Смекни!
smekni.com

Куликово поле (стр. 4 из 8)

Хорошо известно, что русские митрополиты и великие князья получали ярлыки для лигитимизации своей деятельности. Здесь уместно вспомнить, что политика «монголов» с времён Чингисхана неизменно требовала 10-ю долю населения и имущества для ведения дальнейшей войны, а от местной религии только единобожия. При этом, непосредственное управление должны были осуществлять местные руководители, умелые военные. Монголы могли не иметь превосходства в вооружении, но всегда имели превосходство в численности, впереди шли недавно привлечённые («покорившиеся») войска. При этом Чингисхан легко заключал и разрывал договоры, чтобы раздробить противника, привлечь часть его войска на свою сторону (история с Тогорил-ханом [2]). Таким образом победа добывалась скорее политическим а не военным искусством.

Так и в случае с Дмитрием Донским. Видя усиление Московского княжества, ярлык на великокняжение получает Тверской князь. Дмитрий Донской в ответ выкупает у Орды в размере двухгодичной дани Руси сына Тверского князя. Затем ярлык на великокняжение получает Суздальский князь. Дмитрий женится на его дочери в 1366 году, и Суздальский князь отказывается от ярлыка. Кроме того, чуть ли не треть войска Дмитрия Донского составляли литовцы под предводительством братьев Ольгердовичей. Литовец Ягайло не успев на битву, спешно возвращается в Литву, опережая победителей. В дальнейшем, женившись на польской принцессе, объединяет Литву и Польшу. Мы видим, что русские политики в тот момент искусно маневрировали на противоречиях, существовавших в Орде (ханско-папский раскол – «схизма»). Кто они? Митрополит Алексий, обладавший большим авторитетом в Орде, непосредственно руководивший политикой русских князей, и умерший за полтора года до битвы на Куликовом Поле его сподвижник монах Сергий Радонежский. Отметим, что Б.А. Рыбаков [18] относит изготовление саккоса митрополита Алексея к домонгольскому периоду.

О митрополите Алексии известна история о том, что он ходил в Орду и лечил ханшу Тайдуллу, и она выздоровела. В тоже время в Европе от эпидемии оспы (знаменитая «Чёрная смерть», одна из трёх самых больших известных эпидемий, умерло 50 млн. человек 1346–1351) умер каждый третий, двое из трёх болели. Незадолго перед этим в 1345 году наследная королева Неаполя Джованна (Иоанна I (1328–1382)) убила своего мужа при помощи любовника, за которого в дальнейшем вышла замуж. Папа Климент VI спас её от преследований и сделал королевой Неаполя, а в 1347 году выкупил у неё территорию папской курии в Авиньоне. Мне не удалось найти свидетельств болела ли Джованна оспой, но три из шести сохранившихся ханских ярлыков написаны Тайдуллой, которая обращается к митрополиту Иоанну, но митрополитом тогда был Феогност, а после него Алексий. По нашему мнению, обращение к Иоанну в начале текста означает на самом деле автора ярлыка, т.е. неаполитанскую королеву Джованну или Иоанну. Первый ярлык датирован как раз 1347 годом (видимо улус Джучи, т.е. Русь, тоже был продан). Второй ярлык Тайдуллы-Иоанны-Джованны датирован 1351 годом (папу Климента VI сменил Иннокентий VI в 1352 году). Третий ярлык датирован 1354 годом, в этот год Иннокентий VI отвоевал наконец Рим и полностью вступил в права. Больше Тайдулла в хрониках не появлялась. Это единственный замеченный мной случай участия в папской, или в ханской, политике женщин.

По свидетельству переводчика Российской духовной миссии в Пекине[2], своей письменности у монголов не было, и для издания своих документов они взяли уйгурские (в дальнейшем узбекские) буквы. Узбекский принадлежит к тюркской группе языков. В нашей реконструкции на территории современного Узбекистана в районе озера Иссыккуль примерно с 1220 года находилась папская резиденция. Интересно также совпадение имён хан Узбек (1313–1341) и папа римский Иоанн XXII в миру Жак д’Юэз (1316–1334), а вслед за ним папа Бенедикт XII (1334 – 25 апреля 1342). И Узбек и Жак д’Юэз активно и успешно боролись в своих владениях с оппозицией (эмиры и царевичи в первом случае и антипапа, императоры во втором). Примечательно следующее сообщение Википедии:

«Буллой 1321 года Жак д’Юэз запретил спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности; через 2 года он объявил, что всякая ссылка на Библию с целью «идеализировать» нищету и бедность являются ересью.»

Конечно, теми, кому есть что терять, управлять гораздо легче.

Примечательно сообщение летописи по воскресенскому списку за 6753 (1245) год об убийстве в Орде князя Михаила Черниговского. С ним можно легко ознакомиться по выложенным в интернете фотографиям издания этой летописи в середине XIX века. Суть его в том, что Михаил с боярами должны были пройти некую процедуру посвящения, чтобы получить право управления на землях, принадлежащих «Батыю и Хану». Приведу цитаты. Сначала духовник Михаила наставлял его перед поездкой:

«…не иди сквозь огонь, не поклоняйся кусту, ни идолам, не бери их еду, не пей их питьё, не принимай скверны в уста свои; но исповедуй веру христову, как не стоит никакому христианину кланяться твари, но только единому Господу нашему Иисусу Христу.»

Теперь сам Михаил, «проехав многие земли до царя Батыя», говорит батыевым слугам:

«…не стоит христианам ходить сквозь огонь, ни кланяться ему; по вере христианской не кланяются ни тварям ни идолам, но кланяются святой Троице, Отцу и Сыну и святому Духу.»

Ответ Батыя:

«Если не пройдёшь сквозь огонь и не поклонишься кусту, и солнцу и идолам, то злою смертью умрёшь.»

Ответ Михаила:

«Тебе (Батыю) царю кланяюсь, потому как тебе поручил Бог царствие этого света; а ему, которому все здесь кланяются, я кланяться не буду».

«Не хочу только называться христианином, а дела делать поганых.»

Кончилось тем, что батыевы слуги распяли и забили Михаила насмерть, а некий христианин Доман, перешедший к «поганым», отрезал ему голову. Напрасна ли была эта смерть, если мы о ней помним 750 лет?

Проанализируем начало рассказа. Это было не на Волге, поскольку до Волги «многие земли» не умещаются. Это было не в Каракоруме, ставке великого Хана, так как о великом Хане там не сказано, а наоборот, ехали они к Батыю, и распоряжался всем Батый. Ну а где же тогда находился Батый? Мой ответ – в Иерусалиме, в замке Аль-Акса, где находилась в тот момент штаб-квартира ордена Тамплиеров. Батый же, его магистр. Действительно, описанный здесь обряд очень похож на обряд посвящения в тамплиеры. В документах инквизиции остались свидетельства о поклонении Тамплиеров животным («тварям»), а именно коту, а не «кусту» (здесь явная опечатка, или исправление, поскольку куст – растение и не может быть назван тварью). Приговор инквизиции в отношении Тамплиеров содержит обвинения в поклонении идолам и содомии («младшие» должны были целовать «старших» в неприличные места). Упоминается также, поклонение солнцу, как открытому тамплиерами общему элементу всех религий, проповедовавших единобожие. В этом же месте летописи говорится о том, что для получения прав на земле Батыя и Хана такое посвящение было обязательно. Кто противился этому, либо жил в пещерах, горах или лесах, либо находился под наблюдением и платил большую дань.

А теперь вспомним Александра Ярославича (Невского). Он, как известно, никогда не воевал с татарами. Сохранилось послание ему папы Иннокентия IV, датированное 23.01.1248 г. Вот цитаты этого послания, взятые из книги «Крестоносцы и Русь» [15]:

«Но, конечно, не останется сокрытым, что ты смысла здравого лишен, коль скоро откажешь в своем повиновении нам, мало того – Богу, чье место мы, недостойные, занимаем на земле. При повиновении же этом никто, каким бы могущественным он ни был, не поступится своею честью, напротив, всяческая мощь и независимость со временем умножаются, ибо во главе государств стоят те достойные, кто не только других превосходить желает, но и величию служить стремится.

Да будет тебе ведомо, что, коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более того – Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем.»

Ответ Александра Невского находится в папской библиотеке-архиве в Риме, такие документы не пропадают. Нам же известно, что в 1249 году он получил ярлыки на великокняжение во Владимире и Киеве, то есть руководил всей Русью («землёй Батыя и Хана») до 1263 года. В 1252 году он привёл на Русь карательный отряд от Батыя на своего брата Андрея под командованием Неврюя, который разграбил и сжёг Переяславль, много сёл и деревень и увёл в плен «без числа» людей, коней и скот. А в разгар батыева похода Александр Невский был Великим князем Новгородским. Не потому ли Батый повернул на юг, не дойдя 100 километров до Новгорода весной 1238 года, что его Великий князь подчинился Батыю добровольно? Также поступил и его отец Ярослав Всеволодович, ставший после разгрома Владимира в 1238 году его Великим князем. Такое подчинение, как известно, предполагало ведение войны на стороне Хана. Вот и получается, что Невский должен был участвовать с новгородской дружиной в последующих военных операциях Батыя. Например, во взятии Козельска. Затем было Поволжье, южная Русь, взятие Киева в 1240 году, а в дальнейшем европейский поход Батыя. У Александра Невского были и другие «подвиги», как например обрезание носов и выкалывание глаз восставшим новгородцам 1257 году. А как же скажете вы его героическая война с немецким Тевтонским орденом и Литвой? Дело в том, что немецкий император Фридрих II всю свою жизнь конфликтовал с папой и вел самостоятельную политику, к этому мы ещё вернёмся в дальнейшем, а Литва в результате этих «побед» приняла католическую веру в 1246–1247 годах. Таким образом, все эти сражения – эпизоды противостояния папского Рима с Германией и распространение монгольского-папского захвата с востока на запад.