Смекни!
smekni.com

Незнайка в Солнечном городе (стр. 26 из 46)

-- А скажи, пожалуйста, Клепка, почему ты носишь коротенькие

штанишки? Разве у тебя длинных нету?

-- В коротких прохладнее, -- отвечал Клепка.

-- Зачем же ты надел шапку с наушниками? В ней же ведь

жарко.

-- Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не

смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а шлем. Снаружи у

этого, шлема защитный стальной каркас, а внутри вата. Если

случится авария и я хлопнусь о мостовую в шлеме, то голове

ничего не будет; а если я хлопнусь без шлема, то... ха-ха-ха!

От смеха Клепка даже не смог говорить дальше.

-- А у тебя нет случайно еще одного шлема? -- озабоченно

спросил Пестренький.

-- Нет, еще одного шлема у меня нет.

Пестренький боязливо поежился и оглянулся назад. Он уже

жалел, что сел впереди. Ему стало казаться, что в случае

столкновения с какойнибудь машиной безопаснее было бы сидеть

сзади.

В это время автомобиль подъехал к реке, но, вместо того чтоб

ехать по набережной, перемахнул через ограду и плюхнулся прямо

в воду. Взвизгнув от страха. Пестренький отворил дверцу и уже

хотел выпрыгнуть из машины, но Клепка успел схватить его за

шиворот.

-- Пустите! Тонем! -- завопил Пестренький, стараясь

вырваться.

-- Да мы вовсе не тонем, а плывем, -- успокаивал его Клепка.

-- Автомобили этой конструкции ездят не только посуху, но и

плавают по воде.

-- Ну, если плавают, то и утонуть могут, -- ответил,

понемногу приходя в себя, Пестренький.

-- Это, конечно, верно, -- ответил со смехом Клепка. -- Но

вы не бойтесь. В автомобиле под каждым сиденьем хранятся

спасательные круги.

Пестренький сейчас же поднял сиденье, достал спасательный

круг и надел на себя.

-- Мы же еще не тонем, -- сказал Незнайка.

-- Ничего, -- ответил Пестренький. -- Когда начнем тонуть,

будет поздно.

-- Но это еще не все, -- сказал Клепка. -- Моя машина

приспособлена не только для плавания по воде, но и для полетов

по воздуху.

С этими словами он ткнул пальцем имевшуюся на щитке приборов

кнопку. Раздалось жужжание. Незнайка и Кнопочка взглянули вверх

и увидели, что круглая крыша, которую они приняли вначале за

зонтик, превратилась в пропеллер, вращавшийся с бешеной

скоростью. В то же время машина плавно взмыла кверху и, сделав

крутой вираж, понеслась над водой.

-- А па-парашюты у вас тоже под сиденьем хранятся? --

спросил, заикаясь от страха, Пестренький.

-- Парашюты у нас нигде не хранятся, потому что никаких

парашютов не нужно.

-- Это почему же? -- озабоченно спросил Пестренький.

-- Потому что, если вы прыгнете с парашютом, он сейчас же

запутается в лопастях пропеллера, и вас изрубит вместе с

парашютом в куски. В случае аварии лучше прыгать вовсе без

парашюта.

-- Но без парашюта ведь можно о землю удариться, -- сказал

Пестренький.

-- Зачем о землю? Мы ведь над водой летим, а об воду если и

ударитесь, то не больно.

-- А, ну тогда ничего, -- сказал Пестренький. -- В воду

упасть -- это еще не так страшно.

-- Конечно, -- поддакнул Незнайка. -- Ты только не забудь

умыться, когда попадешь в воду. Тебе это не помешает.

Все засмеялись, потому что Пестренькому на самом деле уже

пора было умыться.

Автомобиль взлетел высоко, и весь город был виден как на

ладони. Это было очень красивое зрелище. Крыши домов светились

на солнышке, как перламутр, и переливались всеми цветами

радуги. Они имели чешуйчатое строение.

-- А что, у вас крыши делаются из рыбьей чешуи, что ли? --

спросил Незнайка.

-- Нет, -- сказал Клепка. -- То, что вы принимаете за чешую,

это солнечные батареи, то есть фотоэлементы, установленные на

крышах домов. В фотоэлементах солнечная энергия преобразуется в

электрическую, которая накопляется в специальных аккумуляторах

и служит для освещения и отопления помещений, заставляет

работать лифты и эскалаторы, вращает моторы вентиляторов и

прочее. Излишки электроэнергии направляются на фабрики и

заводы, а также на центральную электростанцию, где они

преобразуются в радиомагнитную энергию, которую можно

передавать куда угодно без проводов.

-- А почему солнечные батареи устанавливают на крышах? --

спросил Незнайка.

-- Лучше места и не найти, -- сказал Клепка. -- Во-первых,

крыши всегда пустые, там никто не ходит, и место все равно

пропадает даром; а во-вторых, крыши всегда на солнышке, на них

попадает самое большое количество солнечных лучей.

Покружив над рекой, Клепка решил опуститься вниз. Машина

круто спикировала и шлепнулась в воду, подняв вокруг себя целый

сноп брызг. Описав на воде несколько кругов и зигзагов, чтоб

показать маневренность машины, Клепка повернул к берегу.

