В работе «Мир как красота» Д.Д. Благой причисляет лучшее в лирике Фета к величайшим образцам философской лирики, в которой, как и в жизни, он «торжествует… свое собственное бессмертие».[17] В статье «Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция)» Н. Скатов показывает, что Фет, воссоздавая отдельное состояние души, «стремится перекинуть мост от этого состояния ко всему миру, установить связь данного момента с жизнью в конце концов в её космическом значении».[18] Исследователь утверждает, что фетовское творчество являет собой могучую жизненную силу, бросающую вызов смерти. Г.Б. Курляндская подчеркивает: «Именно пантеистическое созерцание жизни, утверждающее не единство природы и духа, а их тождество являются основополагающей для поэзии Фета. В ней господствует слиянность внешнего и внутреннего, природного и духовного. Лирическое «я» и его природное окружение нераздельно объединяются общей основой, уходят в единый источник бытия, в единый корень жизни».[19] Е.А. Тинякова говорит о поэте: «А.Фет создал философию духовной жизни человека после его физической смерти».[20]
Большинство исследователей отмечают противоречивость фетовской натуры, подчеркивая, что поэзия помогала ему в преодолении жизненного трагизма: «Для угрюмого, озлобленного человека, не верящего в людей и жизнь, акт поэтического творчества был актом освобождения, актом преодоления трагизма жизни, воспринимался как выход из мира скорбей и страданий в мир светлой радости».[21]
При этом отношение А.А. Фета к жизни и смерти достаточно противоречиво. Так, на вопрос «Альбома признаний» дочери Л.Н. Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» поэт отвечает: «Наименее долго».[22] Своё существование поэт рассматривает лишь как тоскливое пребывание на этой земле, где всё бессмысленно, низменно и скучно. Зачастую в поздних произведениях А. Фет не просто «примеряет» смерть на лирического героя, а рисует её с перспективой на себя («На пятидесятилетие музы»).
В жизни поэта нет такого периода, о котором он вспоминает с восторгом или упоением. Но зато его духовная жизнь интенсивна и богата, но «не бурнопламенными страстями, не демоническими взлетами и падениями, а несметной множественностью оттенков восприятия мира. Где обычно слышится один единственный тон, там Фет улавливает бесчисленное количество переходящих друг в друга полутонов. Нескончаема цепь его переживаний, чувствований, ощущений, воплощенных в слове».[23] Нельзя однозначно сказать, что поэт сознательно отгоняет от себя мысль о бренности человеческого существования или вообще обходит тему смерти, тем не менее, в его поэзии очевидно преобладание стремления передать движение, процесс, трепет жизни:
Тут сердца говорит мне каждое биенье
Про все, чем радостной обязан я судьбе,
А тихая слеза блаженства и томленья,
Скатясь жемчужиной, напомнит о тебе.
Нет, даже не тогда, когда, стопой воздушной…(1, 75).
В недавнее время появилось довольно много работ, обращающихся к некоторым частным аспектам осмысления вопросов человеческого существования в творчестве А.А. Фета. Например, в ряде исследований анализируются вопросы философского осмысления жизни и смерти и, прежде всего, с точки зрения влияния произведений А. Шопенгауэра (Монин М.А. Толстой и Фет: два прочтения Шопенгауэра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. – М., 2001).
В работах Г.Б. Курляндской представления Фета о жизни и смерти рассматриваются не только под углом шопенгауэровской философии, но и платоновской идее о красоте, и христианских религиозно-нравственных тенденций.
Существуют работы, направленные на изучение семантики и трансформации отдельных значительных для творчества поэта образов, передающих отношение к жизни и смерти. Так, в одном из наиболее обстоятельных исследований Козубовской Г.П. «Фет и проблема мифологизма в русской поэзии ХIХ – начала ХХ веков» внимание обращается на следующие фетовские мифологемы, связанные с онтологическими категориями: день/ночь, утро/вечер, ворон, нить (как судьба) и некоторые другие.
