Даже если ваш материал идет “с колес”, а заведующий уже находится на грани инфаркта (хотя лучше бы его до этого не доводить и стараться сдать материал в оговоренные сроки), попытайтесь взять хоть небольшую паузу (полчасика), с тем, чтобы “забыть” написанное, а затем перечитать снова. Сюрпризы, которые вы там обнаружите, просто потрясут ваше воображение! Но и в дальнейшем, как это подчас ни трудно, не отпускайте его от себя надолго – помните, что это ваше детище, за которое вы несете личную ответственность, а оказаться изуродованным оно может и перед самой подписью в печать. Не по чьему-то злому умыслу - просто в результате срочной переверстки полосы в ваше отсутствие кто-то другой сократит статью, и, конечно же, сократит совсем не то, что было нужно.
Продолжим игру со временем. Прикиньте, сколько дней (часов, минут) понадобится вам, на то, чтобы остыть от материала, а уже потом довести его до совершенства. Вспомните, что до этого он еще должен быть набран (редактор рукопись читать не будет), а наборщица – не Кришна, у нее только две руки. К тому же, прежде, чем сдать статью в набор, вы должны ее еще написать (желательно набело, так как в большинстве из нас почерк обличает бывших двоечников по чистописанию). Не забудьте и о том, что собственно творческому этапу предшествует сбор информации, а это в свою очередь, предполагает предварительный поиск источников. Теперь суммируйте все, что наметили, и вы получите искомое – время начала работы над редакционным заданием. Постарайтесь не задерживаться на старте, ибо потом начнете суетиться, ошибаться, упускать из вида, игнорировать необходимые для качественного результата фазы своей деятельности и в конце концов непременно будете разочарованы итогом.
При этом имейте в виду, что ни в одной редакции вам не позволят сутками “точить стило” в ожидании, когда на вас с потолка свалится вдохновение. Газета, как и передача, должна попасть по адресу в точно ожидаемые потребителем сроки, независимо от того, является ли трудным местом производства наборная или монтажная техника. И, следовательно, начинать работу над очередным пунктом личного творческого плана необходимо уже до того, как выполнен предыдущий.
Тому, как работать с источниками информации, посвящена значительная часть практических занятий по курсу “Мастерство журналиста”. Из тем, которые не могут надоесть, здесь следовало бы напомнить об интервью, как о методе работы и как о популярном жанре.
Помимо документальных источников информации (постановлений и распоряжений, писем и пресс-релизов, афиш и публикаций в других изданиях), только компетентные в своей сфере деятельности люди, могут удовлетворить ваш интерес в той или иной проблеме. Убедить собеседника поделиться такой информацией подчас бывает очень непросто. Тем удивительнее, что к ответственному диалогу (очному или по телефону) журналисты нередко приступают, полагаясь лишь на дар импровизации. Чаще всего уже на второй минуте такой разговор начинает путаться, растекаться и уходить от цели. Затем приходится предпринимать вторую попытку, а то и третью – в общем, пока не надоест. А казалось бы, чего проще – прежде, чем поднять трубку, задумайтесь о возможном сценарии беседы.
Бывает и иначе – едва выслушав ваше предложение, собеседник тут же назначает время для встречи. Не спешите радоваться – такая ситуация требует еще более тщательной и продуманной подготовки. В противном случае вы рискуете упустить инициативу, а содержанием вашего интервью станет то, что захотел сказать вам ваш собеседник, а не то, что вы должны были от него узнать.
Среди многочисленных и хорошо известных правил и советов, как вести интервью, на начальном этапе самостоятельной работы следует запомнить главное:
- никакой разговор не начинайте без предварительной подготовки (пусть на это у вас уйдет хоть несколько минут); - заготовьте (лучше запишите и заучите) формулу обращения и представления, с которой вы каждый раз будете начинать разговор с новым собеседником – это должно выглядеть солидно и располагающе; - старайтесь хоть что-то предварительно узнать о том, с кем вам предстоит встретиться; - помните, что никакой закон не обяжет человека говорить то, что он думает, если он сам этого не захочет; - ищите “зоны импринтинга”, в которых ваши интересы и интересы собеседника могут соприкасаться; - всегда держите в запасе несколько запасных аргументов на случай отказа давать информацию – это может быть что угодно: лестный отклик общего знакомого, авторитетное мнение начальника, а то и просто напоминание о служебных обязанностях (на самый крайний случай выучите ст.58 Закона о СМИ – “Ответственность за ущемление свободы массовой информации”); - отправляясь на интервью, тщательно продумайте все детали предстоящей встречи: от формы одежды, представления и ритуального зачина “о погоде” до последовательности вопросов и способов продолжения контактов; - и последнее: не принимайте всю информацию на веру, ищите доступные способы ее проверить, помните, что достоверность сообщаемых сведений – лучший показатель качества работы журналиста.
