Смекни!
smekni.com

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков (стр. 23 из 34)

Нельзя без удовольствия и без уважения вспомнить, какою любовью к просвещенью, к наукам было одушевлено тогда старшее юношество гимназии. Занимались не только днем, но и по ночам. Все похудели, все переменились в лице, и начальство принуждено было принять деятельные меры для охлаждения такого рвения. Дежурный надзиратель всю ночь ходил по спальням, тушил свечки и запрещал говорить, потому что и впотьмах повторяли наизусть друг другу ответы в пройденных предметах. Учителя были также подвигнуты таким горячим рвением учеников и занимались с ними не только в классах, но во всякое свободное время, по всем праздничным дням…»[358]. Выпускники Унивеситетского благородного пансиона в Москве естественно поступали после сдачи экзаменов в Московский Университет: «До 1812 года воспитанников пансиона производили в студенты без экзамена. Имена назначенных к слушанию университетских лекций провозглашались на торжественном акте пансиона: это происходило зимой, перед Рождеством. С генваря они начинали ходить в университет и были признаваемы студентами... Так были провозглашены последние на акте 1811 года. Но с этого времени положено держать экзамен в университет. В феврале 1812 года отобрали нас, человек тридцать, назначенных к экзамену, и усилили преподавание нам латинского языка, потому что один только он и требовался, чтобы быть студентом»[359].

Окончание экзаменов было одним из самых больших событий только начинающих жить людей. Экзамены требовали огромного нервного напряжения, поэтому обычно их окончание отмечалось так, как это описывает И. Ясинский: «Окончание гимназии мы отпраздновали страшным пьянством…» [360], или могло быть культурнее, но в том же духе, как в коммерческом училище Н. Щапова: «Мы, выпускники отделения Б… утраиваем праздничный пикник на Воробьёвых горах, забрав туда вина и закусок»[361]. Похожую картину описывают и всё те же Д.Засосов и В.Пызин: «После окончания последнего экзамена мы решили собраться вечером и поехать в ресторан Зоологического сада. Во-первых, там было варьете, во-вторых, там был недорогой ресторан, в-третьих, это было вроде как загородом. К девяти часам все собрались, трудно было узнать друг друга без формы: одни 6ыли в шляпах и пиджаках, даже с тросточками, другие - в студенческих фуражках и в гимназических тужурках без кушака, третьи - в импровизированной одежде, например поношенном соломенном канотье, старом офицерском кителе без погон, гимназических брюках, а на ногах сандалии.

Но это никого не смущало, все были веселы, оживленны. Та часть сада, где находились звери, была уже закрыта, публика проходила в ту часть, где был небольшой театр открытого типа и ресторан в деревянном помещении.

Все для нас было ново, необычно, и мы не знали, как подступиться, - стоя посмотрели оперетту, несколько раз обошли сад, заглянули в ресторан, но сесть за столики не решались: цен не знали, не знали, сколько у кого денег. Сели в укромном уголке сада и стали совещаться и выяснять, какие у кого капиталы. Выяснили, что на товарищеский ужин можно потратить два рубля с человека. Пошли в ресторан. К нам подошел солидный господин - метрдотель в смокинге и с бантиком под толстым подбородком. Он спросил: «Что вам угодно, молодые люди? » Перебивая друг друга, мы несвязно объяснили, что хотим отметить окончание гимназии, что мы впервые в ресторане и не знаем, с чего нам начать. Метрдотель любезно ответил: «Все устроим, только скажите, сколько вас человек и сколько вы ассигновали на это празднество».

Мы ответили. Метрдотель сказал: «За эти деньги я вам устрою великолепный ужин. Пойдите погуляйте по саду минут двадцать». Когда метрдотель через полчаса подвел нас к длинному столу, мы немного испугались - очень уж много было наставлено на столе разных бутылок, закусок, фужеров. Думали, что ошибся он и потребует еще денег. Но оказалось, что все предусмотрено в пределах наших капиталов. Рябиновка в красивых бутылках, дешевые портвейны, суррогат шампанского, другие дешевые вина - все в красивых бутылках с красивыми этикетками. Закуски тоже были не из дорогих, но поданы красиво. С точки зрения гимназистов, все было очень шикарно. За время ужина несколько раз приходил метрдотель, спрашивал, всем ли мы довольны…Была чудная петербургская белая ночь, вернее, чудесное утро. Мы шли домой пешком, останавливаясь на мостах, любуясь Невой, садились на парапеты набережных, говорили о будущем, клялись в вечной дружбе, давали обещание встретиться через десять лет…

Через три дня мы пришли в гимназию получать аттестат зрелости. При раздаче аттестатов присутствовали инспектор Суровцев и некоторые учителя. Мы расписались в получении аттестатов, присутствующие нас поздравили, дали последние наставления. Мы разошлись, и двери гимназии, ставшей нам вдруг очень дорогой, навсегда закрылись для нас как для учащихся». Действительно по окончании экзаменов, выпускники получали об этом особые свидетельства: «Ученики, окончившие с успехом полный курс учения в гимназии, получают аттестаты, а в прогимназии свидетельства… Сверх того отличнейшие закончивших курс в гимназии, награждаются медалями золотыми или серебряными, число которых определяется всякий раз местным педагогическим советом»[362].

