Развод для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены.
В наследственном праве ситуация складывалась следующим образом: Если умерший не составлял завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.
Право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло не мало пережитков первобытнообщинного строя. Это сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органов государства. В тех случаях, когда родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер частного обвинения. Убийца мог избегнуть наказания, добровольно удалившись в изгнание. Однако, в случае возвращения, он считался вне закона и мог быть убить безнаказанно.
Наказание применялись следующее: при наиболее серьёзных преступлениях, таких, как умышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причём осуждённому представлялось привести приговор в исполнение саморучно (путём принятия яда) .
Большое место в карательной политике занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и другие.
Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи. Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом) , который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день или час в суд. При неявке дело слушалось заочно.
На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе.
Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влёк для него штраф в пользу казны, равный сумме иска.
18) Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Тулия
Реформы Сервия Тулия
Наиболее крупная реформа этого периода приписывается предпоследнему римскому царю Сервию Тулию (VI в. до н.э.).
Древнеримский царь (REX) по своему правовому положению сходен с понятием древнегреческого Базилевса.
Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество не менее 100 тыс. ассов, во второй - от 75 до 100 тыс., в третий - от 50 до 75 тыс., в четвертый - от 25 до 50 тыс., в пятый - 11 тыс. ассов. Не вошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Деление граждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.
Однако Сервий Тулий пошел дальше. Он реорганизовал систему ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу.
Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения - центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий, из первого разряда - 80, второго, третьего, четвертого - по 20, пятого- 30. Кроме того, имелись вспомогательные или нестроевые центурии из ремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие, снаряжение, инструменты. Центурия имела один голос. Следовательно, все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. С тех пор все важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическая роль куриатных собраний уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам не созывались.
Два раза в год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавали ритуальный вопрос: "Соизволите и прикажите ли, квириты, объявить войну?". Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналось без обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно, что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурий не имело практического значения. Их не всегда и спрашивали. В таком же порядке проходило принятие решений по другим государственным вопросам.
Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб. Раз в пять лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Был введен постоянный налог на содержание войска.
Таким образом, реформы Сервия Туллия создали "новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях". Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.
С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев. Вскоре, по настоянию плебеев, была сделана запись обычного права - Законы 12 таблиц (451- 450 гг. до н.э.).
Если раньше мерилом стоимости были слитки меди, то теперь началась чеканка меди. Римское государство имело все признаки организации господствующего класса: публичную власть, территориальное деление населения, войско, налоги, полицию, суд.
В 509 году до н.э. наследники Туллия были изгнаны. В Риме утверждается республика. Царь был лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. После "изгнания царей" высшими должностными лицами стали преторы. Позднее их назвали консулами (высшие должностные лица Рима. Города - государства).
Становление республики проходит под знаком усиления экономического и политического влияния плебеев. Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати на землю, за доступ в центральные органы постепенно добились ощутимых результатов. В тех случаях, когда патриции наотрез отказывались удовлетворить требования плебеев, последние прибегали к крайней мере. Они покидали Рим. Эта сецессия ставила патрициев в безвыходное положение. Таким путем плебеи добились права избрания на своих собраниях народных трибунов, наделив их статусом неприкосновенности и правомочием накладывать вето на решения патрицианских учреждений.
С 449 года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеем к высшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, т.к. считалось, что священное гадание (ауспиции)3 мог совершать только консул из патрициев. После второго отшествия в 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.
В конце IV века до н.э. представители плебеев Лициний и Секстий после десятилетних попыток добились принятия важных законов, по которым уплаченные проценты по займу шли в счет погашения долга. Устанавливался максимум эккуации земли, принадлежащей государству (не свыше 500 югеров - 125 га). Плебеи получили доступ на любые должности. Судебные дела стало рассматривать специально избранное лицо, тем самым было проведено некоторое разграничение административной и судебной власти.
Важное значение имел закон Петеля (326 г. до н.э.), по которому полностью отменялась долговая кабала. Должник теперь отвечал перед кредитором только своим имуществом, но не личностью.
В начале III века до н.э. плебеи добились полного политического и правового равенства с патрициями. Тем самым утверждалась новая форма политической власти - господство богатых из обоих сословий. Разница между сословиями постепенно исчезла. Исход борьбы между патрициями и плебеями обусловил утверждение рабовладельческого государства в Риме. Победа плебеев не привела, однако, к демократизации политического строя, а завершилась компромиссом зажиточных слоев обоих сословий.
В период рассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий из сенаторского сословия - нобили. Имущественный ценз для таких граждан достигал миллиона сестерций. Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которых составлял 400 тыс. сестерций(мелкая серебренная монета). Представители первых двух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметь свои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.
Обострение противоречий, в частности между всадниками и сенаторами, привело к столкновению внутри самого класса рабовладельцев. Верхушку римской рабовладельческой иерархии составляли наиболее богатые граждане, лица из сенаторского сословия, нобили, которые называли себя лучшими людьми - "оптиматами". Им противостояли "популяры", выдававшие себя за защитников сельского и городского плебса. Противоречия между этими двумя группами отражали борьбу между аристократией и демократией.
Всадники, крупные торговцы стремились усилить свое влияние на государственные дела. Популяры добивались демократизации государственного строя и Возрождения мелкого землевладения. Их программа должна была обеспечить устойчивое пополнение армии, т. к. с разорением крестьян численность ополченцев сокращалась.