Смекни!
smekni.com

Незнайка в Солнечном городе (стр. 32 из 46)

причем даже не глядя на доски. Ему только говорили, какой

сделан ход, он записывал в книжечку и говорил, какой сделать

ответный ход. На такие сеансы одновременной игры тоже приходили

смотреть многие коротышки.

Однако самое интересное в Шахматном городке -- это были

шахматные автоматы. Шахматный автомат -- это машина, сделанная

в виде обыкновенного коротышки с руками, ногами и даже с

головой. Внутри автомата имеется запоминающее вычислительное

электронное устройство, соединенное электрическими проводами с

клетками на шахматной доске. Играя с обыкновенным коротышкой,

автомат отыскивает при помощи электронного устройства наиболее

верные ответные ходы, ведущие к выигрышу, и передвигает фигуры

на шахматной доске. В этом нет ничего удивительного, так как

шахматная игра имеет свою теорию, и всегда можно рассчитать

заранее, как нужно передвигать фигуры, чтобы выиграть партию.

Конструируют шахматные автоматы самые лучшие шахматисты,

поэтому обыграть такую шахматную машину может только

какой-нибудь шахматный чемпион, да и то не всегда. Бывали

случаи, когда сам конструктор проигрывал сконструированному им

автомату. Объясняется это тем, что конструктор может устать,

заболеть или сделать по рассеянности не тот ход, какой нужно, а

автомат никогда не устает и всегда действует быстро и

безотказно, если, конечно, не испортится.

В одном из павильонов Шахматного городка был установлен

большой шахматный автомат, который мог играть одновременно на

тридцати двух досках. Автомат помещался в центре

кольцеобразного стола, на котором находились тридцать две

шахматные доски. За этими досками сидели желающие сыграть с

автоматом. Сделав ход на одной доске, автомат чуточку

поворачивался, делал ход на другой доске, опять поворачивался и

таким образом вертелся все время, делая ход за ходом. Это

происходило так быстро, что некоторые из играющих не успевали

даже сделать свой ход. В таких случаях автомат останавливался и

ждал ответного хода.

Попав в Шахматный городок, наши путешественники долго

наблюдали за игрой этого большого шахматного автомата. Наконец

Кнопочке надоело смотреть, но Незнайка только разохотился.

Увидев, что один из игроков проиграл партию и вылез из-за

стола, Незнайка сел на его место и сказал, что тоже хочет

сыграть. Кнопочка запротестовала и сказала, что терпеть не

может смотреть, как играют в шахматы. Пестренький сказал, что

он тоже не может терпеть этого, но Незнайка заупрямился и не

хотел уходить. Тогда Карасик сказал, что они с Кнопочкой и

Пестреньким пойдут погулять в Веселый городок, а Незнайка может

поиграть в шахматы, а потом пусть тоже приходит к ним. На этом

они и договорились.

Глава двадцать четвертая. КАК НЕЗНАЙКА ЗАБОЛЕЛ ШАХМАТНОЙ ГОРЯЧКОЙ

Кнопочка и Пестренький ушли с Карасиком в Веселый городок, а

Незнайка принялся играть с автоматом в шахматы. Не успел он

сделать и десяти ходов, как получил шах и мат. Он решил сыграть

еще партию и проиграл ее, сделав всего лишь пять или шесть

ходов. Следующий мат он получил в три хода. Автомат как бы

подметил, какую ошибку допускал в игре Незнайка, и нашел способ

обыгрывать его в самое короткое время.

Один из игроков, который сидел за столом рядом с Незнайкой,

сказал, что ему рано играть с такой сложной машиной, а лучше

поиграть сначала с каким-нибудь маленьким автоматом попроще.

Узнав, что в Шахматном городке существуют и другие автоматы,

Незнайка вылез изза стола и пошел разыскивать машину по своим

силам. Не успел он пройти и десяти шагов, как повстречался с

малышкой. На ней было красивое белое платье с разноцветными

шахматными фигурками, а на голове шляпа в виде короны, как у

шахматной королевы. Она улыбнулась Незнайке, как старому

знакомому, и сказала:

-- Здравствуйте!

-- Здравствуйте, -- ответил Незнайка. -- Мы с вами, кажется,

уже где-то встречались?

-- Как вам не стыдно! Неужели забыли? Вы ведь были у нас на

фабрике.

-- Ах, верно! -- воскликнул Незнайка. -- Теперь я вспомнил.

Вы Ниточка.

-- Правильно, -- подтвердила Ниточка. -- Давайте посидим на

лавочке. Здесь очень красиво.

Они уселись на лавочке, и Ниточка сказала:

-- А мы не забыли вас и часто вспоминаем о вашем посещении.

Нам тогда было очень весело. Помните, как Иголочка сказала

Клепке: "Вы не лошадь и находитесь не в конюшне. Хрюкать будете

дома". Ха-ха-ха! Теперь, как только кто-нибудь из нас

засмеется, мы говорим: "Вы не лошадь и находитесь не в конюшне.

Пойдите домой, похрюкайте, а потом приходите снова".

Ниточка и Незнайка весело рассмеялись.

-- Скажите, вам понравилось у нас в городе? -- спросила

Ниточка.