Отмечалось окончание школы и в начале девятнадцатого века: «Некоторые из ленивых, сваля с плеч эту обузу, отпраздновали свое студенчество тем, что составили auto da fe[363] из всех латинских книг: это было в обычае; но я и еще немногие поняли, что по получении таким легким способом студенчества совесть обязывает нас сколько-нибудь поучить еще по латыне, и сберегли свои книги»[364].

Теперь учащиеся меняли свой статус, и потому спешили и поменять свой внешний облик. Так М. Добужинский и его одноклассники, получив аттестаты об окончании гимназии, поступили следующим образом: «После этого торжества, выходя гурьбой из гимназии, мы первым делом сорвали с фуражек гимназические серебряные значки, лавровые листья и буквы «В.2.Г» и побросали их в тротуарную канаву… У меня уже была заготовлена студенческая форма. Так как получившему аттестат сомнений в приеме в какой бы то ни было университет не было, то окончившие гимназию обычно в эту форму сразу же облачались[365].

Действительно, окончание школы означало резкий перелом в статусе человека: «Между гимназистом и студентом грань очень резкая. Гимназист – «мальчик», в лучшем случае – «юноша», студент же – «молодой человек»!

Гимназист подвержен каждодневной классной дисциплине; он должен каждое утро являться в гимназию и отбывать там 5 часов уроков. Ему кроме того задают уроки на дом. Гимназист не выезжает, не появляется в свете, а только может быть на «танцевальных утрах». Вообще, к нему относятся совсем не как ко взрослому»[366].

Теперь осталось только отметить такие черты культурно-бытового облика учащихся, как их внеклассные интересы: увлечения и круг чтения.

6. Внеклассные интересы

Важной составной частью культурно-бытового облика учащихся были и внеклассные интересы. В их жизни была не только школа и игры, характерные для всякого ребёнка, но и интересы, которые, впрочем, были не у любого учащегося. Чаще всего они зависели от уровня учебного заведения; школа всё равно играла решающую роль, так как она, много или мало, но всё же влияла на учащихся. В школах, где царила распущенность, у школьников были и соответствующие внеклассные интересы, но в учебных заведениях с более или менее высоким уровнем образования и воспитания у учащихся были и более серьёзные увлечения.

6.1. Увлечения

Среди серьёзных внеклассных увлечений, недетских игр учащихся нужно отметить, прежде всего, рукописный журнал. Этим увлекались в большинстве учебных заведений («Конечно, у нас был и свой рукописный журнал. Эта затея повторяется, кажется, во всех учебных заведениях. Были у нас и поэты и беллетристы…»[367]), как, например, в Университетском пансионе, где учился Д. Милютин: «Некоторыми из учеников старших классов составлялись, с ведома начальства, рукописные сборники статей, в виде альманахов… или даже ежемесячных журналов, ходивших по рукам между товарищами, родителями и знакомыми»[368]. Увлекались изданием рукописного журнала и в классе С.Аксакова в начале девятнадцатого века: «Александр Панаев издавал тогда письменный журнал под названием «Аркадские пастушки», которого несколько нумеров и теперь у меня хранятся. Все сочинители подписывались какими-нибудь пастушескими именами, например: Адонис, Дафнис, Аминт, Ирис, Дамон, Палемон и проч. Александр Панаев был каллиграф и рисовальщик, а потому сам переписывал и сам рисовал картинки к каждому нумеру своего журнала, выходившему ежемесячно. Поистине, это было двойное детство: нашей литературы и нашего возраста. Но замечательно, что направление и журнальные приемы были точно такие же, какие держались потом в России несколько десятков лет»[369]. Традиция сохранилось и во второй половине XIX века – А. Рубец пишет: «В шестом и седьмом классах несколько хорошо писавших сочинения учеников решили издавать журнал: «Родная правда». В этом журнале были всевозможные отделы: сначала передовые статьи, вторая часть – стихотворения, басни, сатиры, афоризмы, акростихи, третья часть была посвящена педагогическим статьям […] Первый номер состоял из 20 листов почтовой бумаги большого формата и был переписан в пяти экземплярах. Все 6-и и 7-иклассники рьяно взялись за работу, чтобы поскорее вышел первый номер. По выходе, он произвёл громадное впечатление на учащихся, преподавателей, а в особенности на гимназическую администрацию – инспектора, директора, попечителя и т.д.»[370].