Ингумация – захоронение покойника, противоположность кремации и оставление тела на поверхности земли.
Инициация – первобытный обряд посвящения подростка во взрослые.
Интеграция (букв. «объединение в целое каких-либо частей») характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.
Клинопись – система письма Месопотамии в III-I до н.э.
Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность (напр., туленгутов, телеутов и др. в алтайский народ).
Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность.
Миграция (от лат. migration – переселение) – передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.
Матриархат (сочетание лат. mater – мать и греч. άgχή – власть, букв. «власть матери») понимается как «господство женщин». Имеется в виду такой период в истории человечества, когда женщины стояли на вершине социальной структуры и из них выбирались вожди. В современной этнографии под матриархатом понимается период господства материнского рода, в котором общественная значимость людей и их права определялись родством по женской (материнской) линии.
Материнский род – союз кровных родственников, связанных родством по линии матери.
Отцовский род – союз кровных родственников, связанных родством по линии отца. В западноевропейской литературе синонимом отцовского рода является термин «клан» - так называлась отцовско-родовая организация у шотландцев.
Ойкумена (от греч. oiχoυμένη – обитаемая земля, земля, мир) означает заселенную человеком часть земной поверхности.
Обряд – действие (церемония), имеющее регламентацию, связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в том числе религиозной) жизни этноса.
Обычай – установленное правило поведения в данной этнической общности.
Пережиток – явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания.
Патриархат (от греч. πατήg – отец) чаще всего понимается как «господство мужчин». В этнографии это период перехода от доклассового общества к классовому, характерный конституированием рода по отцовской линии родства при сохранении пережитков материнского рода (матриархата). Хронологически период возникновения патриархата совпадает с отделением скотоводства от земледелия для многих народов.
Памятники археологии – все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; поселения, погребения, святилища.
Род – основная социальная ячейка первобытного общества. Союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. В античном мире русскому слову «род» соответствовал термин «генс», отсюда понятие гентильный, гентильная организация – родовой, родовая организация.
Раса – группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению.
В социальной психологии широко применяется понятие «стереотип» (от греч. στεgεóδ – твердый, τύπoς – отпечаток), которое в этнографии стало широко применяться при характеристике выработанных в пределах этнической общности норм поведения, устойчивых во времени, передаваемых от поколения к поколению и закрепленных повседневной практикой.
Табу – строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны деятельности, общественного быта и личной жизни людей.
Типология – один из основных методов классификации и сравнения археологических находок.
Традиция (от лат. traditio – передача) – явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения с целью поддержания жизни этноса.
Из современной политической прессы в этнографическую литературу пришел термин «трейбализм», «трайбализм» (от англ. Tribe – племя), характеризующий этническую ситуацию в молодых государствах Африки и Азии, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия.
Из западноевропейской социологии и этнографии пришел термин «урбанизация» (от лат. urbanus – городской), обозначавший тенденцию сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. В этнографической литературе урбанизация теперь определяет процесс стирания культурных различий между городом и деревней в результате повсеместного распространения стандартного типа городской культуры.
Фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода.
Этническая территория – место формирования данного этноса, зона обитания его основной части. Довольно часто этническая территория не совпадает с государственной границей.
Экзогамия – существенный признак рода. Неукоснительное соблюдение принципа экзогамии сыграло важную роль в хозяйственной и семейно-брачной жизни членов рода.
Эндогамия – важный признак племени не только как первой этнической общности, но и как высшей формы социальной организации. Д.А. Ольдерогге высказал весьма оригинальную мысль о том, что экзогамии предшествовала форма обязательно-предпочтительного брака, которую он назвал эпигамией.
Энеолит – переходная эпоха от неолита к эпохе бронзы.
Этнография – историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру.
Литература
1 Акишев К.А., Байпаков К.М. Вопросы археологии Казахстана. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 159 с.
2 Акишев К.А., Аргынбаев Х.А., Алимбаев Н. Археологические и этнографические изучения Казахстана (1917 – 1960 гг.). – Алма-Ата, 1960. – 256 с.
3 Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана. – Алматы, 1994. – 225 с.
4 Артыкбаев Ж.О. Этнология и этнография: учеб. пособие. – Астана: Фолиант, 2001. – 303 с.
5 Артыкбаев Ж.О. Этнология: учебник для студ. вузов / МОН РК; КазНУ им. Аль-Фараби. – Алматы: Қазақ университеті, 2006. – 307 с.
6 Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: традиции и инновации. – Астана. Парасат Әлемі, 2003 г. - 289 с.
7 Археология Казахстана. – Алматы: Өнер, 2006 г. - 256 с.
8 Бабаян Г.В. Основы археологии: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г. - 219 с.
9 Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Т. Археология Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы: РИК, 1993 г. - 362 с.
10 Дикшит С.К. Введение в археологию. – Москва, 1960 г. – 352 с.
11 Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем: Сб. статей. – Алматы. Гылым, 2001 г. - 428 с.
12 Қазақстанның тарих ғылымы: Ш. Ш. Уәлиханов атындағы тарих және этнология институтының 60 жылдығына арналады. – Алматы. Мерсал, 2005 ж. - 599 б.
13 Казахи: Историко-этнографические исследования. – Алматы: Казахстан. 1995 г. - 351 с.
14 Казахская ССР: Краткая энциклопедия в 4 т. /Гл. ред. Козыбаев М.К. – Алма-Ата: Т. 1. 1985 г. - 529 с.
15 Мәмиев Т. Археология: Оқу құралы. – Қызылорда: ҚазМУ. 2004 ж. - 148 б.
16 Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. – Алма-Ата, 1970 г. – 423 с.
17 Садохин А.П. Этнология: учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005 г. - 287 с.
18 Сейдимбек А. Мир казахов: Этнокультурологическое переосмысление. – Алматы: Рауан, 2001 г. - 576 с.
19 Словарь иностранных слов. – М.: Наука, 1988 г. – 645 с.
20 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для высшего образования. – М.: Проект. 2002 г. - 349 с.
21 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов. – Алматы. Казахстан, 1998 г. - 175 с.
Содержание
Введение …………………………………………………………..3
1 Археология ……………………………………………………...4
1.1 Археология как наука ………………………………………...4
1.2 Развитие археологической науки Казахстана ………………6
1.3 Казахстан в эпоху камня ……………………………………16
1.4 Казахстан в эпоху бронзы ...………………………………...30
1.5 Казахстан в эпоху железа …………………………………...42
1.6 Археология средневекового Казахстана …………………..54
1.7 Методика археологических раскопок ……………………...68
2 Этнология ……………………………………………………...80
2.1 Этнология как наука ………………………………………...80
2.2 Развитие этнологической науки в Казахстане …………….83
2.3 Этногенез, этническая история
и этнические процессы ………………………………………….84
2.4 Этнография казахского народа ……………………………..95
2.4.1 Материальная культура ………………………………….119
2.4.2 Духовная культура ……………………………………….130
2.5 Методика этнологических исследований ………………...150
Приложение А ………………………………………………….154
Приложение Б ………………………………………………….173
Приложние В …………………………………………………...184
Приложение Г ………………………………………………….192
Литература ……………………………………………………...196