Советы эти может быть и очевидные, но как редко мы пользуемся ими на практике, заведомо лишая себя многих профессиональных преимуществ!
Информация для будущей работы, как известно, набирается не только с помощью интервью. Препон в этом деле придется преодолеть немало. И хотя ваши хорошие манеры не всегда могут гарантировать стопроцентный успех у публики, начинать строить профессиональную репутацию лучше все же с них. Ну, а в непредвиденных нашими рекомендациями случаях смело пользуйтесь методом знаменитого чешского репортера Эгона Эрвина Киша, который во имя благого дела информирования читателей не задумываясь входил в дверь с надписью “Посторонним вход воспрещен”.
Следующая проблема, которую предстоит решить на подступах к первым творческим озарениям – выбор жанра. Часто он бывает просто продиктован объемом собранного материала и срочностью задания: набрав информации на заметку, которую надо сдавать через час, как ни крути, очерка не напишешь. Мы же сейчас рассмотрим тот нетипичный, но в любом деле возможный случай, когда материала много, он интересный и есть время над ним поработать.
Следует оговориться, что проблема жанра сегодня, к сожалению, не самая актуальная для очень многих российских СМИ. На планерках и летучках безликое слово “материал” все чаще вытесняет точные и емкие определения авторитетных форм журналистского творчества: репортаж, беседа, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет, эссе… Дошло до того, что один из сотрудников престижного столичного издания в разговоре с коллегами как-то признался: “В нашей газете есть лишь три жанра: заметка, большая заметка и очень большая заметка”.
Рассуждения о том, что жанровый аскетизм современной российской прессы продиктован ее ориентацией на более современную, динамичную, информационную западную журналистику, не выдерживают критики. Во-первых, потому что ни одно российское издание (как и теле- радиоканал) никакой “только информацией” себя не ограничивает. А во-вторых, потому что в основании любого самого новаторского явления всегда лежит традиция. В нашем случае - это традиция создавать и пользоваться разнообразной по форме журналистской продукцией. При этом не следует забывать, что западная (под этим определением чаще имеется в виду американская) пресса изначально формировалась как часть массовой культуры. Тогда как принципы российского (как и европейского) журнализма закладывались в недрах историко-литературного процесса. К слову сказать, читательская культура – тоже.
Спорить о том, что лучше – бессмысленно. Признанным историко-культурным явлениям, к которым несомненно относит себя любая национальная отрасль журналистики, лучше не противостоять, а оплодотворять друг друга. Но и творческую несостоятельность, элементарное отсутствие культуры письма негоже оправдывать реформаторскими устремлениями. Себя обмануть можно, аудиторию – никогда.
Так что же все-таки предпочесть из богатой и испытанной палитры жанровых форм для решения конкретной производственной задачи - написать “материал” на тему? Вот тема-то и дает первую подсказку, ибо за ней кроется объект вашего профессионального интереса. Если вы были свидетелем неожиданного события – смело пишите репортаж. Если пытались разобраться в проблеме – статью или корреспонденцию. Если вас заинтересовала человеческая личность – очерк. А хотите (и имеете основания) съязвить в чей-то адрес – фельетон. Побывали на пресс-конференции – отчет, на премьере в театре – рецензию.
Вторую подсказку дает цель вашего задания. Составить материал из вопросов корреспондента и ответов собеседника можно и тогда, когда вы хотите что-то узнать о событии, которому не были свидетелем; и тогда, когда по просьбе читателей вам необходимо разобраться в специальной проблеме или представить чье-то авторитетное мнение. В первом случае это будет называться блиц-интервью, а во втором, возможно, и беседа.
О том, какие требования предъявляются к разнообразным жанрам публицистики, практиканту уже должно быть известно из курса “Мастерство журналиста”. Если же он еще и не поленится обратить свой взор к книжным полкам любой библиотеки, на которых рядами стоят сборники публицистики самых разных авторов: российских и зарубежных, современных и не очень – то сможет получить и дополнительную творческую подпитку. К слову сказать, подражание – не самый плохой способ учиться писать. Главное, чтобы пример был достойный.
Как видите, выбрать есть из чего. К тому же жанры, в отличие от напитков, можно еще и смешивать. Не пишите только никаких “материалов”, если хотите добиться настоящего читательского признания.