Смекни!
smekni.com

Балканское измерение войны и мира (стр. 17 из 28)

Понять феномен массового бегства албанского населения из Косово и его возращение на пепелище, после короткого по времени и массированного удара НАТО по краю, можно только с учетом того, что албанцы есть мусульманский анклав. Они сохранили определенные стандарты варварско-кочевой СКС и усвоили некоторые стандарты мусульманской СКС. Такого рода перемещения связаны с решением социо-культурных задач и в основании имеют только социо-культурные причины. Они не связаны с реальными репрессиями против албанцев со стороны сербов. Повод создавался.

Косовский албанский исход - беспрецедентное для современной Европы событие. Оно оказалось самым весомым аргументом в пользу военной агрессии НАТО против Югославии. В частности много говорилось по поводу вынужденности бегства албанцев. Якобы все делалось под дулами автоматов сербской полиции и военных. В это верится с большим трудом. Сколь бы ни был ограничен менталитет сербских националистов и их карательных органов, они не могли помыслить о столь простом решении проблемы Косово. Выселение албанцев не могло решить проблем этого края и его отношений с Белградом.

Нужно отметить согласованность действий албанцев. Исход за пределы Косово был слишком быстрым и дружным, для того чтобы быть случайным. Его нельзя объяснить реальными репрессиями сербской полиции. Это была своего рода провокация. Нужно было дать весомый повод для начала военной операции НАТО против Сербии. Повод сделали.

Мы не можем сейчас сделать детальное описание принятия такого рода решений. Это сложный и неопределенный процесс. Есть политические лидеры, есть пропаганда, есть определенная динамика событий за пределами региона. Но есть и еще нечто, что представлено в менталитете такого рода народов как косовские албанцы. Они есть по сути дела “штрафная рота на восточном фронте”. Они представляют мусульманскую СКС в одном из наиболее конфликтных регионов мира. И соответственно у них выработаны умения и навыки поведения в различного рода стрессовых ситуациях.

Миграция косоваров за пределы своего региона очень больно отразилась на сопредельных государствах. И не только балканских. Эмиграция албанцев в Западную Европу в целом резко усилилась. Вполне очевидно, что новый приток мигрантов мусульманского происхождения повлечет к реальным внутренним проблемам в западных европейских странах. В этой связи вполне понятна активность США. Государство готово поглотить некоторую часть миграционного албанского потока. США оперативно согласились принять несколько тысяч косоваров на своей базе в Гуантаномо (Куба). По факту это первый шаг к приему весьма значительного количества албанцев в США. На практике поток албанских мигрантов в Северную Америку будет очень устойчивым. В течение 5 - 10 лет весьма большое количество беженцев из современной Югославии, скорее, переберется в такие страны как Канада, США и Австралия.

Но, как бы то ни было, в некоторой депопуляции Косово заинтересованы многие. Это не только Сербия и соседние с ней государства. В уменьшении численности албанского населения Косово отчасти заинтересована и западная СКС. Она готова принять определенное количество людей из этого региона. Во втором поколении они могут быть весьма успешно ассимилированы. Дети албанских беженцев станут гражданами Австралии, США и других стран и могут называть себя австралийцами, американцами и т.п.

Албанская эмиграция не должна быть компактной и не должна быть ориентированной только на Западную Европу. Здесь она становится угрожающей. В Западной Европе албанская диаспора стала реальным нарушителем спокойствия. С ней связаны профессиональные криминальные действия. Мусульманская община-анклав перебирается на территорию западного хоумленда и занимается деструктивной деятельностью. Экономическим основанием поддержания общины является, прежде всего, продажа наркотиков. Нет оснований считать, что полуграмотные албанцы, которые в своей образованности во многом не превышают планку простого умения читать и писать, но которые могут легко и просто усваивать чужие и очень далекие от них языки, а также выживать в самых тяжких условиях и на самом базисном уровне, ассимилируются и превратятся в исправных западных налогоплательщиков. Это даже не турки. Для Западной Европы это иной и более тяжкий вариант. Западная Европа не получит из албанцев добропорядочных бюргеров. Но их можно ассимилировать в пределах иных западных территорий. Вероятно, на это и будут ориентированы последующие миграции албанцев из мест их современного проживания в лагерях беженцев (Македония и другие районы).

