Смекни!
smekni.com

Особенности судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего подсудимого (стр. 2 из 13)

Модернизация российской модели правосудия для несовершеннолетних произошло после вступления в силу УПК 2001 г. Речь идет о Федеральных законах № 161-ФЗ от 8 декабря 2003 г. "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

Нормы Федеральных законов, принятых в 2003 г., немногочисленны, но весьма существенны, ибо касаются освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания и применения к ним вместо этого принудительных мер воспитательного воздействия.

Дальнейшее развитие производства по делам несовершеннолетних находим в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 5 марта 2004 г. "О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пленум акцентировал внимание судебной практики на следующих обстоятельствах: общий порядок судопроизводства, предусмотренный УПК, обязателен для дел в отношении несовершеннолетних; изъятия из этого общего порядка могут быть лишь те, которые предусмотрены ст.420-432 УПК, составляющими гл.50 УПК; соответственно, в отношении несовершеннолетних не должен применяться особый порядок судебного разбирательства, предусмотренный гл.40 УПК и дающий право суду провести судебное разбирательство при наличии указанных в законе условий в сокращенном порядке.

В отличие от гражданского и гражданского процессуального законодательства (ст. ст.17, 18, 21, 26, 28 ГК РФ; ст. ст.36, 37 ГПК РФ) уголовно-процессуальный закон Российской Федерации не содержит понятий правоспособности и дееспособности. Между тем, рассматривая вопросы уголовно-процессуальной правоспособности и дееспособности несовершеннолетних, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, авторы упоминают о "частичной дееспособности",[7] об "относительной уголовно-процессуальной дееспособности",[8] о "презумпции частичной уголовно-процессуальной дееспособности",[9] о "фактически недостаточной способности защищать себя самостоятельно". [10]

Как отмечает И.Б. Пономарев, "у обвиняемого уголовно-процессуальная правоспособность и дееспособность приобретаются при наличии определенного возраста в момент совершения общественно опасного деяния. Так, обвиняемый как субъект уголовно-процессуальных отношений, по общему правилу, совпадает с лицом, признаваемым субъектом преступления. Соответствие или несоответствие требованиям Уголовного кодекса, предъявляемым к лицам, признаваемым в уголовном праве субъектами преступления, влияет на признание или отсутствие уголовно-процессуальной правоспособности и дееспособности. Круг субъектов, обладающих уголовно-процессуальной правоспособностью и дееспособностью, не может быть шире круга субъектов преступления". "Однако", - по мнению автора, - "следует признать, что уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетнего обвиняемого - гражданского ответчика является относительной и что при таком положении у обвиняемого - гражданского ответчика правоспособность приобретается раньше, чем полная уголовно-процессуальная дееспособность". Ссылаясь на правило об участии защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних, автор приходит к выводу "о несомненности в данном случае возникновения у обвиняемого не полной, а относительной процессуальной дееспособности, хотя он и может являться субъектом всех прав обвиняемого". [11]

С.Б. Мартыненко считает, что "несовершеннолетние участники уголовного процесса являются полностью или частично недееспособными. Однако возрастная "шкала", характеризующая объем дееспособности несовершеннолетних в цивилистике, в уголовном процессе неприменима". Содержание уголовно-процессуальной дееспособности автор рассматривает "во взаимосвязи и взаимообусловленности двух составляющих ее элементов:

а) способности принимать осознанное участие в следственных действиях, и

б) способности путем самостоятельного, в том числе инициативного, совершения процессуальных и иных действий защищать свои права и отстаивать законные интересы.

