Итак, небольшой обзор наиболее интересных современным школьникам книг.
Сказки любят читать практически все – и маленькие дети, только что постигшие азы грамоты, и подростки, вступающие во взрослую жизнь, и сами взрослые, мечтающие хоть на несколько часов вернуться в мир детства. Сказки любят читать все, только не все в этом признаются!.. Почему бы не почитать сказки нового века на уроках в 5–6 классе?
Современная писательница Елена Крыжановская создала сказочную трилогию для детей младшего и среднего школьного возраста[3] о приключениях десятилетней принцессы Юты и ее тётушки Георгины, которая с интересом читается и взрослыми, и детьми. Три сказочные повести – «Принцесса Юта и суп с каракатицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабушка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова» – уводят нас сначала в заколдованное королевство, где власть диктуется суевериями, затем в параллельный мир, очень похожий на миры книг жанра фэнтези, а потом в …современную Европу, в которой еще правят старинные королевские и царские династии и в которой дети обыкновенных немецких бюргеров дружат с маленькими принцессами.
«Её Королевское Высочество принцесса Иустиния» (лат. – «справедливая, правдивая, праведная») живет в большом роскошном дворце в центре Европы начала XXI в., в Невском королевстве, где все подданные исповедуют Православие, чтут законы и своих королей. Маленькая Юстина, или просто Юта, также старается вести себя благообразно, однако постоянно попадает в какие-нибудь истории. Юта – смышленая непоседа, которая устала «изображать принцессу», а желает «быть просто девочкой». Увы, «просто девочкой» она может быть либо в параллельном мире, либо в другом государстве, поэтому Юта так любит путешествовать. Более того, она очень любознательна, ей интересно абсолютно всё: новые государства и новые люди, жизнь цивилизаций и простых жителей ее родного города, история религий и история нищего. «Как хорошо было бы сейчас оказаться там, где никто не знает, что я принцесса, – вздохнула Юта. – Я бы просто гуляла по улицам и делала всё, что мне захочется. Я бы говорила незнакомым людям и даже мальчишкам: «Христос воскрес!», и они мне запросто отвечали. И все улыбались. Как хорошо. И никто не сказал бы «Ваше Высочество»…»[4], – печально рассуждает девочка во время Пасхальных каникул.
Юта добра и справедлива, у нее сформировалось повышенное чувство долга – чувство ответственности члена королевской фамилии за своих подданных, именно поэтому она не может оставаться в стороне, видя какие-либо беззакония, совсем забывая, что для окружающих она – всего лишь маленькая девочка. Но именно эта «маленькая девочка» спасла целое сказочное государство от власти злой колдуньи – Великой Мары (повесть «Принцесса Юта и суп с каракатицей»), а затем уничтожила ее окончательно в современной Европе, в старинном немецком городе Гаммельне (повесть «Принцесса Юта и дудочка Крысолова»).
Эта «маленькая девочка» нашла пропавшего жениха своей тёти Георгины – принца Георгия, сумев распознать его под видом нищего Юргена. У принцессы Юты зорки не только глаза, зорко её сердце: она чувствует боль и переживания окружающих, сердцем постигает внутреннюю сущность человека – хорошего и плохого, и только потом испытывает его, проверяя себя. Родители и тётя Георгина воспитали ответственного человека, способного понимать людей и принимать решения, «брать удар на себя». За это простые люди любят Юту, а мальчишки и девчонки становятся ее друзьями (с ними Юта – обыкновенная девочка).
Каждая повесть трилогии Елены Крыжановской про приключения принцессы Юты имеет интересный сюжет, который раскручивается так быстро и неожиданно, что читатель, не замечая, увлекается книгой. При этом все персонажи трех повестей постоянно разрешают те или иные нравственные проблемы: проблемы жизненного и профессионального выбора, проблемы, связанные с борьбой сил Добра и сил Зла, проблемы выбора духовного:
А во тьме любой свет – СВЕТ,
И звезда и огонёк свечи.
Если больше ничего в мире нет:
Темнота и никого, хоть кричи…[5]
Юта и ее друг Полик растут и меняются на протяжении всех повестей, не меняется только их верность дружбе и стремление помогать окружающим людям, поэтому трилогия Елены Крыжановской оставляет после прочтения светлое впечатление и желание перечитать ее вновь. При этом на уроках можно поработать с литературными реминисценциями (в сильных классах – остановиться и на самом термине, дав его на пропедевтику) и с аллюзиями, которыми богаты внешне простенькие сказки писательницы, а также с бродячими сюжетами и литературными традициями. Все это в совокупности и формирует интерес к чтению вообще и к чтению современной детско-подростковой литературы в частности.
