батыр. Алматы, 1986.
12 «Қобыланды батыр» жыры. Алматы, 1986.
13 Көпейұлы М.-Ж. Қазақ шежіресі. Алматы, 1993. с. 51-52
14 Народы Средней Азии и Казахстана. Этнографические очерки в 2-х томах. Т.1 М., 1962.
15 Попова В.Н. Словарь географических названий Казахстана. Павлодарская область. В 2 – х частях. Павлодар 2001.
16 Проблемы этимологии тюркских языков. Алма-Ата, 1990.
17 Соколкин Э.Д. «Что в имени тебе моем?…» /Звезда Прииртышья. 27. 06.1992
18 Тарская мозаика. Омск, 1994.
19 Тереник М., Чмых Н. Павлодар: ступени роста (1720 – 2001 гг.) Павлодар, 2004.
20 Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. А.-А., 1991.
21 Тюрки таежного Прииртышья. Популяция и этнос. Под ред. В.П. Алексеева. Томск, 1991.
22 Усов Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. СПб., 1879.
23 Шипова Е.Н. Словарь тюркизмов в русском языке. А – А., 1976.
24 Эника Сий. Курс венгерского языка. Будапешт, 1981.
25 Этимологический словарь тюкских языков: Общетюрские и межтюрские основы на буквы «Ж», «Й». М., 1989.
Приложение Б
(рекомендованное)
Ж.О. Артыкбаев
Позднее средневековье среднего Прииртышья:
опыт этноархеологического исследования
(этнографо-археологический комплекс «Акколь-Жайылма»)
В отличие от Южного, Юго-Восточного и Центрального Казахстана средневековая история северных регионов Казахстана, в том числе и Среднего Прииртышья, остается еще не изученной. К сожалению, здесь нет внушительных развалин и холмов, оставшихся от высоких цитаделей и крепостных стен, ярких средневековых архитектурных сооружений и т.д. Однако в последние годы в связи с форсированием этнокультурных исследований в бассейне Иртыша обнаруживаются многочисленные памятники раннего и позднего средневековья. Эти факты провоцируют нас к попытке формирования концептуального подхода к осмыслению средневековой истории и культуры данного региона.
На наш взгляд, целесообразно применить по отношению к средневековым памятникам Среднего Прииртышья такое сложившееся понятие как этнографо-археологический комплекс (ЭАК). В соответствие с определением, данным Н.А. Томиловым, этнографо-археологический комплекс - “это многокомпонентный социокультурный комплекс, выделенный по данным археологии и этнографии... фактический реконструируемый или сконструированный с помощью данных этнографии, археологический социокультурный комплекс. Его основу составляют этнический определяемые археологические материалы памятников, обогащенные этнографической информацией” [5]. Важно отметить, что такой подход, прежде всего, предполагает привлечение этнического материала, этнографических деталей, этноисторической ретроспекции и т.д. В этом как раз и заключается преимущество этноархеологического подхода.
Как ранее, так и позднее средневековье Среднего Прииртышья имеет уникальные автохтонные особенности, сформированные под влиянием местных природно-климатических и ландшафтно-географических условий. Последнее позволяет нам рассматривать средневековые памятники Среднего Прииртышья как артефакты одной региональной культуры. Несмотря на отдельные отличительные элементы, средневековье огромного региона примыкающего к долине Иртыша и непосредственно береговой зоны сложилось под непосредственным воздействием фактора великой реки.
Вместе с тем в ходе исследовательских работ на территории Среднего Прииртышья нам удалось выявить несколько очагов средневековой культуры, по отношению, к которым мы считаем возможным употребление понятия “средневековый археолого-этнографический микрорайон”, который может быть тождественен понятию “этнографо-археологический комплекс”.
По отношению к раннему средневековью нами выделяются несколько комплексов созданных кимако-огузскими племенами. Эти микрорайоны располагаются вдоль берегов Иртыша от древнего урочища “Калабалгасын” (где находились развалины Калбасунской башни) на территории Майского района до местности “Кара откель” на территории Иртышского района Павдлодарской области [1].
Центры таких комплексов располагаются у известных с раннего средневековья переходов (бродов) через Иртыш т.е. в местах пересечения древних меридиональных караванных путей с рекой Иртыш. Безусловно, хотя эти очаги и имели автохтонное происхождение, влияние культуры Средней Азии и Восточного Туркестана здесь заметно ощущается. В определенной степени на развитие этого региона влияли и этнополитические процессы, которые нашли яркое отражение в топонимических параллелях. Таковы скажем средневековые топонимы «Сырла кала», “Казалы”, “Казан”, “Қалабалгасун” и др. встречающиеся как на территории Павлодарского Прииртышья, так и на юге (в частности в Присырдарьинском регионе). В этой связи уместно ставить вопрос об огузо-кимакских отношениях и о маршруте Великого движения огузских племен. Вместе с тем великий меридиональный путь это не только маршруты кочевания кочевых племен, но и купцов, путешественников, дипломатов и др.
В отличие от раннего средневековья позднесредневековые этнографо-археологические комплексы обнаруживаются не у берегов Иртыша, а в значительном расстоянии от реки. (100-150 км.). Это такие комплексы как “Силеты-Тениз” (в низовье р. Силеты), “Акколь-Жайылма” (в низовье р. Оленты), “Акжар-Сасай” (в низовье р. Шидерты), “Калмак кырган” (в низовьях р. Тундык) и др., связанные со степными озерно-речными системами.