Смекни!
smekni.com

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков (стр. 4 из 34)

Кроме государственных школ, были начальные учебные заведения и на попечении обществ и частных лиц. Воскресная школа – «начальное учебное заведение для рабочих, городских низов. Занятия проходили в свободное от работы время. В России возникли в перв.пол.XVIII в. в Прибалтике. В 1850-х гг. их число быстро увеличивалось. Действовали на частные средства, давали начальные знания по грамоте, письму, арифметике, иногда по истории, географии. Занятия вели преподаватели, студенты, офицеры и др. В 1860 г. воскресные школы были узаконены и получили казенное содержание. При этом правительство, церковь и полиция в ряде случаев относились к ним с подозрением ввиду возможности революционной пропаганды. В 1862г. воскресные школы были закрыты; вновь начали открываться в конце 1860-х гг., но под строгим контролем полиции и церкви, по установленным программам, с введением в них Закона Божия»[85].

Земская школа – начальное учебное заведение. Земские школы открывались земствами в сельских местностях и находились в их введении. «В З.ш. преподавались: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение. Т.к. утвержденной правительственной программы для начальных школ не было, передовые учителя З.ш. в порядке объяснительного чтения давали уч[ащи]мся элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

К 1911 в России было 27486 З.ш. Три четверти этих школ имели трехлетний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50), остальные – четырехлетний срок обучения и были двухкомплектными (более 50 уч[ащих]ся c 2 учителями)»[86].

Новая реформа начального образования это Положение 1864 года о начальных народных училищ. «К начальным народным училищам отнесены все вообще элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержимые на средства казны, обществ и частных лиц, а также воскресные школы» [87].

Изменило систему начального образование и Положение о гродских училищах 1872 года. Городское училище – начальное учебное заведение. «Училища эти имеют целью доставить детям всех сословий начальное умственное и религиозно-нравственное образование. Они бывают одно, двух, трех, четырех и шести классные… Курс учения 6 лет» [88]. В городские училища принимались дети «не моложе семилетнего возраста всех званий и вероисповеданий, без испытания; в старшем же возрасте от 10 до 14 лет должны знать: молитву Господню, важнейшие события из священной истории ветхого и нового завета, уметь по-русски читать, писать и считать»[89]. «Успешно прошедшие курс первых четырех лет городского училища, 10-13 летнего возраста, могут поступать без испытания в 1 класс гимназий и реальных училищ. Окончившие успешно полный курс учения и получившие в том аттестат, если по происхождению имеют на то право, определяются на службу предпочтительно перед теми, которые не обучались в городских училищах или высших, сравнительно с этими последними, учебных заведениях; при производстве в первый классный чин, они освобождаются от установленного для сего испытания»[90]. Кроме того, выпускникам предоставлялось: «2 разряд по воинской повинности: состоять на действительной службе во всех сухопутных войсках три года и в запасе армии 12 лет. Вышедшие с 3-го года (III класса) учения – причисляются ко 4 разряду: на действительной службе должны пробыть 4 года и в запасе 11 лет»[91].

Затем в 80-х гг. появилось новое начальное учебное заведение, подведомственное Православной Церкви – школа грамотности. Они создавались «для обучения православному вероучению и грамоте. В школах грамотности обучали члены причтов и светские учителя. Преподавались Закон Божий, церковное пение с голоса, церковно-славянское и русское чтение, письмо и начала арифметики»[92].

В это же время устанавливаются новые ступени начального образования, начиная с одноклассных училищ – «суть собственно школы грамотности, дополненные преподаванием начал Закона Божия и арифметики. Дальнейшую ступень народного образования представляет двухклассное училище. Первый класс этого училища составляет не что иное, как обычную одноклассную школу; второй же класс обнимает высший, дополнительный курс начального обучения, характеризуемый тем, что здесь сообщаются детям сведения по истории, географии, естествоведению. Наконец, на третьей ступени начальной школы стоят училища многоклассные, к которым следует отнести училища уездные, городские по Положению 1872г., так называемые центральные училища и т.п.»[93].

