Смекни!
smekni.com

Кубанские казаки в ВОВ (стр. 1 из 14)

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв

и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель защиты Отечества родила и великую энергию. Поднялись исполнительные силы, полные беспримерного мужества и самоотверженности. Никогда не забудутся и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершённые на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Второе лето войны с фашистской Германией для нашей страны оказалось очень тяжёлым. Немецкие войска прорвались к Воронежу, Сталинграду и на Северный Кавказ.

Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы Краснодарского края. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца кубанцев. Как набатный колокол, прозвучал боевой клич:

Вставай, Кубань! Народным гневом

Бурли, бушуй, мятись, вскипай.

На смертный бой с врагом скликай

Своих сынов отважных, смелых.

Вставай, Кубань! Кубань, вставай!

Смерть вражьей своре озверелой!

Битва за Кавказ является одной из ярких страниц в истории Великой Отечественной войны. Как известно, немецко-фашистские войска предприняли наступление на этом направлении летом 1942 года. Враг рвался к неисчерпаемым природным и другим богатствам Кавказа. Он стремился захватить его нефтяные районы, которые к тому времени давали стране решающую долю всей нефти и нефтепродуктов. Он стремился захватить одну из богатейших житниц нашей страны - хлебородные районы юга Российской Федерации, и прежде всего его жемчужину - Кубань. Враг рассчитывал, что с захватом Кавказа Турция от выжидательной позиции перейдёт к прямым военным действиям против Советского Союза и в то же время для фашистской Германии откроются возможности для расширения агрессии в направлении Ближнего и Среднего Востока. Таким образом, борьба за Кавказ имела для нашей Родины жизненно важное значение, а сама борьба приняла крайне ожесточённый характер.

Немецко-фашистские полчища нависли над югом страны, на Кубани поднялась новая могучая волна патриотического движения.

Битва на Кавказе развернулась в 1942—1943 гг . на обширной территории, разнообразной по географическим и климатическим условиям , в высокогорных районах и прикубанских плавнях , на равнинах Ставрополья и побережье Черного моря ,в предгорьях Западного Кавказа и безводной Ногайской степи .

На этом направлении гитлеровским командованием было сосредоточено тринадцать пехотных, пять танковых, четыре моторизованные , три кавалерийские дивизии и более 1000 самолетов 4-го воздушного флота.

Противник превосходил войска Южного фронта по пехоте в 1,4 раза, по артиллерии почти в 2 раза, по танкам в 9,3 раза, по авиации почти в 8 раз.

Непосредственно для захвата Кавказа были выделены 17-я полевая , 1-я и 4-я танковые армии.

Группа армий «А», используя свое численное превосходство, во второй половине июля 1942 г. Вышла к нижнему течению Дона. Главный удар противник наносил в направлении Ростова. Войска Южного фронта в ночь на 22 июля начали отход с линии реки Миус. Части 56-й армии (командующий генерал-майор А.И.Рыжов ) приняли на себя основной удар.

С утра 23 июля немцы продолжали развивать наступление на Большие Салы, Аксайскую, Каменный Брод, Новочеркасск и бомбили переправы через Дон.

Героически сражался личный состав 30-й стрелковой дивизии (командир полковник Б.Н.Аршинцев), и особенно ее 256-го стрелкового полка, уничтожив в этот день десятки танков врага и до полка пехоты. Отличились и воины 900-го артиллерийского полка (командир майор И.П.Калинин ) 339-й Ростовской стрелковой дивизии, уничтожившие 36 танков.

К исходу 24 июля соединения 56-й армии переправились через Дон и заняли оборону на левом берегу. На следующий день войска противника, поддержанные крупными силами авиации , начали наступать с захваченных ими четырёх плацдармов между Ростовом и Цимлянской в трёх направлениях : 4-я танковая армия - из района зпапднее Цимлянской на Сальск ; 17-я полевая армия - от Ростова на Краснодар. Малочисленные войска Южного фронта , утомлённые тяжёлыми боями , отошли на рубеж по южному берегу реки Кагальник и Манычскому каналу. Немецко-фашистские войска прорвались в задонские и сальские степи. Войска Южного фронта не смогли удержаться и на этом рубеже. Противник , обладавший огромным численным превосходством в танках и авиации , продолжал яростные атаки. Советское командование вынуждено было отводить главные силы фронта на юг.

В целях объединения усилий на Северном Кавказе и лучшего руководства войсками Ставка Верховного Главнокомандования 28 июля 1942 г. Объединила войска Южного и Северо-Кавказского фронтов в один Северо-Кавказский фронт под командованием Маршала Советского Союза С. М. Будённого. Заместителями командующего фронтом были назначены генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский и генерал-полковник А. И. Черевиченко , начальником штаба фронта – генерал-лейтенант А. И. Антонов. Перед фронтом была поставлена задача задержать врага , восстановить в войсках строгий порядок и твёрдую дисциплину.

