Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства (стр. 3 из 13)

21 февраля 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О внесении изменений и дополнений в Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и Союзных Республик", которым закрепил правило о выплате гонорара авторам переводимых произведений. До этого переводчик за изданные им работы гонорара вообще не получал. 1 марта 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были внесены изменения в 464 статью Гражданского Кодекса СССР. на которую ссылается в С.А.Чернышева в работе

"Художественное творчество и закон". Здесь специально была оговорена возможность иного порядка использования произведений художественного творчества. Данный вопрос подробно освещен в диссертации В.К.Глоба "Внедоговорное использование произведений", в которой говорится о широкой практике внедоговорного использования результатов творческой деятельности.

Подлинно новаторским нормативным актом в области авторского права явились Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

В разделе 4 "Авторское право" было подчеркнуто, что "авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено".

Положения Основ впоследствии конкретизировали и расширили нормы ЗоАПа. СССР (затем, Россия как его правопреемница) заключил ряд международных соглашений по авторскому праву. Например, В 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, в связи с чем было впервые закреплено право автора на перевод. Действуют двусторонние договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Мальгашской республикой, Польшей, Швецией. Чехословакией (сейчас фактически два соглашения - со Словакией и с Чехией). А всего-то только с 1897 г. (заседания Государственного Совета) наметилось присоединение России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Новый Гражданский Кодекс вместо определения "результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме", вновь перенял понятие, закрепленное в Бернской конвенции - "интеллектуальная собственность", которое впервые, после Основ 1928 г., было использовано в Законе о собственности СССР от 24 декабря 1990 г. В этом Законе, в ст.1 говорилось, что авторским правом регулируются отношения по созданию ииспользованию объектов интеллектуальной собственности А затем - закреплено в ст.44 ("... Интеллектуальная собственность охраняется законом") Конституции РФ 1993 г. В ст. 128 ГК РФ говориться, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и другие нематериальные блага.

Нормы Гражданского Кодекса, ЗоАПа и некоторых других нормативных актов в области авторского права нуждаются в особом подробном толковании.

Екатерина Ананьева, юрист, заместитель начальника Договорно-правового управления РАО:

"Дело в том. что раньше действующих в нашей с вами стране документов по охране авторского права и смежных прав было слишком мало. теперь же - слишком большое количество. В их многообразии теряются некоторые рациональные идеи, которые еще будут претворены в жизнь".

Даже юристы зачастую опускают руки при попытках привести создание и применение творческих проектов в соответствие с нормами права. Большинство авторов еще, мягко скажем, не очень квалифицировано в правовых вопросах, и, естественно, нуждаются в компетентных представителях. Тем более, что о каком бы виде творчества мы не говорили, первое, что приходит на ум - это скандалы, конфликты, споры, сплетни и т.д., связанные с "загадочным миром искусства".

История развития законодательства в области творческой деятельности в России по настоящему еще только начинается. Закон "Об авторском праве и смежных правах " явился основой для создания в этой сфере других нормативных актов, конкретизирующих отдельные правовые положения.

ЗоАП сегодня действует в редакции от 19 июля 1995 г., с 23 сентября 1993 г.. принят Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Президент РФ издал ряд Указов в области авторского права и смежных прав: "О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав" от 7 октября 1993 г., "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". 25 марта 1994 г. вышло Распоряжение Президента РФ "Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду международных конвенций в области охраны авторских прав". Правительство РФ 6 мая 1994 г. приняло два Постановления: "О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных музыкальных и художественных произведений" и "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений непромышленных образцов".

Россия признала действие "Международной конвенции об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" 1961 г., "Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" 1971 г., а также "Многосторонней конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения" 1979 г. Сегодня на территории России, как и ранее, охраняются права зарубежных авторов фонограмм литературных и художественных произведений, впервые опубликованных после 1971 года.

Таким образом гражданское право выполняет функции признания авторства на творческие результаты, установления их правового режима, отношений по организации (на договорной основе), создания, передачи и использования новых достижений в области научно - технического, художественного и иного творчества, а также материального и морального стимулирования защиты прав авторов и исполнителей.

Глава II. Личные неимущественые права

1. Понятие личных неимущественных прав

"Вознаграждение и возмещение вреда не противоречат моральным принципам общества".

[Маляина М.Н. "Правовой взгляд на проявления нетрадиционных способностей (качеств) человека".]

"Все люди - одна семья, и варварам в ней - не место". - решила Генеральная Ассамблея ООН. И чтобы совесть человека не возмущалась, 10 декабря 1948 года она провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, "принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...".

В российском законодательстве ст. 18 ГК наделяет граждан возможностью "иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности", а также обладать имущественными и личными неимущественными правами.

Ценность личных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе и гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и качество самого общества в целом. "Международная арена" это признает. О чем свидетельствует следующий случай.

В ущемлении авторских прав на международном уровне весной 1995 года были обвинены студенты московского ГИТИСа [ныне - РАТИ (Российской академии театрального искусства)]. На режиссерско-актерском факультете академии в мастерской Леонида Хейфеца поставили спектакль по известному мюзиклу Эндрю Ллойда Веббера "ТНЕ САТS". Труппа ГИТИСа покорила московскую аудиторию, и студентов пригласили на театральный фестиваль в Эдинбурге. К поездке было почти все готово... Но посольство Великобритании отказало в визах буквально в последний день. В качестве аргумента представителям ГИТИСа была предъявлена бумага за подписью самого Эндрю Ллойда Веббера. "Послание", впрочем, носило характер незлобивый, скорее рекомендательный. То есть, неча, мол, со своими скромными силами лезть в калашный, так сказать, ряд. Хотя, возможно, у вас, ребятки, есть деньги, чтобы уладить все вопросы, по которым можно обратиться к адвокатам г-на Веббера. Координаты были указаны тут же.

При создании спектакля ГИТИ Совская труппа меньше всего думала о том, чтобы хоть как-то ущемить авторские права и интересы господина Веббера. Эдинбургский фестиваль, вне сомнения, неплохо прошел и без московских студентов. Но что же так задело английскую сторону? Возможно, смысл "оказания такой чести" - "не подумайте, что каждому - можно". Так как в другой раз - нарушить авторские права может "рыба покрупней".

Личные неимущественные права принадлежат во всех случаях непосредственному создателю произведения. Они неотделимы от автора и не могут передаваться другим лицам. Даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Пока, конечно, автор жив. В ч.1 ст. 150 ГК говорится о том, что достоинство личности, честь и доброе имя, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. А в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе - наследниками правообладателя.

Личные неимущественные отношения бывают двух видов: связанные с имущественными отношениями и не связанные с ними. Не связанные с имущественными - представляют собой правовые отношения между субъектами по поводу личных неимущественных благ ["благо" - то. что заключает в себе определенный положительный смысл*].

Личные неимущественные права - это субъективные права граждан (а иногда - организаций), возникающие в связи с регулированием нормами права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными и не имеющих экономического содержания.