Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры (стр. 8 из 13)

– Как вы считаете, необходимо ли во время представления книг использовать компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной презентации?

Цель компьютерной презентации – дать общее представление о чем-либо с «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать.

Именно поэтому компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг: можно «показать» те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов, вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя, рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию, также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном – с подобранным видеорядом и музыкой.

– Расскажите, что вы узнали о Кукше – отроке 10–11 лет из словенского племени, жившего на реке Тихвине?

– Кого напоминает нам храбрый мальчик? (Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю.П. Вронского «Юрьевская прорубь» и т.д.)

– Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию расселения славянских и угро-финских племен. (Карта географическая или историческая.)

– Когда происходит завязка действия сюжета произведения? (Приход варягов за данью в деревню Домовичи, борьба Кукши с варягами.)

– Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского? (Приключенческий.)

– Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии?

Географические – показать на заранее вывешенной в классе карте, географической или исторической, IХ – ХII вв., расположение городов Ладоги и будущего Нов-града. Расселение германских и угро-финских племен по берегам Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая славянскими племенами в Х в.

Исторические – расселение финно-угорских племен, чуди, на запад – эсты, на восток – частичная ассимиляция о славянами, а также племена чудь и весь. Завоевание варягами прибрежных народов, набеги на Гардарику – «страну городов», то есть Русь.

Этнографические – население этих земель, их язык и обычаи. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные – верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления.

– Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю.П. Вронского, может ответить, изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?

Частично – да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться домой: от довольно сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе – Царь-граде – к жизни в деревеньке в северных лесах.

– Расскажите, как развивается сюжет романа?

– Опишите встречу Кукши с Андреем Блаженным? Говорит ли писатель, что перед нами Андрей Первозванный? Почему?

– Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию? Обоснуйте свой ответ.

Можно зачитать главу шестую из второй части романа (с. 163–167).

– Что мы узнаем о жизни Рима и Царь-града в Х веке? Как научно-художественные сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим мысленным взором? (Образная, красочная, яркая и интересная.)

– Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он принял как заповедь? («Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя».)

– Когда происходит кульминация в развитии действия сюжета?

Часть четвертая – «Возвращение в Домовичи»: в Киеве заложили первые христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников.

– Почему в романе такая длительная развязка действия? (Это соответствует исторической и географической правде – путь из Киева сначала на реку Волхов, затем – на Неву, а потом уж и на Тихвину далёк, долог и труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар, говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на Восток.)

– Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему? Аргументируйте свой ответ.

– Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

7. Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся учениками самостоятельно с предварительным написанием текста сообщения и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

Сообщение № 1. Народы Русского Севера в Х – ХII вв.

Сообщение № 2. Верования и быт восточных славян до крещения Руси.

Сообщение № 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую Землю.

Сообщение № 4. Крещение Руси солунскими братьями – чернецом Мефодием и священником Константином.

8. Творческая работа.

Мини-сочинение: «Чему учит нас История?», «…Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем», «Моя любимая книга об истории Отечества».

Домашнее задание:

Читать повесть Р.П. Неймантаса «По следам солнечного камня»[43].

УРОК 2.

ЧУДИНОВА Е.П. «ЛАРЕЦ». «ЛИЛЕЯ».

(2 часа)

Минувший век притягивает нас –

Сегодняшнего давнее начало!

Его огонь далёкий не погас,

Мелодия его не отзвучала.

Ал. Городницкий. «Минувший век…»

Цели урока:

– продолжение знакомства учащихся с современной исторической прозой;

– раскрытие перед школьниками специфики и художественных особенностей исторической прозы Е.П. Чудиновой;

– закрепление знаний учащихся по истории Отечества;

– развитие читательских умений школьников;

– формирование потребности в чтении литературных произведений.

Форма урока. Синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологи, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также словом учителя или сообщениями учащихся, пересказом и чтением фрагмента(-ов) произведения, беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1. Слово учителя.

Сегодня мы снова окунёмся в прошлое, о котором многие из вас узнали не из учебников по истории, а из книг на историческую тему, в частности из книг современной писательницы Елены Петровны Чудиновой. Думаю, она, так же как известный бард, поэт и большой ученый Александр Городницкий, могла бы сейчас сказать:

Минувший век притягивает нас –

Сегодняшнего давнее начало!

Его огонь далёкий не погас,

Мелодия его не отзвучала.


Проблемы сегодняшнего дня часто имеют своё начало в близком или далёком прошлом, поэтому понять прошлое означает разобраться в настоящем. Минувшее притягивает не только потому, что оно скрыто за покровом времени, но и потому, что помогает ответить на многие вопросы современности. При этом понять и принять прошлое таким, каково оно действительно было, легче и часто безболезненнее при чтении художественной литературы, раскрывающей как бы несуществующий мир вымышленных персонажей, но на самом деле говорящей о нас самих и о нашем прошлом, настоящем и будущем.

Романы Елены Чудиновой «Ларец»[44] и «Лилея»[45], написанные в начале XXI века, повествуют о XVIII столетии и его проблемах: социальных, политических, нравственных и духовных. Созданные по канонам приключенческого романа XIX – XX вв., но с элементами фэнтези, они переносят нас то в царствование Ивана Грозного, то во времена правления Петра I, то в екатерининскую эпоху. «”Ларец“ – первый роман из дилогии, посвященной великой битве между добром и злом, в котором приключения трех девочек чудесным образом переплетаются с судьбой России и Православия. В погоне за необыкновенным ларцом, девочки раскрывают ужасающую тайну, грозящую гибелью России, встречаются с секретным орденом, борющимся со злом, и побеждают таинственного господина Венедиктова, соблазняющего и губящего всех, кто столкнулся с ним на своем жизненном пути»[46].

При этом показывая известные исторические события и факты или с точки зрения обыкновенных людей, современников тех событий, или с точки зрения самих участников исторического действия – исторических персонажей «высокого ранга», писательница не допускает вольностей с Историей: доскональное знание истории, первоисточников, переписки реальных исторических персонажей, мемуарной литературы – отличительная черта Чудиновой-прозаика. Чудинова использует хорошо известный литературный приём: во многом такие различные взгляды на одно и то же явление способствуют возникновению у читателя потребности самому поразмышлять над «фактом», узнать иную точку зрения из другой литературы – учебной, научной, научно-популярной. Ну и, конечно же, дочитать роман до конца, чтобы узнать, как сложилась судьба того или иного героя.