Ассимиляционные процессы среди балканского населения

Анализ эволюции Балкан приводит к однозначному выводу - в этом регионе мира ассимиляционные процессы идет очень замедленно. Итогом нескольких послевоенных десятилетий существования федеративного государства со столицей в Белграде, стало то, что определенная часть людей перестала акцентировать внимание на своей национальности и стала считать себя "югославами". Но таких людей очень немного. Социологические обследования показывают их несомненное наличие, но говорить о процентном соотношении не стоит. Нет оснований, говорить о значимом количестве "югославов". Цифры социологических обследований такого рода очень зависят от географической выборки. Не исключено, что формирование "новой исторической общности" есть во многом достижение городского населения и определенных районов Балкан. В виду отсутствия систематических корректных социологических обследований судить о точных цифрах сложно.

Вялость ассимиляционных процессов и повышенный националистический тонус населения, казалось бы, находится в противоречии с некоторыми фактами. Например, характерная особенность албанцев Косово связана с тем, что они легко и просто усваивают иные языки. В частности в Косово языком общения был сербскохорватский язык. На нем говорили. На нем писали, используя латинские буквы. Сербы, которые жили достаточно долгое время в Косово, албанский же язык не учили и не знали. Очень важно, что сербскохорватский стал языком Косово даже при условии того, что количество сербов в крае всегда было очень невелико.

Это нельзя объяснить только давлением из Белграда. Давление было, но оно не могло носить слишком жесткого характера в принципе. СФРЮ была не та страна, в которой существуют возможности проведения жесткой эффективной унитарной политики.

В целом можно констатировать, что национальная идентификация на Балканах играет исключительно важную роль. Она во многом связана с географическим распределением населения. Собственно текущий конфликт можно интерпретировать не только как четкую национальную идентификацию населения после "плавильного котла" СФРЮ, но и как идентификацию территорий, закрепленных за строго различными балканскими этносами. В основании этого процесса лежат социо-культурные процессы формирования буферного пространства балканской буферной зоны.

ЭКОНОМИКА БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Логичным следствием описанных выше распространенных представлений о пространстве и времени, является понимание экономики с глобалистско-универсальных позиций. Получается, что есть развитые и отсталые страны. Есть эффективные и неэффективные экономики. Первые генерируют большие денежные потоки и соответственно высокий жизненный уровень. Вторые генерируют небольшие или откровенно убогие денежные потоки и соответственно низкий жизненный уровень. Логика примитивная и убедительная, как и многие идеологические декларации.

С точки зрения теории СКС положение иное. Для каждого типа социо-культурного образования характерны свои стандарты экономики, то есть того, что и как, и в каком количестве производится, хранится, обменивается и прочее. Корректное сравнение жизненных уровней возможно только в рамках строго определенных социо-культурных образований. Жизненные уровни (стандарты) просто различные.

В полной мере это относится к Балканам. Балканский регион имеет не примитивную экономику и низкий уровень экономической развитости. Регион имеет специфическую экономику и строго адекватный ей жизненный уровень населения. В частности наиболее бедное население региона, представленное албанцами, живущими в Албании, бедно не в силу своей лености, глупости, происков врагов или траты денег не на то, что нужно. Оно бедно, прежде всего, в силу того, что это часть мусульманского мира, проводящая мусульманские стандарты. Для нее характерны строго определенные ценности и приоритеты. Здесь нет кальвинистских идей, частной собственности и много другого. Но они здесь и не нужны.

Другой пример. Сравнение уровней экономической развитости балканских государств показывает, что наиболее развитыми являются Словения и Хорватия. Западное объяснение - в этих государствах более продвинутая демократическая система, в них больше рыночной экономики.

Объяснение теории СКС - эти балканские государства есть естественно зависимые западные вассалы, которые обрабатывались западной СКС на протяжении длительного времени. Их продвинутость относительно остальных балканских государств, есть продукт прошлой и продолжающейся социо-культурной переработки. Являясь буферной зоной западной СКС, Словения и Хорватия, имеют, и будут иметь, некоторые западные черты. Рыночная экономика, которая есть порождение совсем недавнее и недолговечное, не имеет к этому никакого отношения. Кроме того, повышенный оборот денег у населения Словении и Хорватии не означает еще более высокого жизненного уровня, чем, скажем, у населения Сербии. Это лишь повышенный оборот денег.

Это очень большая тема. Не станем касаться ее в данной работе детально. Только еще раз подчеркнем, что корректная интерпретация балканской экономики можно лишь в контексте понимания того, что это внешняя буферная зона. Она внутренне противоречива и содержит черты переработки различных СКС. Прежде всего, мусульманской и западной СКС. Очень существенное влияние оказывают и особенности самой буферной зоны. Это, прежде всего, ритмичность связок "созидание - разрушение". Периодически происходят массовые разрушения и миграции местного населения. Они ослабляют прошлый стандарт освоения пространства региона и создают основу для реализации нового стандарта. Такого рода ритмичность связана именно со спецификой самой внешней буферной зоной.