— Могу я спросить вас: существует ли Бог? Верите ли вы в Его существование?
Все люди подняли руки и сказали:
— Да! Мы верим. Бог существует!
- Тогда нет вопроса для обсуждения, — сказал святой, — вы все знаете, что Бог существует и верите в него. Тогда нет никакой необходимости для меня что-либо говорить.
И он ушел...
Люди пришли в замешательство. Они не знали, как реагировать.
Прошло время, наступил праздник. И вновь жители деревни пришли к нему с той же просьбой. Святой сказал:
- В прошлый раз вы сказали, что знаете, что Бог существует и верите в него. Я же человек во всем сомневающийся. О чем я могу говорить вам?
Люди ответили:
— Пойдемте с нами. Все изменилось, на этот раз мы дадим другой ответ.
Святой воскликнул:
-Воздадим хвалу Всевышнему! Как быстро люди изменились!
Придя в храм, он сказал:
— Друзья, я задам вам тот же вопрос, что и в прошлый раз: "Что вы знаете о Боге? Есть ли Бог на свете?"
И люди, помня, как святой отреагировал прошлый раз, договорившись между собой, воскликнули:
— Нет! Мы не верим в Бога. Бога нет! Святой сказал:
— Раз вы говорите, что Бога нет, то нет и предмета для разговора. Зачем вы пришли сюда и пригласили меня? Простите меня и отпустите с миром.
Слушая его, старейшины деревни были смущены больше других. Они были убеждены, что у этого человека есть какая-то тайна. Он явно был необычным человеком и когда представился очередной случай, они послали людей пригласить его снова.
Святой спросил их:
— О чем они хотят говорить? Нет предмета для разговора.
Но люди настаивали:
— Пойдемте с нами, сегодня все будет по другому. Сегодня мы дадим совсем другой ответ.
На это святой заметил:
- Какой бы ответ вы не подготовили, он будет все равно ложным,
Придя в храм, он обратился к людям с тем же вопросом. Половина людей сказала: — Да, Бог есть! Мы верим в Него. Другая половина сказала: - Нет, Бога нет. Мы не верим в Него.
Ведь на самом деле есть только три варианта ответа: "да", "нет" или "и да, и нет". Святой воскликнул:
— О Боже! Это очень веселая деревня. Одна половина из вас знает, другая — нет. Зачем же вы пригласили меня? Пусть те, которые знают, объяснят тем, которые не знают. Решите этот вопрос между собой.
И он ушел.
Святой еще долго прожил в этой деревне. Он надеялся, что они придут еще раз. Он ждал их, но никто не приходил. Потом кто-то спросил его:
— Но какой ответ они могли бы дать, чтобы Вы начали говорить?
Он ответил:
— Если бы они молчали, я должен был бы начать говорить. Их молчание доказывало бы искренность их интереса.
Давным-давно один человек сосредоточенно и упорно размышлял над тайнами природы и раскрыл секрет добывания огня.
Этого человека звали Hyp. Он передал свой секрет многим народам. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать, каким полезным средством огонь мог бы оказаться для них, поняли только, что Hyp опасен и прогнали его.
В конце концов люди какого-то племени, перед которыми он продемонстрировал свое искусство, пришли в дикую ярость и убили его, видя в нем исчадие ада.
... Прошли века. Знания об огне, переданные людям, сохранились отрывочно.
В одном племени ими пользовались только жрецы и хранили их в тайне, остальные люди мерзли от холода.
Другая община начисто забыла искусство Нура и стала поклоняться орудиям добывания огня.
Люди третьего племени почитали только образ самого Нура.
В четвертой общине сохранилась история открытия огня в легендах и преданиях.
В пятой общине действительно использовали огонь: готовили на нем пишу и извлекали иную пользу.
И вот, спустя много веков, один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по этим землям. Ученики пришли в изумление при виде такого многообразия различных культов.
- Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше, — сказали они Учителю. — Наш долг открыть этим людям правду.
- Что ж, я согласен, — ответил Учитель. — Благодаря этому, те из вас, кто уцелеет, узнают, каковы реальные проблемы и как их решать.
Когда они пришли в первое племя, им оказали радушный прием. Жрецы пригласили путешественников на церемонию "сотворения огня".
Когда церемония закончилась и толпа возбужденно переживши увиденное "чудо", один из учеников сказал:
— Во имя Истины я считаю себя обязанным поговорить с этими людьми.
— Если ты собираешься сделать это на свой страх и риск, то начинай, —сказал Учитель.
