Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства (стр. 2 из 13)

Почему мы здесь на стороне Дмитрия и Ольги? Да, потому что те, кто "попробовал на вкус настоящей борьбы"***, просто так "воевать" бы не стали. Это наше внутреннее убеждение. А внутреннее убеждение вудей? Вот то основное, что решает судьбу "моральных" исков. Для того, чтобы вынести объективное решение, судьи должны понимать, кто же такие - авторы.

Сегодня многие авторы и исполнители даже не подозревают о том, что принципы авторского права, указанные В.П.Мозолиным, такие как свобода творчества, моральная заинтересованность автора в создании и использовании своего произведения теперь на практике сочетаются с принципом всемерной защиты прав и законных интересов авторов. По сообщению представителей РАО (Российского авторского общества), на территории России не было еще ни одного случая возмещения морального ущерба, связанного с нарушением личных неимущественных прав авторов и исполнителей. Поэтому свою дипломную работу я решила посвятить личным неимущественным правам, т.к. полагаю, что они до сих пор остаются одним из "белых пятен" российского законодательства в области авторского права и смежных прав.

=============

* Сергеев А.П. "Авторское право России". [Санкт-Петербург, издательство Санкт-петербургского университета, 1994. с.3].

** Из художественного фильма "Дом. который построил Свифт".

*** Владимир Высоцкий из песни "Книжные дети".

Глава 1. История законодательства в области личных неимущественных прав

"Закон постановлю на место вам и людям все права людей, по царской милости моей отдам из доброй воли".

[А. С. Пушкин "Сказки "]

Издавна в России авторами признавались летописцы, поэты, прозаики, художники, мастера прикладного искусства (вышивальщицы, ювелиры, мастера по дереву и т.д.). Исполнителями считались только артисты различных жанров. Однако юридического смысла в эти понятия вплоть до XIX в. никто не вкладывал.

История нашей страны знает несколько вариантов осуществления творческой деятельности.

Во-первых, существовали бродячие труппы, вольные рисовальщики, мастера, поэты и т.д., "правовое положение" которых подробно описано в "Бременских музыкантах" (и братьев Гримм, и популярном мультфильме). Это, в основном, были выходцы из городских ремесленных семей, скитающиеся по дорогам, зарабатывая на жизнь тем, что декламировали свои творения на ярмарках и площадях. Самая большая "милость" со стороны властей, на которую они могли рассчитывать - это не оказаться в тюрьме за бродяжничество.

Во-вторых, образовывались крепостные театры (например, Шереметьевых), куда из наиболее талантливых крестьян отбирали актеров, декораторов, мастеров и т.д. "Тупейные художники" были, соответственно, собственностью хозяина, и их судьба полностью от него зависела.

Третьим, наиболее "престижным" видом творческой деятельности, считались придворные театры, которые очень любила, к примеру, императрица Анна Иоановна.

Тут, уж, ни о какой правовой охране и говорить нельзя, т.к. все определял принцип "фаворитства".

В XVIII -XIX веках появились "цивилизованные" государственные учреждения, где авторы и исполнители могли работать более или менее независимо. Это. например. Первый русский Университет, который открыл Михаил Васильевич Ломоносов, императорские театры, такие как Большой, Мариинский. поставившие русскую науку и искусство на мировой уровень. Служащие академий и театров являлись наемными работниками и получали заработную плату за свой труд.

В то же время широкой популярностью стали пользоваться так называемые "салоны". Мода на них пошла из Франции. Они организовывались практически в каждом аристократическом доме и считались признаком хорошего тона. Собирались там. в основном, люди "света" и проводили литературные вечера, спектакли, концерты. Туда часто приглашались русские или зарубежные знаменитости (такой салон описан, к примеру, у А.С.Пушкина в "Египетских ночах").

Постепенно, с развитием капитализма, "искусству" стали посвящать свой досуг крупные магнаты (например, Савва Мамонтов). Они выделяли большие деньги на развитие культуры, материально поддерживали молодые и неудачливые таланты и организовывали свои частные театры и студии, куда в итоге стекалась вся творческая интеллигенция России.

* * *

Книгоиздательское дело в России до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Длительное время отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Общее законодательное разрешение на устройство частных или, как их тогда называли, "вольных" типографий во всех городах империи было дано только Указом Екатерины II от 15 января 1783 г., который в 1796 г. был отменен Павлом 1. Вновь открыть частные типографии разрешил Александр 1 в 1801 году.

Первым законом, регулирующим авторские отношения, был Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 года. Он содержал специальную главу под названием "О сочинителях и издателях книг" и приложение - Положение о правах сочинителей.

Специфической особенностью авторского права России было подвержение всех литературных и научных произведений жесткой цензуре. "Напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную" (параграф 17 Приложения). Участившиеся случаи мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство в 1830 г. принять новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которые прямо признали права сочинителей правом собственности.

Дальнейшее развитие отношений в сфере авторства в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 годах было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок охраны произведения после смерти автора увеличился с 35 до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного уставав Законы Гражданские [т.Х, ч.1 Свода законов Российской Империи] в виде приложения к ст.420, содержащей общую характеристику права собственности. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке специального закона в этой области. Однако только через 13 лет. 20 марта 191 1 г. было принято Положение об авторском праве. Этот акт был составлен на основе западноевропейского законодательства, с учетом этнических особенностей России. В Законе помещались специальные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения.

Этот акт сыграл положительную роль для России, например, законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права". Правда, до уравнивания в правах с авторами стран - участниц Бернской конвенции было еще далеко.

* * *

"Выйдем из этих отвратительных стен"...

[Из фильма, по сценарию Г.Горина и Э.Рязанова, режиссера-постановщика Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово"].

Октябрьская революция, естественно, отменила все предшествующее законодательство. При этом в Декрете ЦИК от 29 декабря 1917 г. популярно было объяснено, что произведения переходят "из области частной собственности в область общественную"... Куда и перешли произведения 23 русских писателей, умерших к этому времени. С появлением Декрета от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" уже все произведения, как опубликованные, так и нет, умерших и живых авторов могли стать достоянием РСФСР. Права наследников официально перестали признаваться с принятием Декрета СНК от 28 апреля 1918 г. "Об отмене наследования". Тем самым Нарквмпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. Хотя и оставались авторы, которым "повезло", и они сохранили все права по распоряжению своими произведениями.

* * *

"Выйдем ... и из этих отвратительных стен". [Из художественного фильма "О бедном гусаре замолвите слово"].

Более демократичными по отношению к авторам оказались принятые в 1928 г. Основы Авторского Права и Закон РСФСР об авторском праве. Они строились на трех базовых принципах, которые конкретизировала С.А.Чернышева в своей работе "Художественное творчество и закон".

1) Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества (разумеется, социалистического);

2) принцип договорного порядка использования произведений художественного творчества (в юридической литературе тридцатых годов отмечалось, что вознаграждения по договорам были ничтожными, но большинство авторов, не желая подвергать свои произведения риску национализации, не принимало мер к увеличению их размеров);

3) принцип всемерной охраны результатов художественного творчества и прав их создателей.

Приведенные положения восприняли Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., куда авторские права были включены в качестве самостоятельного раздела.

Как говорится, нет плохих и хороших, а есть - свои и чужие. С 20-х годов "не предавшие Родину" творческие люди начали объединяться в союзы по роду своей деятельности. Постепенно образовались Союз Писателей, Союз Кинематографистов, Союз Художников, Союз Архитекторов и т.д., где состоять стало почетно и престижно. До такой степени, что в глазах народа "полноценным творцом" можно было стать только в момент получения удостоверения члена союза.