Незнайка, Кнопочка и Пестренький не знали, радоваться им этому

или печалиться, потому что никак не могли решить, что

безопаснее: ездить на Клепкиной машине по земле, плавать по

воде или летать по воздуху.

Глава двадцать первая. НЕЗНАЙКА И ЕГО СПУТНИКИ СОВЕРШАЮТ ЭКСКУРСИЮ НА ОДЕЖНУЮ ФАБРИКУ

Выскочив на твердую почву, автомобиль снова помчался по

улицам и через несколько минут остановился возле круглого

десятиэтажного здания, покрашенного очень красивой краской

телесного цвета.

-- За мной! -- закричал Клепка. -- Приехали!

Он молниеносно выскочил из машины и, словно на приступ,

бросился к входу. Пока Кубик, Незнайка и Кнопочка вылезали из

машины и помогали Пестренькому освободиться от спасательного

круга, Клепка несколько раз успел вскочить в дверь и выскочить

из нее обратно.

-- Что же вы там застряли? -- кричал он, размахивая руками,

словно ветряк крыльями. -- За мной!

Наконец наши путешественники вышли из машины и направились к

входу.

-- Смелей! -- командовал Клепка. -- Со мной вы можете ничего

не бояться. У меня тут все мастера знакомые.

Друзья вошли в дверь и очутились в большом круглом зале с

блестящим белым кафельным полом и такими же белыми стенами и

потолком. Со всех сторон доносилось приглушенное жужжание

механизмов и мягкое шуршание изготовляемых тканей. В ту же

минуту к путешественникам подошел коротышка в чистеньком,

хорошо выглаженном синем комбинезоне с большими белыми

пуговицами на груди и на животе и открытым воротом, из-под

которого виднелся беленький галстук. Коротышка был толстенький

и плотненький, но плечи у него были узкие, поэтому он к

середине как бы расширялся, а кверху и книзу суживался,

напоминая своей фигурой рыбу или веретено.

-- Здравствуй, Карасик, -- сказал Клепка этому

веретенообразному коротышке. -- Я привел к тебе экскурсию.

Покажи, братец, как вы тут шьете для нас одежду.

Вместо ответа Карасик вдруг принял театральную позу и

продекламировал:

-- Прошу пожаловать за мной! Я вам, друзья, открою все тайны

здешних мест!

Потом властно протянул вперед руку, скорчил страшную

физиономию и завыл страшным голосом:

-- Вперед, друзья, без страха и сомне-е-нья!

Пестренький вздрогнул, услышав этот душераздирающий крик, и

спрятался за спину Кубика.

-- Что это -- сумасшедший? -- спросил он в страхе.

Но Карасик был вовсе не сумасшедший. Дело в том, что он не

только работал мастером на одежной фабрике, но был, кроме того,

актером в театре. Задумавшись в одиночестве над какой-нибудь

ролью, он не сразу приходил в себя, когда его о чем-нибудь

спрашивали, и часто отвечал собеседнику на актерский лад,

воображая себя на сцене театра.

Увидев, какое впечатление произвели его актерские

способности на Пестренького, Карасик самодовольно улыбнулся и

повел путешественников к центру зала, где стоял высокий,

заостренный сверху металлический цилиндр. Он был сделан из

вороненой стали и отблескивал синевой. Вокруг него вилась

спиральная лесенка, оканчивающаяся вверху площадкой. К цилиндру

со всех сторон были подведены провода и металлические трубки с

манометрами, термометрами, вольтметрами и другими

измерительными приборами.

Остановившись возле цилиндра, Карасик заговорил, но уже не

театральным, а своим обычным голосом, пересыпая речь такими

ничего не значащими фразами, как "так сказать", "если можно так

выразиться" и "извините за выражение".

-- Перед вами, друзья мои, если можно так выразиться,

большой текстильный котел системы инженера Цилиндрика, -- начал

Карасик. -- Внутренность котла заполняется, так сказать,

сырьем, в качестве какового служат измельченные стебли

одуванчиков. Здесь сырье, если можно так выразиться,

подвергается действию высокой температуры и вступает в

химическую реакцию с различными веществами, благодаря чему

получается, извините за выражение, жидкая, студенистая,

клееобразная масса, обладающая свойством моментально застывать

при соприкосновении с воздухом. Эта масса поступает из котла по

трубкам и выдавливается, извините за выражение, при помощи

компрессоров сквозь микроскопические отверстия, имеющиеся на

концах трубок. Выходя из микроскопических отверстий, масса, так

сказать, застывает и превращается в тысячи тонких нитей,

которые поступают в ткацкие станки, расположенные вокруг котла.

Как вы можете проследить сами, нити превращаются в ткацком

станке в материю, которая выходит из станка непрерывной, если

можно так выразиться, полосой, после чего попадает под штамп.

Здесь материя, как вы видите, раскраивается на куски, которые

склеиваются между собой особым составом и превращаются в

готовые, так сказать, рубашки. На остальных штампах, которые вы

видите вокруг, также изготовляется нижнее, извините за

выражение, белье разных размеров.

Осмотрев весь производственный процесс -- от изготовления

нити до упаковки готовых рубашек в коробки, наши

путешественники поднялись на второй этаж и увидели, что здесь

точно таким же образом изготовлялись различные куртки, пиджаки,