Из средних учебных заведений необходимо рассмотреть прежде всего гимназии. С реформой в образовании в 1803-1804 гг. они должны были получить достаточно широкое распространение: «На основании предварительных правил народного просвещения, в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и более оных в губернском или иных городах ежели есть способы к содержанию таковых заведений…»[94]. Курс учения в них ограничивался четырьмя годами. Учреждались они не только как учебное заведение, дававшее среднее образование, но и как последняя ступень перед высшим учебным заведением – Университетом: «Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в Университетах; 2) преподавание наук, хотя и начальных, но полных в рассуждении предмета учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в Университетах, пожелают приобресть сведения, необходимые для благовоспитанного человека»[95]. Они были всесословными, имели преемственность от уездных училищ, хотя окончание последних не было обязательным условием для поступления в гимназию, ведь в XIX веке достаточно сильно было распространено и домашнее обучение: «В гимназию принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных училищах либо в других училищных заведениях либо и дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназии»[96]. Благодаря домашнему обучению будущие гимназисты могли иметь знания выше первого класса: «…Поступающие в I класс должны уметь читать и писать и знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во II, III и даже в IV класс, если на испытании пред инспектором и старшими учителями докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются в нижних классах. Директор наблюдает, чтобы в I и II класс принимались дети не моложе 10 лет, а в III и IV – не моложе 12»[97]. Уже по уставу 1828 года гимназии стали чисто сословными («…главнейшая цель учреждений гимназий есть достижение средств приличного воспитания детям дворян и чиновников…»[98]), семиклассными учебными заведениями: «Курс учения в губернских гимназиях разделяется на 7 классов, для каждого назначается по одному году»[99].

1864 год ознаменовал серьезную реорганизацию в системе гимназий: «По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии разделяются на классические и реальные»[100]. С. Рождественский по этому поводу пишет: «Новый устав утвердил принцип дуализма в системе среднего образования, предоставляя времени и опыту окончательное разрешение спора между классицизмом и реализмом […] наряду с двумя типами гимназий должен был одновременно существовать и третий – гимназии с одним латинским языком»[101]. Выпускники разных типов гимназий имели, в общем-то, равные права: «Ученики, окончившие полный курс ученья в гимназии классической или реальной с особым отличием и награждённые при выпуске медалями золотою или серебряною, определяются в гражданскую службу без различия состояния с чином XIV класса»[102]. Но при поступлении в университет между ними все-таки делалось различие: «Ученики, окончившие курс ученья в классических гимназиях или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов. Свидетельства же об окончании полного курса реальных гимназий или о знании сего курса принимаются в соображение при поступлении в высшие специальные училища на основании уставов сих училищ»[103]. В гимназиях осталось прежнее число лет обучения, им полагалось «7 классов с годичным курсом для каждого класса»[104].

В 70-х годах правительство Александра II начало отход от проводимых раннее либеральных реформ. Министром просвещения был назначен отличавшийся консервативными взглядами Д.А. Толстой, благодаря которому были изданы новые уставы средних учебных заведений. В 1871-1872 гг. реальные гимназии отделяются от классических и становятся реальными училищами, цель которых была «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний»[105]. Смотря по местным удобствам они учреждались: «в составе шести, пяти, четырёх, трёх и двух классов, с одногодичном курсом в каждом из них. Пятиклассные реальные училища состоят из классов от II до VI включительно, четырёхклассные – от III до VI, трёхклассные - от IV до VI и двухклассные - из V и VI (высших) классов»[106]. В эти классы принимали детей с соответствующими знаниями и возрастом: «В I класс шестиклассного реального училища принимаются дети не моложе 10 и не старше 13 лет, умеющие бегло и правильно читать и писать под диктовку без грубых орфографических ошибок, знающие главные молитвы, из арифметики первые четыре действия над целыми отвлечёнными числами. Во все следующие классы принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст, при чём ученики гимназий и прогимназий, достойные перевода во II, III, IV и V-й классы сих заведений, принимаются в соответствующие классы реальных училищ без предварительного экзамена»[107]. Выпускники реальных училищ имели те же права в отношении поступления в высшие учебные заведения, что и выпускники реальных гимназий: