Смекни!
smekni.com

Взаимное страхование (стр. 7 из 11)

Поэтому предложенное в Проекте определение общества взаимного страхования в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации легальных оснований под собой не имеет.

Во-вторых, странной кажется идеология, положенная создателями Проекта в основу определения понятия «общество взаимного страхования». Проект, рассматривая общество в качестве «самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации» (п. 2 ст. 9 Проекта), порождает противоречие формально-логического толка: в одном случае общество взаимного страхования — это организационно-правовая форма некоммерческой организации (ч. 1 п. 2 ст. 968 ГК РФ), в другом — это вид деятельности коммерческой организации (ч. 1 п. 5 ст. 968 ГК РФ).[17]

Включение в Проект правил, определяющих организационно-правовую форму юридического лица, указывает на то, что, по мнению разработчиков Проекта, ни одна из предусмотренных ныне действующим гражданским законодательством форм некоммерческих организаций не позволяет использовать ее для создания ОВС. Однако Проект не дает ответа на вопрос о том, чем вызвана необходимость введения еще одной организационно-правовой формы некоммерческой организации.

Под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия юридического лица, его органов и участников (учредителей), их ответственности друг перед другом и контрагентами.[18]

Имущественные отличия «отражают то, на какой форме собственности или на базе какого вещного права действует»[19] юридическое лицо.

Из текста Проекта вытекает, что ОВС обладает имуществом на праве собственности. Но потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства также наделяются правом собственности на принадлежащее им имущество.

Положения Проекта, регулирующие судьбу имущества общества при его ликвидации, прекращении участия страхователя на началах взаимности в обществе, а также отношения между обществом и его членами при осуществлении взаимного страхования, указывают на то, что участники общества обладают обязательственными правами в отношении данного юридического лица. Значит, и здесь авторы Проекта отнесли общество взаимного страхования к той же категории организаций, что и потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства. Очевидно, расхождения в данном элементе организационно-правовой формы юридического лица между названными формами некоммерческих организаций и обществом (как оно определено в Проекте) отсутствуют.

Способ формирования материальной базы ассоциативных организаций заключается в том, что их имущество и средства для осуществления уставной деятельности образуются в основном за счет регулярных взносов участников. Проект соответственно определяет взносы членов общества в качестве главного источника формирования и пополнения страховых резервов и иных фондов ОВС. Таким образом, и способ формирования имущественной базы общества не обусловливает потребность в разработке и законодательном закреплении принципиально новой организационно-правовой формы.

В части определения видов и степени ответственности участников общества взаимного страхования перед обществом и кредиторами последнего. Проект практически дословно повторяет соответствующие положения п. 4 ст. 116 ГК РФ, устанавливая для членов общества такие же обязанности и ответственность, что и для членов потребительских кооперативов.

В некоммерческих партнерствах дело обстоит иначе. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[20] члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам. Но может ли это воспрепятствовать использованию формы некоммерческой организации указанного вида для создания общества взаимного страхования? И является ли объективно обусловленной необходимостью законодательное закрепление субсидиарной ответственности членов общества по его долгам в качестве элемента, определяющего форму общества взаимного страхования?

В практике взаимного страхования применяется раскладочная система взимания страховых взносов, при которой каждый страхователь на началах взаимности уплачивает фиксированную сумму исходя из величины вносимого им риска (так называемый регулярный взнос), и в конце страхового года — дополнительный (или «аварийный») взнос, рассчитываемый с учетом всех расходов, понесенных обществом за истекший страховой период. Обязанность членов общества участвовать в покрытии убытков проистекает из осуществляемого обществом особого вида хозяйственной деятельности — взаимного страхования и обусловлена присущим исключительно ему способом формирования страховых резервов. Отсюда следует, что указанная обязанность члена общества не связана с особенностями внутренней организации общества как юридического лица. Значит, ее нормативное закрепление должно иметь место скорее в законодательном акте, регулирующем порядок и правила осуществления взаимного страхования, чем в акте, закрепляющем внутреннюю организацию общества взаимного страхования.