Подозреваемым и обвиняемым может быть лицо, достигшее 16 или 14 лет, то есть возраста, с которого, согласно ч.1, 2 ст.20 УК, возможно его привлечение к уголовной ответственности. Однако определенное в ч.3 ст.20 УК отставание лица, достигшего указанного возраста, в психическом развитии исключает его уголовную ответственность, а значит и вовлечение в уголовный процесс в качестве подозреваемого и обвиняемого". На основании изложенного автор приходит к выводу "о наличии в уголовном процессе презумпции частичной уголовно-процессуальной дееспособности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которая подлежит опровержению при наличии данных об отставании их в психическом развитии, влекущем невозможность привлечения к уголовной ответственности". [12]

П.В. Полосков указывает на то, что "обвиняемый всегда правоспособен как в уголовно-правовом, так и в процессуальном смысле слова, если он вменяем и достиг возраста уголовной ответственности. В формально-правовом отношении всякий обвиняемый признается способным своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Участие в деле защитника, в том числе в случае обязательной защиты, не лишает обвиняемого дееспособности: он сохраняет право реализовать свои полномочия самостоятельно. Однако установление законом оснований обязательной защиты, включая защиту, осуществляемую вопреки желанию обвиняемого, свидетельствует о том, что законодатель в этих случаях учитывает фактическую недостаточную способность обвиняемого защищать себя самостоятельно. К условиям правоспособности обвиняемого относятся:

а) наличие достаточных данных о том, что лицо совершило преступление;

б) привлечение лица в качестве обвиняемого;

к условиям, влияющим на фактическую способность обвиняемого осуществлять свой процессуальный статус:

1) физическое здоровье;

2) психическое здоровье;

3) возраст обвиняемого". [13]

По мнению Л.Б. Обидиной, "правильна позиция тех авторов, которые считают, что уголовно-процессуальные отношения возникают лишь в связи с применением норм уголовно-процессуального права, в неразрывной связи с уголовно-процессуальной деятельностью, а решению вопроса о процессуальной дееспособности должно предшествовать признание лица участником судопроизводства". "Исходя из этой позиции, моментом возникновения уголовно-процессуальной правоспособности и дееспособности несовершеннолетнего обвиняемого", - отмечает автор, - "следует считать момент вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Прекращается же правоспособность и дееспособность несовершеннолетнего обвиняемого при прекращении дела и вступлении в законную силу приговора. В порядке исключения дееспособность несовершеннолетнего обвиняемого продолжается в случаях участия в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, в рассмотрении дела в надзорной инстанции. Несовершеннолетний обвиняемый, как участник процесса, обладает частичной дееспособностью, что подтверждается положениями об обязательном участии защитника, законных представителей, педагога и другими положениями". [14]

По нашему мнению, уголовно-процессуальная правоспособность и дееспособность несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, возникают, как и у взрослых, в полном объеме со времени их вовлечения в уголовный процесс, когда они становятся участниками уголовного судопроизводства. Поэтому не следует говорить об их частичной или относительной уголовно-процессуальной дееспособности.

В то же время, их возраст, а также социально-психологические особенности служат основаниями для установления дополнительных гарантий прав и законных интересов данной категории лиц в уголовном процессе.

Так, видный русский юрист, профессор И.Я. Фойницкий писал: "Многие существенные особенности представляют дела, в которых в качестве обвиняемых участвуют лица несовершеннолетние. Опыт показывает, что для таких лиц с недоразвившимся сознанием и нежной восприимчивостью, не окрепших характером и быстро увлекающихся примером, обыкновенное судебное производство сопряжено со многими опасностями". [15]

Таким образом, возникновение особенностей судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего подсудимого обусловлено возрастом и социально-психологическими особенностями лиц, не достигших возраста 18 лет.

Особенности производства по делам несовершеннолетних - это установленные законом правила расследования, рассмотрения дел в судах, направленные на гуманное отношение к несовершеннолетним, создание объективных предпосылок для оказания на них серьезного воспитательно-профилактического воздействия.

Сущность особенностей судебного разбирательства данной категории лиц состоит в том, что они являются дополнительными процессуальными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних и имеют следующее важное значение:

1) посредством особенностей обеспечиваются права и законные интересы лиц, не достигших 18-летнего возраста;

2) особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении данной категории лиц способствуют сведению к минимальному воздействие на психику несовершеннолетних процедуры судебного разбирательства уголовного дела;