3. Контрмеры должны, по возможности, предприниматься таким образом, чтобы позволить возобновление выполнения соответствующих обязательств». [24]
Итак, контрмеры понимаются ограничительно как меры, направленные на то, чтобы побудить правонарушителя выполнить свои обязательства в области прав человека. Для того чтобы быть оправданными, контрмеры должны приниматься в ответ на предшествующее международно-противоправное деяние другого государства или быть направленными против этого государства.
Контрмеры не могут затрагивать какую-либо процедуру разрешения споров, которая действует между двумя государствами и применима к данному спору. Они не могут применяться таким образом, чтобы от этого пострадала дипломатическая или консульская неприкосновенность. Контрмерам должно предшествовать требование потерпевшего государства, обращенное к государству-нарушителю, о выполнении обязательств последним.
Причем такие требования должны сопровождаться предложением провести переговоры и приостанавливаться, если международно-противоправное деяние прекратилось и спор добросовестно передан на рассмотрение суда или трибунала, компетентного выносить обязательные для сторон решения (указано в ст. 50 по 53).
Одним из наиболее важных критериев правомерности осуществления контрмер является требование их соразмерности (пропорциональности) тяжести международного правонарушения. Принцип пропорциональности играет существенную роль в ограничении возможности принятия контрмер одним государством в ответ на противоправное деяние второго государства. Пропорциональность гарантирует некоторую предсказуемость ответной меры.
В статье 51 об Ответственности государств, касающейся пропорциональности, предусмотрено, что: «Контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав». Однако это не означает полного соответствия между ущербом, причиненным нарушением, и последствиями применения контрмер для государства-правонарушителя.
В статьях устанавливается ряд обязательств, нарушение которых не может вызвать применение контрмер. Контрмеры не должны затрагивать:
а) обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения в соответствии с Уставом ООН;
б) обязательства по защите основных прав человека;
в) обязательства гуманитарного характера, запрещающие репрессалии;
г) иные обязательства, вытекающие из императивных норм общего международного права.
Перечень основных обязательств, выполнение которых не может быть затронуто контрмерами, не является исчерпывающим.
Современное международное право признает, что правом призывать к ответственности в определенных случаях обладает не только непосредственно потерпевшее государство, но и другие государства.
К таким случаям относятся ситуации, когда:
а) нарушенное обязательство является обязательством в отношении группы государств и установлено в целях защиты коллективных интересов;
б) нарушенное обязательство является обязательством в отношении международного сообщества в целом.
Указанные критерии заложены в основу коллективных принудительных мер, закрепленных в главе VII Устава ООН. Статьи предусматривает, что в таких случаях другие государства могут требовать от несущего ответственность государства прекращения противоправного деяния и выполнения обязательств по возмещению ущерба, приняв при этом только правомерные меры против государства-нарушителя.
«Контрмеры должны быть прекращены как только ответственное государство выполнит свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием, согласно Части второй».
Еще одним термином, который также используется в связи с мерами принуждения в международном праве, является термин «репрессалии». По мнению украинского юриста-международника В. А. Василенко, репрессалии — это ответные односторонние принудительные меры государства, направленные на ограничение или ликвидацию прав другого государства, совершившего международное противоправное деяние. В современных международных отношениях в качестве репрессалий выступают лишь принудительные меры экономического и политического характера (например, эмбарго, бойкот, временное лишение или ограничение дипломатических привилегий и иммунитетов официальных представителей государства-нарушителя и т. д.). Ранее понятие репрессалий охватывало все меры воздействия на правонарушителя. Такое понимание было отражено в Декларации о принципах международного права 1970 г., в которой сказано: «государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы». В последнее время термин «репрессалии» употребляется в узком значении в отношении действий, предпринимаемых во время международных вооруженных конфликтов, т. е. понимается как синоним военных репрессалий (см., например, Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г.). [25]
В доктрине международного права, особенно среди ученых стран СНГ, активно используется термин «реторсии» для обозначения не выходящих за рамки международного права мер воздействия одного государства на другое, преследующих цель побудить последнее прекратить неправомерные действия. Акты реторсий могут включать в себя установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя, повышение таможенных пошлин, отзыв посла из государства-нарушителя и т. п. Однако к рассматриваемым мерам принуждения они не относятся, поскольку особенностью таких мер является то, что они включают действия, не нарушающие международные обязательства применяющего их государства по отношению к государству-нарушителю, и поэтому статьями об Ответственности государств не регулируются.
Нужно сказать, что Санкции применяемые ООН, следует отнести к формам политической ответственности, поскольку Совет Безопасности является политическим органом ООН, на который возложена функция поддержания мира и безопасности. Таким образом, политическая ответственность государства за нарушения прав и свобод человека будет выражаться:
1. в обязанности прекращения и не повторения международно-противоправного деяния;
2. в обязанности для всех других государств:
- не признавать законной ситуацию, создавшуюся в результате нарушения;
- не оказывать помощи или содействия несущему ответственность государству путем сохранения создавшейся в результате этого ситуации;
- по мере возможности, сотрудничать с целью положить конец нарушению;
3. в полном или частичном перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения;
4. в разрыве дипломатических отношений;
5. в принятии Генеральной Ассамблеей ООН, а также другими государствами осуждающих резолюций;
6. сатисфакция.
7. реституция;
8. компенсация;
9. процент.
В части второй статей об Ответственности государств, которая называется «Содержание международной ответственности государств», говорит о такой форме восстановления нарушенного права как «возмещение». Согласно статье 35: «Возмещение ущерба, причиненного в результате международно-противоправного деяния, принимает форму реституции, компенсации и сатисфакции, либо в одной из указанных форм, либо в их сочетании».
Две из указанных форм - реституцию и компенсацию - принято относить к материальной ответственности государства.
Обеспечение реституции, согласно статье 36 статей об Ответственности государств, Реституция представляет собой восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния.
В судебной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственного государства. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца.
В том случае если реституция не является материально невозможной, то осуществляется «компенсации».
Компенсация (статья 37) - государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, в том объеме, в каком ущерб не покрывается реституцией. Компенсация охватывает любой оценимый с финансовой точки зрения ущерб, включая упущенную выгоду, если таковая установлена.
А Статья 39 «Об ответственности государств», предусматривает также и выплату процента. При необходимости в целях обеспечения полного возмещения с любой основной суммы, подлежащей выплате согласно настоящей главе, выплачиваются проценты. Процентная ставка и метод расчета определяются таким образом, чтобы достичь этого результата.
Глава II Части Второй статей об ответственности государств содержит также статью о сатисфакции, то есть о той форме возмещения, которую принято относить к форме моральной ответственности государства. Тем не менее, я придерживаюсь мнения, что сатисфакцию следует отнести к формам политической ответственности. Сатисфакция - представлять собой признание нарушения, выражение сожаления, официальное извинение или иное надлежащее действие государства.[26] Например, в октябре 1994 г. на Восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальные извинения премьер-министру и министру внутренних дел России за нарушенные права данных пострадавших лиц. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инцидент исчерпанным.