Вопросы эти непростые и сопровождают они журналиста на протяжении всей карьеры. Каждый раз решая их заново, мы помимо своей воли оказываемся в состоянии гражданского выбора. От того, насколько ответственно журналисты относятся к мотивам собственных поступков, очень часто зависит их личный профессиональный престиж.
Один из наиболее верных способов проверить себя на предвзятость – вспомнить о тех, кому адресуешь свое произведение (пусть даже это будет информация в несколько строк). И не просто вспомнить, а представить себе людей, чья точка зрения может оказаться отличной от твоей. Заставить себя быть убедительным – первый и обязательный шаг на пути к гражданской журналистике.
Не следует забывать, что право работать без цензуры современное российское общество делегирует журналистам через свои выборные структуры и создаваемые ими законы (в том числе – “Закон о средствах массовой информации”). В силу одной только этой причины общество вправе ожидать от редакций (независимо от их учредительской принадлежности и форм собственности) не голословных сентенций, а аргументированной позиции. Сумма таких позиций, представленных разными информационными средствами, и есть одна из существенных составляющих общественного мнения. Оно никогда не бывает одноцветным, в нем непросто бывает по отдельности сосчитать плюсы и минусы, но в демократическом обществе именно средства массовой информации дают возможность увидеть общественное мнение в развернутом, открытом состоянии. Для чего это нужно? А вот как раз для того, чтобы быть свободными! Ибо “свобода воли (как считал Ф.Энгельс) означает… способность принимать решения со знанием дела”. И тут нам классику возразить нечего (хотите – попробуйте, но, опять же – не забывайте об аргументах).
Мы уже знаем: в каждой редакции живет свое представление о том, что считать качественно выполненной работой. Означает ли это, что объективных критериев оценки труда журналиста не существует? Если ограничить выработку таких критериев рамками творческой дискуссии между профессионалами, есть основания предполагать, что результатов не дождется никто. По счастью, работаем мы все же не для себя, а для людей. А они имеют привычку вслух оценивать все, что вокруг них происходит. Прислушайтесь внимательно и чутко к тому, о чем и как говорят люди – и вам многое станет ясно в выборе собственных творческих приоритетов.
Вот и еще тема для размышления: достаточно ли журналисту озвучить проблему, чтобы считать свое дело сделанным? С одной стороны, если до вас ее никто не заметил, - уже почет и уважение. А с другой?.. Как часто мы еще уподобляемся петуху, что, прокукарекав, отправляется досыпать на насест, ни мало не заботясь, станет ли кому светлее от его ритуального крика. Между тем, быть заметным, популярным, знать, что твое имя ищут на страницах свежего газетного номера или в титрах телепередачи, хочется всем (те, кто утверждает обратное, - как правило, лукавят). Природа любой творческой профессии такова – она требует признания. Но те, кому адресовано наше творчество, признают не намерения, а результаты.
Вы обнаружили, что огромное количество детей в детских домах не имеют возможность читать художественную литературу, потому что в их библиотеках почти не осталось книг. Посвященная этой теме страстная, но безадресная статья забудется к следующему выпуску газеты. Если же вы не бросите тему на полпути, если сумеете продолжить ее в следующем номере, и в последующем тоже, отследите всю причинно-следственную цепочку взволновавшего вас явления, найдете людей, способных решить проблему, меценатов, готовых оказать конкретную помощь тем, кого мы несправедливо забыли, если в результате вашего последовательного и кропотливого труда хоть в один детский дом когда-либо приедет машина с книгами, - считайте, что вы наконец-то поняли, в чем подлинный смысл профессии журналиста. Это не всегда так сложно, как кажется на первый взгляд, и не каждый раз будет выглядеть так эффектно. Но в любом случае, принимаясь за очередное задание, не забудьте спросить себя:
- кого еще, кроме меня, может заинтересовать намеченная тема? - кто может быть союзником и противником моих намерений? - какими могут быть последствия или результаты моих профессиональных действий?
Увы, со времен Гете, Пушкина и Салтыкова-Щедрина мир не стал проще, несмотря на утверждение неких гражданских истин в сознании большинства людей, в том числе и в России. Мы все еще напрягаемся от пустых политических деклараций, от неожиданных властных окриков, и даже от открытых проклятий и угроз. Современная система средств массовой информации подхватывает и несет по планете уже практически без каких-либо препятствий все, чем люди живут и дышат, очаровываются и ненавидят.
А в это время мы с вами пишем свои первые слова в газету, снимаем первые сюжеты. О чем они будут? Чьи проблемы разрешат? Кого защитят? Кому помогут? Кого обрадуют?
По нашему мнению, именно такими должны быть сегодня последние вопросы студента-журналиста в период его подготовки к профессиональному дебюту.
III. Отчет о практике и личный архив журналиста.
Отчет студента об учебной журналистской практике состоит из комплекта следующих документов.