Ученик вышел вперед, стал перед вождем племени и окружавшими его жрецами и сказал:
— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Вы заблуждаетесь!
— Хватайте его! — закричали жрецы.
Этого человека схватили и увели; никто никогда его больше не видел.
Путешественники тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории другого племени, где поклонялись орудиям извлечения огня. Еще один ученик вызвался образумить этих людей:
— Я хочу поговорить с вами как с разумными людьми, — сказал он. — Вы поклоняетесь даже не самой веши, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать ее свойства. Я знаю реальность, лежащую в основе вашего обряда.
Эта община состояла из людей более разумных. Но они сказали ученику:
- Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Однако, будучи пришельцем, человеком, не знакомым с нашей историей и обычаями, ты не можешь понять того, что мы делаем. Поэтому мы не хотим тебя слушать. Ты должен уйти.
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьего племени, они увидели перед каждым домом идола, изображающего Нура — открывателя огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:
— Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность, которую способны использовать
люди. Не так ли?
- Может быть, это и так, — ответили почитатели Нура, — но проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.
— Да, но только тем немногим, которые поймут, а
не тем, кто отказывается видеть реальные факты. -сказал третий ученик.
- Все это ересь, к тому же ее высказывает человек, даже не говорящий правильно на нашем языке и не посвященный в нашу веру, — заворчал и жрецы. И этому ученику не удалось добиться успеха.
Так группа продолжала свое путешествие, пока не прибыла на территорию четвертой общины. На этот раз перед собравшимися выступил четвертый ученик. Он заявил:
- История о создании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь,
В толпе возникло замешательство, послышались разные мнения. Некоторые говорили:
- Возможно, это правда, и если это так, то мы хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда Мастер и его последователи испытали их, оказалось, что большинство из них стремится лишь к собственной выгоде. Они не понимали того, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы подавляющего большинства людей этого племени были настолько пропитаны извращенными вымыслами, что те немногие, кто воображал себя способными воспринимать Истину, на деле оказывались, как правило, неуравновешенными людьми, которые не смогли бы самостоятельно использовать огонь, даже если показать им, как это делается.
Были и такие, кто заявлял: "В легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять в общине высокое положение".
Нашлись и такие, кто говорил; "Наши легенды и предания должны остаться такими, какими они есть, поскольку они являются наследием, соединяющим нас в единое целое. Что станете нашим обществом, если мы откажемся сейчас от них?"
Были и другие точки зрения.
Итак, группа отправилась дальше и пришла, наконец, на территорию пятой общины, где разведение огня было чем-то обычным и общедоступным. Но и там путешественникам встретились испытания.
И тогда Мастер сказал своим ученикам:
— Вы должны научиться тому, как учить, ибо человек не желает, чтобы его учили. Сперва вы должны будете научить людей тому, как учиться. А перед этим еще необходимо объяснить им, что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди воображают, что они уже все знают. Они хотят изучать только то, что считают необходимым, а не то, что должно быть изучено прежде всего. Только когда вы поймете все это, мы сможем изобрести метод обучения. Знания без специальной способности учить — это не то же самое, что знание и наличие этой способности.
Когда началась французская революция, первое, что сделали революционеры, это освободил и осужденных из Бастилии.
Многие заключенные были приговорены к пожизненному заключению. От их кандалов не было даже ключей.
Революционеры объявили их свободными, но многие из них просидели в тюрьме по 20-30 лет и отказались выходить из заточения.
Но революционеры есть революционеры. Они cилой освободили все камеры. К вечеру того же дня многие осужденные вернулись, требуя впустить их, потому что они не смогли уснуть без своих цепей, им чего-то не хватало.
Слишком много света, слишком много жизни! Они привыкли к грязи и вони и их психика не смогла перестроиться, они желали вернуться к привычному.
Революционеры вынуждены были впустить их обратно и узники были счастливы...
Весь день, проведенный на свободе, был для них пыткой. Их глаза ослабли: они не могли смотреть. Их ноги ослабли.
Пропасть между ними и свободными людьми была так велика, что они не могли понять, что происходит на улицах.
Когда Марко Поло прибыл в Китай, страна была под пятой великой империи Кублайхана, сына Чингизхана. Марко Поло просил аудиенции на высоком уровне. Кублайхану доложили:
- Человек, похожий на обезьяну, хочет видеть Вас. Марко Поло был первым европейцем, прибывшим
в Китай. Кублайхан сказал:
- Раз он умеет говорить, значит в нем есть что-то человеческое. Приведите его!