Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства (стр. 9 из 13)

* * *

Только с познавательной точки зрения нас интересует, действительно ли тот Шекспир, которого мы знаем, является автором величайших за всю историю литературы пьес. или таинственный Некто воспользовался лицом (в прямом смысле этого слова) и именем популярного в то время актера. Люди при всем старании "Ромео и Джульетту" с именем другого автора уже не проассоциируют.

С 1994 г. один автор вел в журнале "N" рубрику под псевдонимом "Великий Дракон". Со временем этот журнал перестал существовать, но Великий Дракон - "не умер", а "перелетел" в другой - "С". Однако хозяин издательства N возмутился и подал в суд иск. содержанием которого было то. что якобы это он изобрел "Великого Дракона", и "С" нарушил его личные неимущественные права. Тогда суд потребовал от "чудовища" раскрыть свой псевдоним. Тот с удовольствием согласился и с улыбкой приложил к "подлиннику" документы бухгалтерской отчетности, в которых рядом с его фамилией в скобках был указан псевдоним. Благо, от бухгалтеров он свое имя не скрывал.

Наряду с непосредственными создателями произведений, правом на обозначение своего имени пользуются работодатели, по заданию которых действовал автор, а также изготовители аудиовизуального произведения и продюсеры. Все те, кто постоянно очень хотят, но зачастую не могут обнародовать произведения, которые по их прогнозам должны стать популярными и принести большую прибыль.

============

* Советский энциклопедический словарь. [Москва, "Советская энциклопедия". 1983].

г) право на защиту репутации автора и исполнителя

Какие бы ни были ощущения у творческого человека. они все остро запоминаются. и именно они являются фактами его жизни.

Редко можно встретить человека, не страдающего болезненным самолюбием или хотя бы какими-либо комплексами. Муки удваиваются при осознании того, что судьба всего созданного тобой зависит от мнения других людей. Большинству из нас, возможно, приходилось сталкиваться с такой "непреодолимой силой" как общественное мнение. И если "некоторые" предпочитают ее обходить стороной, то авторы и исполнители сознательно идут с ней на столкновение.

"Репутация - это приобретаемая кем-нибудь (чем-нибудь) общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь (чего-нибудь). Она бывает хорошая, плохая, подмоченная, запятнанная и т.д."*

Страны, подписавшие Бернскую конвенцию, призваны охранять авторские права на литературные, научные и художественные произведения, поскольку режим защиты авторских прав. выраженный в этом акте, пригоден для всех наций и способен обеспечить уважение прав личности.

Большое количество российских творческих и научных "светил" находятся за рубежом или работают на "заграницу", т.к. полагают, что там способность уважать развита лучше, чем на Родине. И пока мы не в состоянии остановить непрекращающуюся утечку "творческого и мыслительного потенциала", которому всегда было непросто реализоваться в России из-за вечного недостатка славы и денег. Хотя наша страна старается как-то поддержать и поощрить (наряду с ветеранами) выдающихся деятелей культуры и юные дарования, например, путем присуждения президентских и правительственных стипендий. Распространены также многочисленные государственные и частные конкурсы и фестивали с присуждением различных премий. К примеру. Издательский дом "КоммерсантЪ" проводит конкурс "Журналист месяца" (в апреле победительницей его стала Вероника Куцилло), а Генеральная Дирекция международных кинофестивалей "ИНТЕРФЕСТ" организовывает более 10 кинофестивалей.

* * *

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Если такие сведения опубликованы в средствах массовой информации, то они должны быть опровергнуты в том же издании на видном месте. Помимо этого, считающий себя оскорбленным вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных такими сведениями, если тот, кто их распространил, не докажет, что они соответствуют действительности.

Порядок опровержения в этих случаях может устанавливаться судом. Если виновный решение суда не выполнил, то суд вправе наложить на нарушителя штраф в размере и в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренные решением суда действия.

Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этих сведений, не соответствующими действительности.

В феврале 1996 г. в США начался один интересный процесс. Один молодой американский режиссер подал в суд иск к экспертной комиссии фестиваля по вручению премии "Оскар", которая признала его фильмы порнографическими, по поводу защиты своей авторской репутации. "Мне не надо громкой славы и золотых статуэток". - говорил режиссер, - но прокатом моих фильмов после такого заявления комиссии не хочет заниматься ни одна фирма! Актеры бояться работать со мной. Репутация мастера, снимающего порнографические фильмы не дает мне возможность работать. Я требую публичного признания во всех средствах массовой информации членами комиссии нетактичности этого высказывания в мой адрес. Тем более, что за подобной оценкой моих произведений ничего не стоит: члены комиссии просто таким образом "отмазались" от лишнего участника фестиваля".

* * *

"... но случился в деревне сеансом выдающийся гипнотизер".

[Александр Башлачев. "Баллада"].

Как известно, некоторые личности обладают способностями, не подвластными "уму-разуму" обыкновенного человека. Среди них можно выделить группу лиц, наделенных нетрадиционными качествами, такими как ясновидение, телекинез, телепатия, гипноз, суггестия, биолокация и т.п., короче - биоэнергетиков. Специалистов по авторским и смежным правам интересуют те из них, кто дает "сеансы" на телевидении, радио, концертных площадках.

В 1988 г. в суд с иском о защите чести и достоинства обратился один экстрасенс в связи с тем. что его назвали в публикации "аферистом", демонстрирующим "обычное надувательство легковерных". По этому делу в качестве свидетелей выступило несколько ученых, среди которых два члена Академии наук СССР. которые пояснили, что телекинез не объясняется ловкостью рук. Суд, конечно, не устанавливал, является истец экстрасенсом или нет, но пришел к выводу, что сделанное журналистом высказывание не соответствует действительности и не подтверждается никакими доказательствами. Иск был удовлетворен.

Сегодня судам значительно труднее разрешать подобные дела. Еще десять лет назад не было такого огромного потока объявлений типа: "приворожу". В старину же за это вообще сжигали. Но цивилизация идет по пути "мирного урегулирования всех процессов", и правовая наука предполагает разработку мер по изучению правового статуса субъектов биоэнергетического воздействия.

Принятые в 1992 г. в РФ Основы законодательства о культуре провозгласили, что каждый гражданин волен заниматься творческой деятельностью как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан.

Исключение составляют случаи, когда такая деятельность "ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной нетерпимости, порнографии".** Иных оснований ограничения культурной деятельности не предусмотрено. Следовательно, "психотерапевты", как и все другие исполнители, имеют право защищать свое исполнение от всякого посягательства, способного нанести ущерб их чести и достоинству. Запрет какойлибо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства, а в ЗоАПе не содержится указаний на какиелибо ограничения в выборе содержания программы исполнителя.

* * *

Как создатель произведения, автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата, он предпочитает, чтобы его произведение использовалось именно в том виде, в котором он посчитал достойным представить его обществу.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. То есть, за каждый "поворота гробу" умершего менее 50 лет назад можно "хорошо заплатить".

=======

* Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Москва, "Русский язык", 1991].

** Ст.Ю Основ законодательства о культуре 1992 г.

4. Связь личных неимущественных с ИМУЩЕСТВЕННЫМИ правами

"...а деньги, что ж - это те же гвозди, и также тянутся к нашим рукам» .

[А.Башлачев].

Самой распространенной и в тоже время наиболее спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные.

Гражданское законодательство охраняет исключительные права граждан на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Ст. 15 ЗоАПа наделяет автора исключительным правом использовать свое произведение в любой форме и любым способом - имущественными правами. Тем самым автор может осуществлять следующие действия: право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир. сообщение для всеобщего сведения по кабелю, перевод и переработку результатов своего творчества.

* * *