Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 10 из 13)

– Когда происходит кульминация в развитии действия сюжета? (Вторая победа над господином Венедиктовым – демоном в обличии человеческом, изгнание его за пределы России: «Не стоило б давать ему уйти», – говорит Нелли. Однако Зло должно существовать в мире, чтобы Добро могло себя проверить, умеет ли оно противостоять злу… Отец Модест отвечает Нелли при расставании: «…Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всём, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера… Не наделяй зло большим могуществом, чем оно имеет…»)

– Какова развязка действия в сюжете первого романа?

– Понравилось ли вам окончание романа Елены Петровны Чудиновой? Почему? Аргументируйте свой ответ.

– Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

– Поднимается ли в этом произведении проблема ответственности человека за свои поступки? Приведите примеры. (Самый первый пример – жизнь и гибель брата Ореста, Аристарха Сабурова. Алёша Ивелин – друг Филиппа де Роскоф. Гамаюнова. Индриков и др.)

– Затронута ли в романе «Ларец» также тема взаимоотношений человека и государства? Как именно? (Политика государства не может не отражаться на жизни людей: социальной, духовной и религиозной. Обезьянье заимствование чуждой культуры, отказ от национальных традиций и верований ведет сначала к духовному обнищанию людей, затем к краху всего государства.)

– Объясните на примеры различных произведений Елены Чудиновой, каковы особенности исторической прозы. В чем своеобразие современной исторической прозы?

6. Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся учениками самостоятельно с предварительным написанием текста сообщения и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

Сообщение № 1. Исторические факты, легенды и предания о Соломонии Сабуровой.

Сообщение № 2. Жизнь и быт провинциального дворянства в России XVIII века.

7. Самостоятельная работа.

Ответить письменно на вопрос: «Как вы понимаете слова отца Модеста: «Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всём, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера…»?» Приведите свои примеры (из книги Е.П. Чудиновой, из иных произведений или кинофильмов, из собственной жизни или жизни других людей), подтверждающие вашу точку зрения.

8. Домашнее задание.

Для всего класса: прочитать до конца роман Е.П. Чудиновой «Ларец».

Для самостоятельного чтения: читать роман Е.П. Чудиновой «Лилея».

Приложение №3.

1. Тематическая подборка стихотворений русских и зарубежных поэтов о Слове.

1.1 Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин

Какой смысл вложил поэт в созданное стихотворение?

1.2.

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники не редко

И искажают наши вести

Иль другим их открывают.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине,

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

Отрывки из поэмы Г. Лонгфелло

«Песнь о Гайавате»

(в переводе И. Бунина)

О каком древнем виде письменности идет речь в предложенном стихотворении? Вспомните название русского города, в котором были открыты исторические памятки, отражавшие именно такой способ письма.

1.3.

Старославянский язык

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков –

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым порой,

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной, -

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки,

Смертельные стрелы поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей,

Набата отверстое горло,

Рев рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А страшное грозное «РА»!

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью – признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры.

Спокойною грузность плода…

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый. Как сотовый мед!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые. –

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы.

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале российской земли.

О. Дмитриев

Перечислите особенности старославянского языка, отмеченные автором стихотворения. Приведите примеры старославянизмов в современно русском языке.

1.4.

Великий день Кирилловой кончины –

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам».

Ф. Тютчев

Почему разговор о кончине святого Кирилла превращается в устах поэта в торжественный призыв служить славянам? Попробуйте вспомнить исторические события, которые связаны с эпизодом, описанным поэтом.

1.5.

Позабыв про игры и веселье,

Лишь пред бездной ощущая страх,

Он сидит в своей убогой келье,

С миром распростившийся монах.

И пока не позовут к вечере,

Пишет, не жалеючи чернил,

Он про этот мир, погрязший в скверне,

Но который почему-то мил.

Свечка перед ним горит, мерцая,

Аскетично сжат упрямо рот…

Где-то там проходит жизнь земная,

Полная смятенья и забот.

Горбится спина его устало…

Мыслью же все заняты одной:

Истины небесной все же мало

Без вот этой истины земной.