И книги Е. Крыжановской, и книги других современных писательниц, создающих свои произведения для детей и подростков, так или иначе предполагают сопоставительный анализ изображенного в повести или романе и современного мира, собственной жизни и жизни героя-подростка. «Вытягивание» читателя-школьника из компьютерного мира или мира потребительского происходит как раз посредством данного анализа, без которого невозможно чтение этих книг. Современные авторы учитывают как психологию подростка, вживающегося в образ понравившегося героя-ровесника, так и психологию современника, которому интересно только то, что относится «лично к нему», модно и «круто». Например, небольшая книжка белорусской писательницы Светланы Ананич «Необыкновенное путешествие «полководца» Сеньки»[6] не сразу бросается в глаза на полках современных книжных магазинов, тем более столичных: формат невелик, обложка вроде бы оформлена мрачновато (потом окажется – просто неброско, но в соответствии с содержанием книги), да и страниц-то всего 64 – негусто. Стоит ли читать? А посудите сами…
Книга названа автором «рассказом для детей о святом Илии Муромце», однако это не просто пересказ жития или устной народной легенды, свода былин или записи в летописи, это – интереснейшая повесть о жизни …современных подростков, Сеньки и Танюши, о жизни в современном, XXI веке. Это очередной рассказ о «переселении» в виртуальный мир двенадцатилетнего подростка Сеньки (А есть еще книги Тамары Крюковой и Надежды Веселовской!). Главный герой произведения сознательно уходит в этот параллельный мир от решения насущных, порой самых обыкновенных проблем, школьных и домашних, – так проще! Здесь, в виртуальном мире, «мальчишке нравилось ощущать себя великим полководцем, держать в руках судьбы разноликих анимационных народов[7], поэтому из всего разнообразия виртуальных развлечений он выбирал «стратёжки»…
…В каждой «стратёжке» имелись подручные средства, с помощью которых «герои» становились сильнее – магия, волшебные амулеты, колдовские элексиры. Используя их, Сенька вскоре научился выигрывать у компьютера. И ради желанной победы нередко забывал об уроках, о дворовых чемпионатах по футболу, о друзьях-одноклассниках»[8].
Во время игры не надо было думать о решении задачи – необходимо было лишь решить, какое подручное средство выбрать. Здесь, в мире игровой магии, не нужно было задумываться и над нравственными проблемами: здесь не возникал вопрос «Что такое хорошо, а что такое плохо?», главное – успешность, переход на другой уровень, а какими способами и средствами – неважно!
Однажды Сенька «ухватил» новую «крутую» ролевую игру – «RPG – эшку» под названием «Соловей Разбойник», и вся его жизнь пошла наперекосяк. После шестичасовой борьбы с Соловьем Разбойником мальчик оказался в заколдованном лесу, хуже того – рядом была его сестра Танюша, особа совершенно равнодушная как к компьютеру вообще, так и к ролевым компьютерным играм в частности. И тут началось невероятное: лес гудел, мощные деревья сгибались к долу, в ушах звенел дикий и протяжный свист, сводящий с ума, – надо было спасать маленькую сестренку да и себя самого. Но как? Где магия и волшебные помощники, где знания и друзья-одноклассники? В критических жизненных ситуациях человек должен сам принимать решения, сообразуясь со своими знаниями и нравственными установками, а если их нет? Тогда остается надеяться только на Чудо…
И Чудо свершилось: «И вдруг мальчишка разглядел на тропе человека. Наперекор загадочному душераздирающему свисту и холодящим кровь завываниям скакал всадник. Он был огромного роста, глядел вперёд уверенно и, видимо, нимало не смущался происходящими вокруг разрушениями»[9]. Это был …Илья Муромец, которого признала начитанная Танюша, в терминологии Сеньки – «ботаник».
Испуганный Сенька воочию увидал борьбу Ильи Муромца с Соловьем Разбойником Одихмантьевым сыном, был поражен реалиями мира Древней Руси, еще больше – ее историей и моральными установками, а девочка прямо спросила богатыря:
«– Как же Вы не побоялись один на один с Разбойником повстречаться? – Танюша подняла восхищённый взор на Илью Муромца.
– Коли взял на себя труд оборонять Отечество милое, негоже страшиться нечисти поганой. А бережёт меня в бою благословение матушки, данное мне на ратные подвиги в годину прощания.
Сенька насторожился. Никогда его компьютерные «герои» ни у кого не брали благословения. Штука эта непонятная, но, видно, защищает надёжнее волшебных амулетов»[10].
Илья Муромец повествует и детям-персонажам, и современным детям, не читавшим былин, о своей жизни и чудесном исцелении, об истории Киевской Руси и вере в Бога, о быте русской деревни и службе у князя Владимира. Просто, доходчиво, образно. Сенька с Танюшей постоянно перебивают его вопросами, а богатырь, как ему и престало, степенно на них отвечает. Не раздражается, не корит за незнание и бестолковость, пытается вразумить, и, слушая его, Сенька постепенно приходит к, казалось бы, парадоксальному выводу: «Он защищает свою землю, наказывает обидчика, – размышлял Сенька и почему-то сравнивал Илью Муромца с компьютерными «героями». У них никогда не вставал вопрос об Отчизне, просто армия шла на армию, без всякого смысла (выделено нами. – Н.К.), и совсем обычным считалось прибить по пути «нейтрала». – А как дивно звучит: не воюй ради удали, не хвастай силой богатырской…»[11] Брат с сестрой путешествуют с Ильей Муромцем по Руси, добираются до стольного града Киева, и богатырь объясняет неразумным «иноземным ребятишкам» разумное устройство крепостных сооружений, архитектурные находки древних мастеров. В киевской кузнице дети знакомятся с технологией оружейного производства, с мастерством простых кузнецов, а на улицах города не только с бытом горожан разных сословий, но и с общей для всех моралью – основой основ жизни и поведения в Древней Руси: «сирота и вдова у Бога под особой защитой, а путь грешника ведёт к погибели…»[12]