-- Очень понравилось, -- ответил Незнайка. -- У вас тут

машины разные, и кино, и театры, и магазины, и даже столовые.

Все у вас есть!

-- А у вас разве не так, как у нас?

-- Куда там! -- махнул Незнайка рукой. -- У нас если

захочешь яблочка, так надо сначала на дерево залезть; захочешь

клубнички, так ее сперва надо вырастить; орешка захочешь -- в

лес надо идти. У вас просто: иди в столовую и ешь, чего душа

пожелает, а у нас поработай сначала, а потом уж ешь.

-- Но и мы ведь работаем, -- возразила Ниточка. -- Одни

работают на полях, огородах, другие делают разные вещи на

фабриках, а потом каждый берет в магазине, что ему надо.

-- Так ведь вам помогают машины работать, -- ответил

Незнайка, -- а у нас машин нет. И магазинов у нас нет. Вы

живете все сообща, а у нас каждый домишко -- сам по себе. Из-за

этого получается большая путаница. В нашем доме, например, есть

два механика, но ни одного портного. В другом каком-нибудь доме

живут только портные, и ни одного механика. Если вам нужны, к

примеру сказать, брюки, вы идете к портному, но портной не даст

вам брюк даром, так как если начнет давать всем брюки даром...

-- То сам скоро без брюк останется! -- засмеялась Ниточка.

-- Хуже! -- махнул рукой Незнайка. -- Он останется не только

без брюк, но и без еды, потому что не может же он шить одежду и

добывать еду в одно и то же время!

-- Это, конечно, так, -- согласилась Ниточка.

-- Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу,

-- продолжал Незнайка. -- Но если портному не нужна груша, а

нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру,

дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол

выменять у портного на брюки. Но столяр тоже может сказать, что

ему не нужна груша, а нужен топор. Придется вам к кузнецу

тащиться. Может случиться и так, что, когда вы придете к

столяру с топором, он скажет, что топор ему уже не нужен, так

как он достал его в другом месте. Вот и останетесь вы тогда с

топором вместо штанов!

-- Да, это действительно большая беда! -- засмеялась

Ниточка.

-- Беда не в этом, потому что из каждого положения найдется

выход, -- ответил Незнайка. -- В крайнем случае, друзья не

дадут вам пропасть, и кто-нибудь подарит вам брюки или одолжит

на время. Беда в том, что на этой почве у некоторых коротышек

развивается страшная болезнь -- жадность или скопидомство.

Такой скопидом-коротышка тащит к себе домой все, что под руку

попадется: что нужно и даже то, что не нужно. У нас есть один

такой малыш -- Пончик. У него вся комната завалена всевозможной

рухлядью. Он воображает, что все это может понадобиться ему для

обмена на нужные вещи. Кроме того, у него есть масса ценных

вещей, которые могли бы кому-нибудь пригодиться, а у него они

только пылятся и портятся. Разных курточек, пиджаков --

видимо-невидимо! Одних костюмов штук двадцать, а штанов,

наверно, пар пятьдесят. Все это у него свалено на полу в кучу,

и он уже даже сам не помнит, что у него там есть и чего нет.

Некоторые коротышки пользуются этим. Если кому-нибудь

понадобятся спешно брюки или пиджак, то каждый может подойти к

этой куче и выбрать, что ему нравится, а Пончик даже не

заметит, что вещь пропала. Но если заметит, то тут уж берегись

-- поднимет такой крик, что хоть из дому беги!

Ниточка очень смеялась, слушая этот рассказ. Потом лицо у

нее стало серьезное, и она сказала:

-- Стыдно над больными смеяться! Хорошо, что у нас никто не

может заболеть этой страшной болезнью. К чему нам держать у

себя целую кучу костюмов, если в любое время можно получить в

магазине вполне приличный костюм! К тому же моды постоянно

меняются, и, если костюм выйдет из моды, его все равно не

наденешь. Кстати, -- вспомнила Ниточка, -- где же ваши друзья

-- Кнопочка и этот... Серенький, что ли?

-- Не Серенький, а Пестренький, -- поправил Незнайка. -- Они

пошли с Карасиком в Веселый городок, а я остался тут, чтоб

сыграть с автоматом в шахматы.

-- Ну и сыграли?

-- Сыграл три раза и ни разу не выиграл.

Узнав, что Незнайка играл с большим автоматом, Ниточка

рассказала, что этот автомат сконструирован шахматным чемпионом

Фигурой, поэтому обыграть его трудно даже для опытных

шахматистов. Большим достижением считается сыграть с ним хотя

бы вничью, а тот, кто выиграет, получает право играть с

чемпионом Фигурой на первенство.

Для таких малоопытных игроков, как Незнайка, в Шахматном

городке имелось множество менее совершенных шахматных

автоматов. Электронное устройство этих машин было попроще, и

обыграть их было гораздо легче. Кроме того, во многих автоматах

были сделаны дополнительные приспособления для развлечения

игроков. Так, например, у одного из них была очень смешная

физиономия. К тому же он умел шмыгать носом и почесывать рукой

собственный затылок, что было очень забавно. У другого

физиономия была сделана из гибкой пластмассы, и, когда ему

удавалось сделать хороший ход, на лице его появлялась