В работе В.А. Шеншиной, освещающей вопросы жизненного пути и творчества Фета (Шеншина В.А. А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. – М., 2003), проблемы жизни и смерти частично анализируются в связи с рассмотрением религиозных воззрений поэта и концепцией вечности.
Таким образом, проанализировав ряд предшествующих работ, мы пришли к выводу, что вопрос о необходимости создания специального исследования, посвященного осмыслению жизни и смерти в фетовском творчестве, является достаточно актуальным.
Объектом исследования является весь корпус оригинальных произведений Фета (за исключением переводов) и фрагменты его переписки.
Предметом исследования являются элементы картины мира, воспринимаемые сквозь призму творческих, философских и религиозных исканий А.А. Фета.
Научная новизна работы определяется тем, что динамическая оппозиция жизнь/смерть в творчестве А.А. Фета впервые рассматривается системно, устанавливается связь данной онтологической категории с другими антитезами и различными темами фетовского творчества как в лирических, так и в прозаических произведениях. Большая часть исследования посвящена комплексному изучению семантики и трансформации образов, передающих отношение автора к жизни и смерти.
Актуальность исследования определяется тем, что к настоящему времени нет работы, где проблемы жизни и смерти (применительно к фетовскому творчеству) рассматриваются не только с религиозно-философских позиций. Поэтому цель исследования состоит в развернутом, преимущественно художественном и лингвопоэтическом, анализе вопроса о человеческом существовании в фетовском творчестве.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:
а) выделить и рассмотреть основные антитезы фетовского творчества;
б) раскрыть основные особенности темы жизни и смерти в любовной лирике, посланиях и посвящениях поэта;
в) рассмотреть временные пласты фетовской лирики в их функциональном взаимодействии с темой жизни и смерти;
г) проследить эволюцию взглядов поэта в осмыслении категорий жизнь и смерть в философской лирике Фета и частично в его переписке;
д) рассмотреть особенности восприятия жизни и смерти автором и его героями в художественной и автобиографической прозе;
е) выделить основные образы/образные средства, передающие отношение поэта к жизни и смерти.
Характер поставленных в данном исследовании задач определил ряд подходов, использованных в нашей работе: историко-культурный, сравнительный, биографический, генетический.
Методологической основой диссертации послужили труды Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба, Г.Б. Курляндской, В.А. Кошелева, В.А. Шеншиной, Г.П. Козубовской и ряда других исследователей истории русской литературы конца XIX – начала XX века.
Практическая значимость. Результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, касающихся рассмотрения темы жизни и смерти в русской литературе, а также при разработке проблемы репрезентации образов, связанных с вопросом о человеческом существовании.
Особенности материала и подходы к его анализу, цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации, которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы (190 наименований).
Современники А.А. Фета, даже его близкие друзья, или не принимали его поэтической дерзости, или не понимали, откуда такой прижимистый помещик черпает источник своего вдохновения. Во многом это было обусловлено тем, что отношение к жизни Фета-человека и Фета-поэта не было одинаково. Его лирическая чуткость, провозглашение жизни природы высшей реальностью, а зоркости поэта – непременным условием подлинности художественных открытий дало возможность проникновения в поэзию многочисленных не замеченных другими жизненных подробностей.
Не раз подчёркивалась двойственность фетовской натуры, противостояние двух противоположностей, уживающихся в одном человеке: «…Может показаться, что имеешь дело с двумя совершенно различными людьми, хотя оба они говорят иногда на одной и той же странице. Один захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намёки и ускользающие образы; другой как будто смеётся над ним и знать не хочет, толкуя об урожае, о доходах, о плугах, о конном заводе и о мировых судьях. Эта двойственность поражала всех, близко знавших Афанасия Афанасьевича».[24]
вырезано
- «скука внешнего земного бытия – мечтания и радости мира внутреннего, интимного»[25] («Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный / К тебе просился беззакатный день»);