Санкции без использования вооруженной силы играют роль промежуточных мер, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы.
Санкции вводятся на основании Резолюции Совета Безопасности ООН. Резолюция Совета Безопасности ООН (сокр. СБ ООН) — специальный документ, принимаемый путём прямого голосования всех 15 членов Совбеза, наиболее могущественного органа Организации Объединённых Наций. Резолюция принимается при условии, что за нее отдано не менее 9 голосов и не наложено вето хотя бы одним из постоянных членов Совета Безопасности. Таковыми являются Великобритания, Китай, Россия, США и Франция.
В связи с этим разработчики Устава ООН внесли качественно новое содержание понятие «санкции» закрепив в 41 статьи Устава прогрессивное на то время положение, которое заключалось в праве Совета Безопасности решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений. В частности, предусматривал право СБ ООН потребовать от Членов Организации применения этих мер, которые могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.[21]
При решении вопроса о соотношении международно-правовых санкций и международно-правовой ответственности следует, по нашему мнению, учитывать специфику современного международного права. Его нормы, например нормы Устава ООН, уставов некоторых других международных организаций, отдельных двусторонних соглашений и нормы международных обычаев не содержат конкретные указания на объем и формы ответственности, а предусматривают именно право на принуждение, регламентируя условия и порядок применения международно-правовых санкций государствами и международными организациями.
Иными словами, в международном публичном праве с понятием «санкции правовой нормы» ассоциируются не формы ответственности, а принудительные меры. Различение форм ответственности и санкций исключает возможность неоправданной подмены форм ответственности санкциями и препятствует использованию государством-правонарушителем для обоснования отказа от вытекающих из его ответственности обязанностей ссылки на то, что оно уже понесло ответственность, поскольку против него уже были применены принудительные меры. При этом имеется в виду, что лишения, вызываемые международно-правовыми санкциями, имеют иную природу, чем лишения, в которых выражается ответственность государства-правонарушителя. Международные организации, осуществляя санкции, сами могут понести значительные издержки, которые подлежат включению в объем ущерба.
Таким образом, целесообразнее считать международно-правовыми санкциями принудительные меры, служащие средством пресечения международных правонарушений, восстановления международного правопорядка, в конечном счете средством принуждения государства-правонарушителя выполнить обязанности, вытекающие из его международной ответственности.
Одним из видов воздействия на государство-правонарушителя со стороны международной организации является принятие осуждающих резолюций Генеральной Ассамблеей ООН. Данный вид воздействия на государство-правонарушителя нельзя отнести к санкциям, но сила его морально-политического воздействия весьма значительна. Такого рода резолюции могут иметь и правовые последствия, если в них содержится непризнание результатов, полученных путем угрозы силой или ее применение. В этом некоторые юристы-международники видят своеобразную санкцию.
Отметив такие принудительные меры, как Репрессалии (старолат. repressaliae, от лат. reprehendere — сдерживать, останавливать) — в международном праве правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответные неправомерные действия другого государства. На сегодняшний день термин репрессалии устарел и подобные действия именуются как контрмеры, а в случае применения таких мер международной организацией — санкции.
Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.
Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.
Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий:
а) наличие реального международно-противоправного деяния;
б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда;
в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.
Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.
Обсуждение главы, касающейся контрмер, вызвало интенсивные дебаты как в шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН, так и в самой Комиссии международного права. Данная глава активно обсуждалась правительствами государств. Представители США и Великобритании настаивали на исключении статей о контрмерах из проекта, заявляя, что они являются эффективными правовыми инструментами и что их ограничение не должно лишить их эффективности. Предлагалось исключить статьи о контрмерах, ограничившись лишь общей ссылкой на них. Правительства развивающихся стран поддерживали такую позицию, рассматривая контрмеры как угрозу малым государствам и предлог для принятия односторонних мер. Однако большинство государств высказалось в пользу ограничительной трактовки возможности обращения к контрмерам, а не исключения их из проекта, что способствовало бы злоупотреблению ими. Особо подчеркивалось, что контрмеры не должны использоваться в качестве формы возмездия или наказания; они не должны иметь последствия, ставящие под угрозу международный мир и безопасность; они не должны быть связаны с применением силы в нарушение Устава ООН.[22]
В статьях об Ответственности государств, контрмеры занимают значительное место — 6 статей из 59 посвящены этому институту. Положения, касающиеся контрмер, определяют условия и ограничения принятия контрмер потерпевшим государством как его реакции на международно-противоправное деяние. Кроме того, устанавливаются ограничения применения контрмер для сокращения возможности злоупотребления ими.
Применение контрмер как принудительных мер, используемых в международных отношениях, должно рассматриваться в рамках института ответственности в международном праве как последствие совершения государством определенного противоправного деяния. Согласно статьям, контрмеры – это действия, которые были бы противоправными, если бы не осуществлялись в ответ на правонарушения в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещения.
В главе II части третьей излагаются условия, которым должны соответствовать контрмеры. Во-первых, контрмеры применяются в основном государствами, но не исключается их применение и международными организациями в случае нарушения принятых в отношении их обязательств. Подтверждением этому служит Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Конвенция предусматривает возможность прекращения или приостановления действия договора международной организацией в случае его нарушения (ст. 60). Прекращение или приостановление действия международного обязательства является одним из основных видов контрмер. Во-вторых, контрмеры должны применяться только в ответ на предшествующее международно-противоправное деяние.
Контрмеры следует отличать от других видов принудительных мер. Как указывалось выше, в доктрине и практике международных отношений для определения мер принуждения часто используется термин «санкции». Первоначально данный термин использовался специальным докладчиком Комиссии международного права по проекту Р. Аго и впоследствии был подтвержден новым докладчиком Г. Аранжио-Рузом для обозначения мер, предпринятых международными организациями (в частности, в соответствии с гл. VII Устава ООН, несмотря на то, что в самом Уставе используется термин «меры», а не «санкции»). В данном контексте санкции могут быть определены как комплекс ответных мер, примененных на основании решения, принятого международной организацией, как реакция на нарушение международных обязательств, имеющих серьезные последствия для международного сообщества в целом.[23]
Статья 49 «Цель и пределы контрмер» гласит:
1. Потерпевшее государство может принимать только контрмеры против государства, которое несет ответственность за международно-противоправное деяние, с целью побудить это государство выполнять свои обязательства согласно части второй.
2. Контрмеры ограничены временным невыполнением международных обязательств государства, принимающего такие меры в отношении несущего ответственность государства.