Все приходившие наблюдали одно поистине чудесное явление; всякий раз, когда он выходил на веранду в ожидании людей, которые хотели посидеть с ним в безмолвии, приходила и корова, всегда без малейшего опоздания, точно вовремя. Она присутствовала до тех пор, пока все не расходились. А когда Рамана Махарши возвращался с свою комнату, корова подходила к окну и заглядывала внутрь, чтобы попрощаться. Он гладил ее морду, хлопал ее по шее и говорил:
-Ну все уже! Иди.
И она уходила.
Это случалось каждый день, без перерывов, четыре года подряд. Люди очень этому удивлялись:
— Что это за корова такая?
И вот однажды она не пришла. Рамана сказал:
— Она, наверное, попала в беду. Я должен пойти поискать ее.
На улице было холодно: сильные порывы ветра с дождем. Люди пытались удерживать его, но он пошел и, действительно, нашел корову недалеко от своего дома. Поскольку корова была старая, она подскользнулась и упала в канаву.
Рамана Махарши спустился к ней и сел рядом. На глазах у коровы появились слезы. Она положила голову на колени Рамане, он гладил ее морду... Он просидел так, пока она не умерла.
В память о ней индусы построили храм на этом месте, со статуей коровы внутри.
О великом поэте Индии Рабиндранате Тагоре ходят легенды. Он написал шесть тысяч прекрасных песен. Когда на него нисходило вдохновение, он запирался в своей комнате и творил. Он не ел, не пил и не выходил из комнаты по три-четыре дня. Все, кто видел его выходившим из своей комнаты после такого поста, после пребывания в состоянии творчества, отмечали, что он изменился. Он выглядел приобщенным к какому-то другому миру: изяществом грациозность манер, просветленность взгляда! Но лишь несколько часов исходил от него аромат. Затем месяцами это состояние могло не приходить.
Рассказывают, что когда он умирал, к нему пришел его друг, известный литературовед. Взяв его за руку, он сказал;
- Ты можешь умереть с глубоким удовлетворением, ведь ты спел столько песен! Еще никто на Земле не спел так много прекрасных песен! Ни Калидаса, ни Шелли не могут сравниться с тобой.
И когда он сказал это, слезы потекли из глаз Рабиндраната. Друг не мог поверить своим глазам и сказал:
- Ты — и плачешь? Ты боишься смерти? Никогда не поверю! Человек, который воспевал жизнь во всей ее полноте, боится смерти? Ведь смерть — это одно из проявлений жизни!
Рабиндранат ответил:
- Нет, не смерти я боюсь! Смерть прекрасна, также, как и жизнь. А плачу я от того, что самые лучшие песни стали приходить совсем недавно. До сих пор я был лишь ребенком. Теперь я вырос и Бог дает мне все больше и больше. Только сейчас я созрел, а пришло время уходить. Это несправедливо!
Однажды Рамакришна в лодке переплывал через реку. Вдруг посреди реки он стал кричать:
— Зачем вы бьете меня?
Ученики пришли в замешательство. Они спросили его:
— Что Вы говорите, Учитель? Разве мы бьем Вас? Рамакришна сказал:
— Смотрите!
Он поднял свою рубашку: на спине отчетливо проявились синие рубцы, как будто кто-то побил его палкой.
Ученики были в замешательстве. Что происходит? И тут Рамакришна указал им на другой берег; там несколько человек били палками одного несчастного.
Когда они добрались до берега, подошли к избитому и открыли его спину, на ней оказались точно такие же отметины, как на спине у Рамакришны.
Рамакришна поклонялся богине-матери Кали. Но однажды он встретил Тотапури. Это был совершенно необычный человек. Он ходил голым по берегам Ганга и был свободен от всяких правил и догм.
В беседе с ним Рамакришна сказал, что не может достичь состояния слияния с Богом. Тотапури сказал:
— Тебе мешает твоя привязанность к богине Кали.
Ты должен уничтожить эту богиню-мать. Рамакришна запротестовал:
— Как я могу уничтожить богиню-мать? Она —моя душа и само мое сердце! Тогда я умру.
Тотапури воскликнул:
— Лучше умереть! Если ты действительно хочешь быть свободным; ты должен разрушить все свои связи и привязанности. А это — твоя привязанность. Ты не привязан к жене, к деньгам. Ты не привязан к миру, но ты привязан к богине-матери. Я знаю, она прекрасна, но пока она существует в тебе, она будет заслонять Истину.
Рамакришна сел в медитацию перед Тотапури. Но когда он закрыл глаза, мать-богиня проявилась во всей своей славе! Он стал раскачиваться и в его глазах появились слезы. Он совершенно забыл о Тотапури и о своем намерении. Тотапури встряхнул его и сказал:
- Ты снова впал в сон. Возьми меч и рассеки ее надвое!
Это повторялось несколько раз. Рамакришна забывал обо всем, лишь только увидав лицо матери внутри себя. Оно было столь живым и прекрасным, столь полным света! Это было величайшее видение божественного, как формы, за которой существует лишь бесформенность.
Тотапури сказал:
— Сегодня я ухожу, но прежде, чем я уйду, ты попытаешься еще раз. Я принес с собой кусок стекла. Когда я увижу, что ты начал раскачиваться и что у тебя на глазах появляются слезы, я рассеку твой третий глаз. Будет течь кровь, будет больно и ты вспомнишь, что я — здесь. Ты возьмешь меч и рассечешь богиню-мать надвое.
