Смекни!
smekni.com

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков (стр. 3 из 34)

В курсовой работе использовано (хотя и очень мало) и художественное произведение, описывающее школьную жизнь – это «Гимназисты» Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, выступившего в литературе как реалист и демократ.

Из исследований, посвященной истории образования в России в XIX веке были использованы официальное издание к столетию деятельности Министерства народного просвещения[61] Сергея Васильевича Рождественского (это историк русского просвещения XVIII-XIX веков, педагог; его труд содержит анализ законодательства и перечень важнейших административных распоряжений по народному просвещению; вообще же, ценность трудов С. Рождественского в разностороннем раскрытии содержания документации по народному просвещению в России) и, наоборот, неофициальные публикации по истории Министерства – работы И. Алешинцева («История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.)»[62] и «Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX веке (Исторический очерк)»[63]). Из их сопоставления видно, что исторические события в российской образовательной системы изложены практически идентично. Но только первое издание – это «краткий исторический очерк, содержащий биографические сведения о лицах, стоявших во главе Министерства, обзор законодательства и перечень важнейших административных распоряжений по ведомству народного просвещения»[64], и оно не содержит оценки деятельности Министерства народного просвещения. Впрочем, оно подходит для описания типов учебных заведений, политики правительства, отражения его официальной позиции в области образования, и др. Работы же И. Алешинцева оценку этой деятельности содержат, и довольно критичную. Достаточно сказать, что одна из его работ вышла в издании журнала «Русская школа», характеристика которого уже была дана выше. Можно добавить, что Рождественский.

Из ведомственного Журнала Министерства народного образования были взяты статистические сведения и некоторые исторические факты, характеризующие образование в стране до 1864 года – статьи «Материалы для истории и статистики наших гимназий»[65] (на которую, кстати, ссылается и С.Рождественский, и И.Алешинцев) и «Училища и народное образование в Черниговской губернии» (использована для характеристики динамики социального состава учащихся низших школ)[66]. Статьи написаны в 1864г. - в период наиболее бурной деятельности Министерства по подготовке одной из самой либеральной школьной реформы.

Из более новых исследований была взята монография М.В. Брянцева, посвященная культуре русского купечества, его образованию и воспитанию[67]. Книга содержит большой фактологический материал, анализ которого позволил автору сделать серьезные научный обобщения, по-новому взглянуть на жизнь купеческого сословия. Автор исследует, в частности, отношение этого сословия к образованию, при этом широко исследуя вообще сословную политику правительства в этой области.

Кроме того, для характеристики типов средних и низших учебных заведений были использованы «Педагогическая энциклопедия»[68] и «Энциклопедический словарь российской жизни и истории»[69] Л. В. Беловинского.


II.

1. Типы школ

Фактором, влиявшим на культурно-бытовой облик учащихся, были и типы школ, в которых они обучались. В XIX- начале XX века их было несколько. В 1803-1804 годах правительством Александра I была проведена полная реформа просвещения. Россия делилась на учебные округа, в центре которых были Университеты, они должны были контролировать учебный процесс в округе. Устанавливалась ступенчатость образования: окончившие приходское училище могли поступить в уездное, а оттуда в гимназию, а её выпускники могли попасть в университет. Считалось, что таким образом в университет могли пробиться даже крестьяне. Эти ступени были разорваны при Николае I, при нём образование стало сословным. Такая ситуация начала изменяться только при Александре II. Далее проводилось реформирование типов школ, появилось множество их разновидностей. Их совокупность можно представить следующей схемой:

Начальные общеобразовательные учебные заведения Средние общеобразовательные учебные заведения Пограничные (с гимназич. и универ-ситетским курсом)
Приходские училища (в т.ч. училища взаимного обучения), воскресные школы, земские школы, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские), школы грамотности, сельские школы, уездные училища, городские училища, центральные училища Гимназии, классические и реальные гимназии, реальные училища, прогимназии (давали незаконченное среднее образование), пансионы (казенные и частные), частные школы, коммерческие, ремесленные, технические училища, военные гимназии и прогимназии Лицеи (князя Безбородко в Нежине, Демидовский в Ярославле, Кременецкий, Ришельевский в Одессе и др.), гимназии высших наук, благородные пансионы (с 1833г. при гимназиях)

В последней графе отмечены учебные заведения с курсом, выше гимназического, близким к университетскому. Часто они могли иметь права как университеты, на их основе нередко и образовывались. Из остальных учебных заведений будут рассмотрены только основные.