Изложенные соображения позволяют утверждать, что и в части ответственности общества и его членов друг перед другом и перед кредиторами общества правовые мотивы для определения общества взаимного страхования в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица, отличной, в частности, от потребительского кооператива и некоммерческого партнерства, отсутствуют, в то время как последние из названных форм юридического лица без ограничений могут быть использованы для создания указанного общества.

Таким образом, можно говорить об отсутствии объективной необходимости в законодательном закреплении ОВС в качестве самостоятельной формы юридического лица.

3. Правовое регулирование деятельности общества взаимного страхования, образованного в форме коммерческой организации

Как существенный просчет Проекта следует рассматривать отказ от регулирования особенностей взаимного страхования, осуществляемого обществами, образованными в организационно-правовой форме коммерческой организации и страхующими на коммерческой основе интересы лиц, не являющихся их членами.

Необходимость включения в закон о взаимном страховании норм, устанавливающих правила формирования и использования страхового фонда общества взаимного страхования, а также управления им как при взаимном, так и при коммерческом страховании, объективно обусловлена более сложной организацией деятельности такого общества, чем страховщика, осуществляющего только взаимное либо только коммерческое страхование.

Анализ соответствующих положений закона позволяет сделать вывод о том, что в обществе взаимного страхования, осуществляющем страхование как на началах возмездности, так и на началах взаимности, неизбежно должны создаваться два страховых фонда с существенно различающимися режимами их формирования, использования и разным порядком управления ими.

Фонд (страховые резервы) взаимного страхования в соответствии, с п. 1 ст. 968 ГК РФ может быть образован только за счет средств членов общества (и прибыли, полученной от размещения средств данного страхового резерва). Он становится источником выплат страхового возмещения тем участникам общества, для которых наступил страховой случай. При недостаточности средств фонда коммерческого страхования и другого имущества общества средства фонда взаимного страхования могут расходоваться на выплату страхового возмещения страхователям (выгодоприобретателям), не являющимся членами общества (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

Однако средства фонда коммерческого страхования, формируемого за счет взносов страхователей, не имеющих статуса участника общества, не должны использоваться на нужды взаимного страхования (п. 1 ст. 968 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[21]). Кроме того, к формированию и размещению страховых резервов, обеспечивающих исполнение обязательств обществом в связи с осуществлением им взаимного страхования, должны устанавливаться требования иные, нежели предусмотренные правилами формирования и размещения указанных средств, предназначенных для целей коммерческого страхования (если вообще следует вводить такие требования).

Аналогичным образом действующее законодательство предполагает дифференцированный подход (нуждающийся в последующем нормативном закреплении) и к обязанностям членов общества взаимного страхования, которые возлагаются на них при осуществлении обществом обоих видов страхования. В частности, при недостаточности имущества общества для исполнения им обязательств перед коммерческими страхователями на участников общества может быть возложена только дополнительная (субсидиарная) ответственность (как это предусмотрено, например, п. 2 ст. 107 ГК РФ). Дополнительные и (или) «аварийные» взносы со страхователей на началах взаимности в этом случае взиматься не могут, так как члены общества в таком порядке пополняют исключительно фонд взаимного страхования.

Безусловно, требует разрешения в рамках специального закона и старательно обходимый в серьезных учебниках и комментариях[22] вопрос об организационно-правовой форме, в которой может быть образовано общество, осуществляющее как взаимное, так и коммерческое страхование.

Пункт 5 ст. 968 ГК РФ содержит положение, которое подтверждает принципиальный характер организации любых обществ взаимного страхования на ассоциативных (членских) началах. Казалось бы, очевидно, что данный подход исключает из числа организационно-правовых форм коммерческих организаций, в которых может быть образовано общество, осуществляющее страхование лиц, не являющихся его участниками, те, которые не предусматривают статус члена для участников.