Рамакришна спросил:
— Но откуда я возьму меч? Тотапури ответил:
— Оттуда, откуда ты взял мать!
В этот день Рамакришна старался. Когда он начал раскачиваться и у него потекли слезы, Тотапури рассек стеклом кожу на лбу у Рамакришны. В единый миг осознания тот разрубил мать. Она исчезла и открылась дверь в Бесформенное.
В течение шести дней Рамакришна находился в состоянии самадхи. И когда пришел в себя, первые слова, которые он произнес, были:
- Последний барьер пал. Я бесконечно благодарен тебе Тотапури, бесконечно благодарен.
Тотапури посчитал свою миссию выполненной и намеривался уйти. Но неожиданно заболел — это был острый приступ дизентерии. Все его попытки привести себя в порядок посредством медитации не давали результатов, потому что он не мог сконцентрироваться. Ему приходилось часто вскакивать, прерывать медитацию, и выбегать на двор...
Рамакришна сказал ему:
- У тебя неправильное отношение к материи. Ты отделил Дух от материи и она ослабла. Помолись богине-матери и у тебя все наладится.
— Ни за что! — сказал Тотапури. — Это все ерунда. Я справлюсь с этим. У меня никогда не было таких проблем!
Но болезнь не отступала. Рамакришна просил его:
— Позволь мне помолиться за тебя?
Но Тотапури ничего не желал слышать, упрямо повторяя, что материя — не важна, главное — Дух. Рамакришна говорил, что в этом мире все божествен но, материя — это проявленный Духи, если отделить его от материи, то она умрет. Должна быть гармония. Но Тотапури не сдавался, потому что все его учение сводилось к тому, что нужно отделить Дух от материи, и согласиться с Рамакришной, означало признать свое поражение. Эта история продолжалась несколько дней и Тотапури, измученный постоянными проблемами, сдался. Они сели вдвоем и начали молиться богине-матери, после чего болезнь отступила.
Уходя, Тотапури обнял Рамакришну и сказал: — Я бесконечно благодарен тебе. Я понял, что жизнь едина и неделима, и ее надо любить во всех ее проявлениях.
К Рамакришне однажды пришел знаменитый ученый и тот спросил его:
— Я слышал, что Вы создали общество интеллектуалов в Калькутте и весь цвет общества входит в Ваш кружок. Не могли бы Вы сказать мне, почему Вы верите в Бога и любите Его?
Ученый тут же перечислил десяток причин, по которым он верит в Бога. Слушая его, Рамакришна тихо смеялся над каждой из них. Его ученикам было неловко. Ведь все эти причины были так логичны, а ученый был очень известным человеком. К тому же Рамакришна ничего не отвечал, а только тихо смеялся.
Ученый, закончив перечислять аргументы, спросил:
— Этого достаточно?
В ответ Рамакришна сказал:
— По причине всего этого Вы верите в Бога? Но все эти доводы можно оспаривать; логик посильнее Вас разрушит все Ваши доказательства. Я необразованный человек, однако, понимаю, что в мире нет аргумента, на который нельзя было бы найти контраргумент. Лично у меня нет никаких доказательств. Ноя уверен! Я уверен также, как человек, у которого есть глаза. Нет никаких причин для этой уверенности. Доказательства нужны только тому человеку, который не видит свет. И никакие аргументы ему не помогут. Так что не сердитесь и не обижайтесь, пожалуйста. Я хочу сказать Вам: забудьте все эти аргументы! Вы должны испытать это, прийти к этому!
Каждые 12 лет в определенном месте на реке Ганг совершается обряд очищения от грехов.
Один горячий поклонник Рамакришны, собираясь совершить священное омовение, зашел коснуться ног Учителя и получить благословение. Узнав, что тот собирается совершить обряд, Рамакришна сказал:
— Ну что ж, прекрасно. Погрузитесь разок и за меня, ведь я не пойду. Впрочем, я не совершат никаких грехов, да и вода холодная. Еще я боюсь: ведь так много людей сбрасывают свои грехи в Ганг, входить в воду опасно — ко мне могут прилипнуть чьи-нибудь грехи. Так что можете нырнуть разок и за меня.
Человек спросил:
— Вы что, шутите?
- По правде говоря... но я Вам не запрещаю. Вы видели огромные деревья, которые стоят на берегу Ганга? — спросил Рамакришна.
— Да, — ответил тот. — Двенадцать лет назад я совершал омовение и видел эти действительно гигантские деревья.
Рамакришна спросил:
— А знаете ли Вы, дня чего они там растут?
— Неужели я похож на человека, который знает, зачем они там растут? У Вас какое-то странное настроение сегодня!
Рамакришна сказал:
— Я открою Вам назначение этих деревьев. Вы совершаете омовение, но грехи боятся не Ганга, они боятся холодной воды. Когда Вы погружаетесь, они выскакивают, садятся на деревья и поджидают Вас. И когда Вы выходите, они прыгают на Вас. И помните, иногда бывает, что какие-нибудь чужие грехи тоже прыгают на Вас. Они видят, что Вы такой чистый, хороший парень... просто для разнообразия! Они достаточно мучили кого-то. Теперь хотят помучить Вас. Так что будьте осторожны, проходя под этими деревьями.