По уставу учебных заведений, подведомственных Университету – о целях и задачах образования (5 ноября 1804г.): «Учебные заведения, подведомые Университетам, суть: гимназии, уездные, приходские и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящиеся в губерниях, к каждому Университету причисленных»[70].

Учащиеся разных типов школ различались и культурно-бытовым обликом, поэтому надо дать описание каждому из типов. В первую очередь это приходские училища.

Приходские училища относятся к начальным учебным заведениям. Касательно их учреждения в Уставе отмечалось: «В губернских и уездных городах, равным образом и в селениях, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище. Сии училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику или одному из почтеннейших жителей; в помещичьих селениях они представляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков». Они должны были стать первой ступенью в образовании крестьянского сословия: «Приходские училища учреждаются для двоякой цели: 1) чтобы приуготовить юношество для уездных училищ, если родители пожелают, чтобы дети их продолжали в оных учение; 2) чтобы доставить детям земледельческого и других состояний сведения им приличные, сделать их в физических и нравственных отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки, действия коих столь вредны их благополучию, здоровью и состоянию»[71]. По уставу приходские училища создавались как бессословные («В приходские училища принимаются дети всякого звания, дети без разбору пола и лет»[72]), и хоть создавались они главным образом для крестьянского населения, но были рассчитаны и на другие слои: «Учение в приходских училищах, начинаясь от окончания полевых работ, продолжаются до начала оных в следующем году. […] В местах, где живут ремесленники, купцы и тому подобного состояния люди, науки продолжаются во весь год, подобно как в уездных училищах»[73]. Уставом 1828 года приходские училища официально остались бессословными, был ограничен только возраст поступающих: «В приходские училища могут быть допускаемы дети всех состояний и обоего пола, но не моложе 8 лет, а девицы не старее 11. От вступающих не требуется никакой платы и никаких предварительных сведений»[74]. Но это уже было практически закрытое учебное заведение для крестьянского сословия.

Уездные училища – также начальные (двуклассные[75]) учебные заведения – были следующей ступенью образования: «Цель учреждения уездных училищ есть следующая: 1) приуготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание, и 2) открыть детям разного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности»[76]. Учреждались они с 1803-1804 гг.: «В каждом губернском и уездном городе должно быть по крайней мере одно уездное училище, в больших же городах по два таковых училища и более, если будут к содержанию оных способы»[77]. Открывались уездные училища прежде всего для городских жителей («Училища уездные, открытые для людей всех состояний, в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей, вместе со средствами лучшего нравственного образования доставать те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны»[78]), поэтому для поступления сюда необязательно было кончать приходское училище: «В уездные училища поступают всякого звания ученики из училищ приходских, также и все получившие в других местах начальные сведения в предметах, преподаваемых в училищах приходских»[79]. Поступающие со своими знаниями могли попасть не только в первый класс: «Те, кои обучившись дома или в частных учебных заведениях, приобрели, кроме сих, ещё и другие предварительные сведения могут по испытании быть приняты прямо в один из высших классов»[80], вообще для поступления будущий учащийся должен был «уметь читать и писать и знать первые четыре правила арифметики»[81]. По уставу 1828 года уездные училища были бесплатные («За учение не определяется никакой платы»[82]) и уже трехклассные: «Курс учения в уездных училищах разделяется на три класса, на каждый назначается по одному году»[83]. С 60-х годов началось постепенное уничтожение уездных училищ, было решено, что «там, где значительное большинство учащихся принадлежит к крестьянскому или мещанскому сословиям, место уездных училищ должны занять двуклассные или высшие приходские училища, примененные к потребностям местного населения; там же, где среди учащихся преобладают дети дворян, чиновников, купцов и фабрикантов, уездные училища преобразуются в гимназии и прогимназии» [84]. В 1872 году уездные училища должны были быть преобразованы в городские училища, но они продолжали кое-где существовать параллельно с ними.