Лето 1942 г. выдалось жаркое , температура доходила до 40 градусов. Отступавшие по степным просторам Дона и Кубани, Калмыкии и Ставрополья измотанные постоянными боями войска испытывали недостаток в воде и питании. От огня противника они несли большие потери. Многие части остались без артиллерии и танков. Авиационное прикрытие почти отсутствовало . Не хватало боеприпасов , горючего. Управление войсками было затруднено.

Для укрепления политического аппарата частей и соединений было послано более 3 тыс. коммунистов.

Создавался рубеж обороны по рекам Терек и Баксан, перевалам центральной части Главного Кавказского хребта, реке Кубань, чтобы

прочно прикрыть Кавказ с севера - в полосе от Каспийского моря до

Таманского полуострова.

В августе и сентябре войск с помощью местного населения (ежедневно на строительстве работали 90 тыс. местных жителей) создали глубоко

эшелонированную оборону. На подступах к Орджоникидзе, Грозному и Махачкале было построено по 5-6-ти оборонительных полос, а на подступах к Баку - свыше 10 . Строились укрепления и вокруг других городов. Наиболее прочная оборона была создана на бакинском и туапсинском направлениях.

Для лучшего руководства войсками командующий Северо-Кавказским фронтом создал две оперативные группы: Донскую - на ставропольском направлении и Приморскую - на краснодарском.

В это время продолжалась оборона восточного побережья Азовского моря,

подразделения постепенно обогащались опытом борьбы с немецкими самолетами, неоднократно пытавшимися нанести удар по нашим боевым порядкам или сбросить диверсионные и разведывательные группы.

К середине июля положение наших войск на южном крыле советско-германского фронта резко ухудшилось. Под натиском войск группы армий

«А», созданной немецким командованием для захвата Кавказа , войска Южного фронта 24 июля оставили Ростов и отошли на левый берег Дона. Создалась непосредственная угроза вторжения немецко-фашистских полчищ на Кубань и Кавказ.

В этой обстановке согласно приказу командира корпуса части дивизии, за исключением 23-го кавалерийского полка , сдали участки обороны подразделениям Азовской флотилии и сосредоточились в районе Александровки. Что касается 23-го кавалерийского полка, то он занял оборону по левому берегу нижнего течения реки Кагальник фронтом на северо-восток с задачей не допустить прорыва противника на этом направлении. Рубеж обороны полка проходил по населенным пунктам Пешково, Головатовка, Займо-Обрыв, Качевань, Круглое. Правее 23-го кавалерийского полка действовала 11-я Донская казачья кавалерийская дивизия 17-го казачьего корпуса под командованием полковника Сергея Ильича Горшкова.

Фотка Горшкова

27-го июля передний край обороны полка подвергся сильным ударам с воздуха. В этот же день противник, прорвав оборону пехотных частей, вышел в направлении Пешково, Головатовка и встретил оборону 23-го кавалерийского полка.

Так впервые подразделения кубанских казаков столкнулись лицом к лицу с ненавистным врагом . Попытка противника прорвать оборону с ходу результатов не дала. Он был встречен и остановлен мужественным сопротивлением добровольцев. В первом бою казаки дрались храбро, дерзко и самоотверженно. Бой на этом рубеже длился три дня. Неоднократные атаки противника на северную окраину Пешково неизменно отбивались. Были и очень острые моменты. Когда рота противника вклинилась в боевые порядки 2-го эскадрона, оборонявшего Пешково , то эскадрон , поднятый в контратаку своим храбрым командиром лейтенантом Обревко , нанес тяжелое поражение врагу. 29-го июля противник, видя безуспешность своих атак на этом участке, прекратил их.

Боевое крещение 23-го кавалерийского полка завершилось успехом. Это событие имело огромное моральное значение. Оно воодушевило не только личный состав полка ,но и всей дивизии.

Общая обстановка на Кавказском направлении продолжало осложняться. Противник потеснил наши войска к Батайска , Кущёвской. Тем самым Приморская группа войск Северо-Кавказского фронта оказалась в тяжелом положении . В этой обстановке корпус получил новую задачу - занять оборону на реке Еи. Согласно приказу командира корпуса 9-й дивизии под прикрытием 23-го кавалерийского полка, вошла в первой половине дня 30 июля в Шкуринскую и заняла оборону по южному берегу реки. 4-й кавалерийский полк занял оборону на правом фланге , на участке хуторов Шевченко и Нардегин ; слева занял оборону 19-й кавалерийский полк по северной и северо-восточной окраине Шкуринской; 23-й кавалерийский полк, будучи во втором эшелоне , занял оборону на южной окраине станицы.