Ты не меня, ты бога своего
Бранишь за щедрой скатертью его"
Садовник, живо кликнув батраков,
Сказал: "Видали божьих мы рабов!"
Веревкой вора он велел скрутить
Да как взялся его дубинкой бить.
А вор: "Побойся бога, наконец!
Ведь ты убьешь невинного, подлец!"
А садовод несчастного лупил
И так при этом вору говорил:
"Дубинкой божьей божьего раба
Бьет божий раб! Такая нам судьба.
Ты — божий, божья у тебя спина,
Дубинка тоже божья мне дана!"
Пришла женщина с ребенком и сказала:
— Мавляна (так с любовью обращались к Руми), я испробовала все способы, но ребенок не слушается. Он ест слишком много сахара. Скажите ему, что это не хорошо, он послушается, потому что он Вас очень уважает.
Руми посмотрел на ребенка, на его веру, и сказал:
- Приходите через три недели.
Женщина пришла в недоумение. Такая простая вещь! Непонятно. Люди приходили из далеких стран и Руми помогал им решать большие проблемы сразу. А тут такая малость!
Женщина послушно пришла через три недели. Джалалиддин посмотрел на ребенка и сказал:
— Приходите через три недели. Мать спросила:
- В чем дело?
Но он повторил свое решение. Когда они пришли в следующий раз в назначенный срок, Руми сказал ребенку:
— Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.
Ребенок сказал:
— Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать.
Мать попросила ребенка подождать на улице. Когда тот вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого сразу, ведь это так просто?
Руми смущенно признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде, чем давать совет, ему пришлось избавляться от этой слабости. Он прикинул и решил поначалу, что трех недель будет достаточно, но ошибся.
К Руми пришел человек, у которого был хронический невроз сердца и сказал:
— Мне не помогают никакие лекарства, я все перепробовал. Не могли бы Вы мне чем-нибудь помочь?
Мастер внимательно смотрел на пришедшего и после спокойного интуитивного размышления сказал:
— Принесите мне ножницы.
Пока несли ножницы, человек нервно ерзал на стуле и, не выдержав, спросил:
— Скажите, не хотите ли Вы подрезать мне сердце? Руми засмеялся и ответил:
— Я не хирург, к тому же, я никогда не слышал, чтобы ножницами оперировали сердце.
Когда принесли ножницы, Мастер отрезал одну из пуговиц жилета пациента и сказал, чтобы тот не пришивал другую вместо отрезанной и не прикасался рукой к тому месту, где она была.
Руми велел прийти человеку через две недели и сказал, что за это время он ожидает положительный результат. Тот пообещал сделать все, как велел Мастер.
Через две недели человек пришел очень радостным и сказал:
— Врач осмотрел меня, прослушал мое сердце и сказал, что оно в порядке. Что Вы сделали, господин, выгнали духа из моей пуговицы?
Руми ответил с улыбкой:
- Ваша рука постоянно прижимала пуговицу жилета и играла с ней вблизи сердца. Эта пуговица и была тем "духом", который грыз ваше сердце. Отрезав ее и, запретив Вам прикасаться рукой к этому месту, я освободил его от нервных движений вашей руки.
Один богатый купец из Тебриза, имея проблемы, приехал в Конью с тем, чтобы повидать Руми. Купец взял с собой 50 золотых монет, решив поднести их мудрецу. Когда он вошел в приемный зал и увидел Мавляну, его охватило волнение.
Джалалиддин произнес:
- Твои 50 золотых приняты! Но ты потерял 200, и это привело тебя сюда. Бог наказал тебя, но Он также показывает тебе нечто. Теперь все у тебя наладится.
Проницательность Руми изумила купца. Руми продолжал:
- Тебе пришлось испытать много трудностей из-за того, что однажды, далеко на западе, в христианском мире, проходя мимо христианского дервиша, лежавшего на улице, ты плюнул на него. Найди его, попроси прощения и передай Наш привет.
Тут купец пришел в совершенное замешательство, увидев, что его душа —открытая книга для Руми.
— Смотри, — сказал Джалалиддин, — сейчас мы покажем его тебе.
С этими словами Мастер прикоснулся к стене комнаты и взору купца открылась базарная площадь в Европе и лежащий на ней святой. Купец отшатнулся от этой сцены и ушел от Мастера глубоко потрясенным.
Он немедленно отправился в Европу и нашел христианского дервиша. Когда он приблизился, дервиш посмотрел на него и сказал:
- Наш Мастер Джалалиддин связался со мной. Купец взглянул в том направлении, куда указывал
дервиш, и увидел, словно на картине, Джалалиддина, который пропел такие стихи:
- И для рубина и для простой гальки — для всего есть место на Его холме.
Возвратившись в Конью, купец передал поклон христианского дервиша Джалалиддину и обосновался в дервишской общине.