1. Вырезки газетных публикаций, наклеенные на отдельных листах формата А4, с указанием издания и даты публикации. Для студентов, проходивших практику на радио или телевидении – распечатки информационных сообщений, сценарных планов, закадровых текстов. Отдельно – аудио- и видеокассеты с записями выполненных заданий. 2. Характеристика от куратора практики в редакции, на фирменном бланке или заверенная печатью. 3. Личный письменный отчет о практике с описанием структурной, управленческой и творческой составляющих модели издания или теле- радиоканала, с рассказом о системе обратной связи с аудиторией, о реакции на свои выступления, а также с критической оценкой итогов собственной творческой деятельности в течение шести недель практики.
…Любые итоги – предварительные, кроме самых последних. Отписавшись и отчитавшись за практику, не спешите засунуть свой рабочий блокнот в дальний ящик стола. Перелистайте его еще раз и озаботьтесь следующим вопросом: в состоянии ли вы по прошествии некоторого времени стопроцентно восстановить содержание своих записей? Если – да, поздравляем! Но что-то нам подсказывает, что на самом деле поздравлять придется немногих. А раз так – еще несколько советов “на дорожку”.
Работа наша – бумажная. Хоть мы и овладели Windows’ом, начинается все с почеркушек на отдельных листочках, с рваных записей в блокноте. Блокнот был и пока еще остается одним из главных рабочих инструментов журналиста. Роковой ошибкой было бы думать, что нужен он вам лишь на время выполнения задания. Если вы пришли в профессию не на два стажерских забега по редакционным коридорам, даже самый первый, “практикантский” блокнот еще много раз сослужит вам службу. Но лишь в том случае, если с первых рабочих записей вы приучите себя к следующим правилам:
- точно датируйте время записи, фиксируйте также место действия, безошибочно – имена и фамилии собеседников; - не пытайтесь дословно стенографировать разговор – все равно не получится, пусть записей будет меньше, но пусть они будут разборчивыми и о самом главном; - оставляйте в блокноте поля или место для дополнительных впечатлений о встречах и событиях, в которых вам пришлось участвовать: делать такие записи можно уже “постфактум”, не торопясь – со временем они вам еще не раз пригодятся.
Профессиональный опыт журналиста откладывается не только в памяти и анекдотах, но и в его личных архивах. Хорошо организованные и аккуратно заполненные рабочие блокноты – первое архивное слагаемое.
Рекомендуем, кроме этого, откладывать и вырезки всех своих публикаций, какими бы незначительными они вам ни казались, наклеивать их на отдельные листы (как для отчета) и архивировать в папки. Таким же способом следует поступать и с материалами своих коллег, пишущих на любезные вашему сердцу проблемы, где бы они ни были опубликованы. Уже после года такой непростой и кропотливой работы вы почувствуете первую отдачу – уверенность в своей теме. В дальнейшем – год от года, папка от папки, в вас будет расти и развиваться чувство обладания несметными сокровищами. А с ним, мы в этом абсолютно уверены, - и профессиональная репутация.
Рекомендуемая литература.
1. Актуальные проблемы журналистики: Мат-лы науч.-практ. конф. “Журналистика в 1996 году. Средства массовой информации в постсоветском обществе. Москва, 4-7 февр. 1997г.”. М., 1997. 2. Вальраф Г. Репортер обвиняет. М., 1988. 3. Воспоминания об Анатолии Аграновском. М., 1988. 4. Гиляровский В.А. Москва газетная/Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1989. Т. 3. 5. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 2000. 6. Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997. 7. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. 8. Информационное общество. Некоторые аспекты. СПб., 1999. 9. Журналистика в 1999 году. Тезисы науч.-практ. конф. М., 2000. 10. Журналистика в переходный период. М., 1997. 11. Журналист в поисках информации. М., 2000. 12. Журналистика и социология 97: Журналист: личность, должность, долг. СПб., 1998. 13. Журналистика и социология 98: Журналистика в условиях общественного кризиса. СПб., 1999. 14. Законодательство РФ о средствах массовой информации. М., 1996. 15. Как мы пишем. М., 1989. 16. Киш Э.Э Приключения на пяти континентах. М., 1985. 17. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 1996. 18. Копперуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998. 19. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. 20. Ламбет. Э.Б. Приверженность журналистскому долгу: Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 21. Ненашев М.Ф. Газета, читатель, время. М., 1886. 22. Профессиональная этика журналистов: Документы и справочные материалы. М., 1999. 23. Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999. 24. Российская периодика и социально уязвимые слои населения. М., 1997. 25. Салтыков-Щедрин М. За рубежом. М., 1989. 26. Сиберт Ф.С., Питерсон У.Ш.Т. Четыре теории прессы. М., 1998. 27. Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994. 28. Социология журналистики: Очерки методологии и практики. М., 1998. 29. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1998. 30. Средства массовой информации в современном мире. 1998. СПб., 1998. 31. Средства массовой информации в современном мире. 1999. СПб., 1999. 32. Средства массовой информации и выборы: Аналитический обзор. М., 1999. 33. Твен М. “Дары цивилизации”. М., 1985. 34. Уллмен Дж. Журналистские расследования: Современные методы и техника. М., 1998. 35. Хрестоматия по истории русской журналистики XIX века / Под ред. проф. А.В. Западова. М., 1969. 36. Чапек К. Как делается газета//Чапек К. Война с саламандрами. Мать. Рассказы. Юморески. М., 1976. С.545.