- активная роль, обычно несвойственная арендным отношения, в обязательстве по лизингу принадлежит арендатору. Именно арендатор определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено арендодателем для последующей передачи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается от какой-либо ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Исключение из этого правила могут составить лишь случаи, когда договором лизинга обязанности по определению продавца и выбору имущества возложены на арендодателя (ГК РФ ст.665)[12].
- специальным по сравнению с общими правилами об аренде являются также изложенное в ГК РФ в виде диспозитивной нормы положение о том, что передача арендованного по договору лизинга имущества арендатору производится не арендодателем, а продавцом этого имущества. Тем не менее ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, возлагается на арендодателя.. В этом случае арендатор вправе потребовать от арендодателя расторжения договора и возмещения убытков (п.2 ст.668 ГК РФ). С момента передачи продавцом арендатору предусмотренного договором лизинга имущества к последнему переходит риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества.
К основным признакам договора лизинга, которые нашли отражение в ГК РФ, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» добавляет еще два обязательных условия:
1. срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, должен быть соизмерим по продолжительности со сроком амортизации предмета лизинга или превышать его;
2. по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга должен переходить в собственность лизингополучателя.
К существенным условиям договора лизинга (как и всякого гражданско-правового договора) относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ). Учитывая, что договор лизинга считается заключенным лишь в том случае, когда между сторонами – лизингодателем и лизингополучателем – достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, представляется необходимым подробно рассмотреть вопрос о существенных условиях договора лизинга.
Особенностью предмета договора лизинга является то, что он включает в себя помимо объекта лизинга (лизинговое имущество) еще два рода действий обязанных сторон:
- традиционные действия арендатора по принятию имущества в аренду, обеспечению его сохранности и использования по назначению, выплате платежей и возврату имущества по окончании срока лизинга (либо приобретению его в собственность);
- действия лизингодателя по заключению договора купли-продажи (поставки) лизингового имущества с продавцом (поставщиком) в соответствии с указаниями лизингополучателя.
Таким образом, наряду с обычными для всего договора аренды существенными условиями, позволяющими определить предмет договора аренды, договор лизинга должен включать условие о продавце (поставщике) лизингового имущества.
К числу условий, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договора лизинга, относятся все те условия, которые установлены ГК РФ в качестве таковых общими положениями об аренде (§ 1 гл.34) и специальными правилами о договоре лизинга (§ 6 гл.34).
Некоторые положения о существенных условиях договора лизинга имеются в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Согласно п.4 ст.15 данного Закона договор лизинга должен содержать следующие существенные положения: точное описание предмета лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга; указание срока действия договора лизинга; порядок балансового учете предмета лизинга; порядок содержания и ремонта предмета лизинга; перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем на основании договора комплексного лизинга; указание общей суммы договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя; порядок расчетов (график платежей); определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором рисков, если иное не предусмотрено договором.
Кроме того, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» также предусмотрено, что в договоре лизинга в обязательном порядке должны быть оговорены обстоятельства, которые считаются бесспорным и очевидным нарушением обязательств и ведут к прекращению действия договора лизинга и имущественному расчету, а также процедура изъятия (возврата) предмета лизинга (п.7 ст.15).
Отдельные положения из числа тех, которые названы ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» существенными, нуждаются в дополнительном комментарии. Прежде всего, необходимо отметить, что такое “существенное условие”, как “объем передаваемых прав собственности” (видимо, от лизингодателя к лизингополучателю) противоречит не только ГК РФ, но и нормам самого ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», например ст.11, согласно которой предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Поэтому включение в договор лизинга условия об объеме передаваемых лизингополучателю прав собственности на лизинговое имущество противоречит закону, а само такое условие ничтожно.
В отношении двух других существенных условий: о наименовании места и определении порядка передачи предмета лизинга, а также о порядке содержания и ремонта лизингового имущества, - имеются диспозитивные нормы как в ГК РФ, так и в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».Эти диспозитивные нормы делают необязательным включение в договор соответствующих условий. Как известно, в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней; при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п.4 ст.421 ГК РФ).
Не повлечет признания договора лизинга незаключенным и отсутствие в его тексте еще двух условий, названных ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» существенными: о дополнительных услугах, предоставляемых лизингодателем, и об обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков. Дело в том, что сам ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» говорит об этих условиях как о необязательных (факультативных). Например, в ст.21, посвященной вопросам страхования лизингового имущества и предпринимательских рисков, связанных с договором лизинга, говорится о том, что предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом (поставщиком) и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором; страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
Такой же подход законодателя отмечается и в отношении дополнительных услуг, оказываемых лизингодателем: п.7 ст.7 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрено, что лизинговая сделка может включать в себя условия по оказанию дополнительных услуг.
Представляется, что договор лизинга не должен признаваться незаконченным и из-за отсутствия в нем условия о порядке балансового учета предмета лизинга, хотя действительно предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя и лизингополучателя по соглашению сторон. Какие-либо диспозитивные нормы, позволяющие определить, на чьем балансе должно учитываться лизинговое имущество, в тексте ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» отсутствуют. Однако, во-первых, с точки зрения гражданского права вопрос об учете лизингового имущества не имеет отношения к существу договорного обязательства, а скорее является техническим, бухгалтерским; во-вторых, лизингодатель, приобретая лизинговое имущество в собственность, так или иначе должен отразить его на своем балансе.
Ситуация, когда договором лизинга предусмотрено, что предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, может повлиять лишь на технику учета лизингового имущества на балансе лизингодателя, но не может служить основанием освобождения лизингодателя от учета предмета лизинга на своем балансе. Из этого исходит, в частности, Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 (ред. от 23.01.2001) «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»[13]. Согласно данному приказу затраты, связанные с приобретением лизингового имущества за счет собственных или заемных средств, отражаются лизингодателем по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств». Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договору лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для сдачи в аренду» в корреспонденции со счетом 08 «Капитальные вложения». Стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается последним на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».