Байазид, один из величайших суфийских Мастеров, будучи ребенком, приходил к Учителю. Ни о чем не говоря и не спрашивая, он тихо садился и смотрел на его лицо, а через некоторое время также тихо удалялся.
Через 12 лет впервые Учитель заговорил с ним:
— Сын мой, видел ли ты на полке книгу? И он сказал, как она называется. Байазид ответил:
— Я никогда не смотрел по сторонам и не имею понятия, где лежат какие книги. Моей единственной целью было просто сидеть напротив Вас и смотреть на Ваше лицо, впитывать Вашу безмолвную силу духа.
После этих слов Учитель сказал:
— Сын мой, ты принят!
Такое отношение к претенденту в ученики может показаться слишком суровым, не гуманным. Но эта тактика позволяет отсеять любопытных и недостаточно зрелых. Мастер не станет спрашивать: "Кто ты? Какая у тебя цель?" Любопытный человек не имеет места в мире религии. Весь мир в его распоряжении, но только не вопрос познания Истины.
***
Байазид написал в своей автобиографии: "Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил: "Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир". Мне все казалось неверным. Я был революционером и хотел изменить лицо Земли.
Когда я повзрослел, я стал молиться так: "Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла почти половина, а я не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мне мою семью".
А когда я состарился и осознал, что даже семья — это слишком много, тогда я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. Сейчас я молюсь так: "Господи, я понял и хочу изменить самого себя, позволь мне сделать хотя бы это!"
И Бог ответил мне: "Теперь уже не осталось времени. Ты должен был подумать об этом в самом начале".
* * *
В старости Байазид говорил:
- Вначале я искал Бога. Я спрашивал людей: "Где Бог?"
И вот однажды Это случилось, и я начал спрашивать людей: "Где Бога нет?"
Однажды Бога не было и я спросил: "Где Он?"
Однажды был только Бог, и я спросил: "Есть ли место, где Его нет?"
***
Случилось так, что один человек пришел к Байазиду и сказал:
— Из-за твоего учения моя жизнь разрушена; 20лет назад я пришел к тебе и ты мне сказал: "Если не просишь, богатства последуют за тобой. Если не ищешь, все будет дано тебе. Если не возжелаешь красивой женщины, придет самая прекрасная из них".
Двадцать лет потрачено зря! Ни одна даже уродливая женщина не пришла. И нет богатств. Я остался беден. Ты разрушил мою жизнь. Что ты скажешь теперь?
Байазид ответил:
— Это произошло бы, но ты слишком часто оглядывался, чтобы увидеть, идут они или нет. Ты желал и упустил все из-за желания, а не из-за меня.
***
Другой человек сказал Байазиду: — Я постился и молился 30 лет, но все еще не подошел близко к понимаю Бога.
Байазид ответил:
— Даже ста лет может быть недостаточно. Человек спросил:
— Почему?
- Потому что этому препятствует твое тщеславие, — ответил мудрец.
- Но как мне от него избавиться? — спросил человек.
- Есть одно средство, но оно тебе не подойдет, -ответил Байазид.
- И все же, назови, — попросил человек. Байазид сказал:
- Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду. Затем снять верхнюю одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими орехами. Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во весь голос:
— Даю орехи тому сорванцу, который ударит меня по шее.
Когда в торбе не останется ни одного ореха, пойди к зданию суда, чтобы старейшины города видели тебя в таком виде.
— Но я же не могу этого сделать! — взмолился человек. — Нет ли другого средства?
- Нет, это единственный способ достичь цели, — сказал Байазид. — Но ведь я предупреждал, что это средство тебе не понравится, поэтому ты неизлечим.
***
Байазид часто говорил своим ученикам: - Будьте осознающими!
-- Но что есть осознанность? — спрашивали они. Однажды он повел их на реку, где по его указанию
был перекинут узкий мост.
— Чтобы узнать, что такое осознанность, вам придется перейти по этому мосту на ту сторону, — сказал Байазид.
Когда они подошли вплотную к мосту и увидели, что он очень узкий, ученики воскликнули:
— Но это опасно, мост всего один фут шириной! Байазид сказал:
- Но сколько вам нужно, чтобы ходить? Когда вы идете по земле, вы легко можете идти по полоске шириной в один фут. Почему же вы не можете идти по такой полоске, висящей между двух холмов?
Несколько человек попытались, но испугавшись, вернулись назад. Тогда старый Байазид сам пошел по мосту. Некоторые ученики последовали за ним. Когда они достигли другой стороны, те, кто следовал за ним, упали на колени и сказали:
— Мастер, теперь мы знаем, что такое осознанность. Опасность была так велика, что мы не могли позволить себе быть расслабленными. Нам пришлось быть бдительными, осознающими.
***
В другой раз вновь прибывшему ученику Байазид велел показать комнаты монастыря. При этом ему вручили горящий светильник, до краев наполненный маслом. Напутствуя его, Мастер сказал:
— Сейчас старший ученик покажет тебе монастырь, ступай с ним и постарайся не разлить масло.