Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства (стр. 1 из 13)

Личные неимущественные права авторов и исполнителей произведений науки, литературы и искусства

Дипломная работа студентки пятого курса пятой группы дневного факультета Поляковой Юлии Валерьевны

Московская Государственная Юридическая Академия

Кафедра гражданского права

Москва, 1996 год

Введение

"Вот опять линяет краска. и под ней спадает маска. а под ней еще одна, а под ней еще. еще, еще ... одна ".

[Художественный фильм "Дом. который построил Свифт " режиссера-постановщика Марка Захарова по сценарию Григория Горина].

Многие десятилетия в нашей стране существовал примат интересов государства перед правами человека. Сегодня, в период предвыборной компании, проблема защиты прав каждой отдельной личности является актуальной, но, увы, трудновыполнимой. Благодаря "снятию железного занавеса" российские юристы получили возможность всемерно ознакомиться с зарубежным законодательством и оценить те нормы авторского права и смежных прав, целесообразность введения которых оправдана опытом передовых стран.

9 июля 1993 г. был принят Закон РФ об авторском праве и смежных правах, вступивший в силу с момента его официального опубликования - 3 августа 1993 г. Этот акт перевернул всю систему правового регулирования отношений в области авторского права и законодательно оформил смежные права. Впервые за многие годы люди. занимающиеся творческой деятельностью, смогли "свободно вздохнуть" и получить возможность реально защищать права, приобретаемые в результате факта создания произведений литературы, науки и искусства путем своего интеллектуального труда. Произведения неотделимы от их авторов, и поэтому "права последних носят личный и исключительный характер"*.

ЗоАП выделяет статью 15, специально посвященную личным неимущественным правам. Это:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв:

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

К сожалению, сейчас в России, в связи с тяжелой экономической ситуацией, далеко не любая профессиональная деятельность может обеспечить даже прожиточный минимум. Для того. чтобы прокормить свою семью, ученые, артисты, писатели вынуждены заниматься мало интересующими их делами, даже - "челночеством". Режиссеры, например, вместо того. чтобы заставлять людей плакать от "Горя от ума", вынуждены снимать рекламные ролики.

Даже в "некоммерческом" произведении далеко не каждый автор может выразить то, что думает на самом деле. Истина - "одному Богу известна", а человек блуждает по лабиринтам собственных мироощущений, изменяя свои воззрения в зависимости от погоды. Благо, внутренний процесс создания произведения авторским правом не защищается. Иначе судьями должны были бы быть выпускники философских факультетов и духовных семинарий. Так что определять степень душевных "схваток" при "родах", допустим, поэмы, оставим историкам и биографам. Нас интересуют ситуации, связанные с результатом творчества - произведением литературы, науки или искусства. Тем самым, который "не вырубишь топором".., но ножичком вырежешь - запросто. "Потертые" творцы уже могут в случае надобности изобразить "то, что нужно". Трудновато начинающим "икарам", которые еще не в курcе, что все мы носим за пазухой по паре садовых ножниц для подравнивания крыльев. Одно только может утешить человечество от погрязания в духовном болоте - законодательство.

Как российские, так и зарубежные авторы могут теперь в нашей стране на мировом уровне защитить свои авторские и смежные права. Россия является участницей многих международных актов, в частности, Всемирной конвенции об авторском праве (пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г.). США стали инициатором переговоров с Россией по поводу присоединения к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1896 г. (с последними изменениями и дополнениями в Париже на 24 июля 1971 г.), которую Россия до сих пор не подписала.

* * *

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Почему-то не верится тем, кто говорит: "Я творю, потому что я творю, и ничего мне за это не надо". Однако не стоит верить и утверждениям кого-либо, что деньги для него - самое главное в жизни. Степень нуждаемости, на мой взгляд, определяют наши душевные муки и чувство собственного достоинства. В книге Жан-Поль Сартра "За закрытыми дверями" Коридорный в Аду уже знает заранее, что перво-наперво произойдет с новоприбывшим: в нем проснется чувство собственного достоинства. Все герои произносят одни и те же фразы, независимо от того, кем были и что делали на Земле: "Где моя зубная щетка, где мое полотенце!?" На что Коридорный отвечает: "Они вам здесь не понадобятся". Это подтверждает, что деньги и любое другое имущество с собой в могилу не возьмешь. А неимущественные права, доказывает Бернская конвенция - неотделимое свойство бессмертной души: ч.2 ст.б Ь15 этой Конвенции так и называется - "После смерти автора".

Личные неимущественные права, признанные за авторами в соответствии с этим актом сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в котором истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых в момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему, не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех его личных неимущественных прав, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силу после смерти их обладателя.

* * *

"Все расписано на небесах, - говорит Джонатан Свифт, - что же остается человеку? - Подробности"...**

1 апреля 1996 года два тележурналиста - Дмитрий Баранов и Ольга Коробова предъявили иск в Кунцевский межмуниципальный суд г.Москвы к Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Они потребовали от ответчиков компенсацию за нарушение авторских прав в размере 5 тысяч минимальных заработных плат (на то время эта сумма составляла 316 миллионов 250 тысяч рублей), а также возмещения морального вреда в размере 10 миллионов каждому. [До сих пор в РАО не было случаев возмещения моральных исков]. Основанием для предъявления иска стали действия телекомпании, которая без согласия авторов сократила отснятый ими фильм о ситуации в Чечне, заменила его название и выпустила в эфир 31 января 1996 года по первому каналу Останкино. Кроме этого, без согласия Баранова и Коробовой были использованы материалы другого видеофильма, отснятого ими в 1993 году. Истцы считают, что по отношению к ним телекомпания "Мир" применила политическую цензуру,

Ст.29 п.5 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". а выпушенный в искаженном варианте фильм был снабжен без их согласия комментариями руководителя телекомпании Гадильбека Шалахметова. Отзыв на иск был следующий.

"Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", заключенного главами государств СНГ в Ашхабаде 24 декабря 1993 года. В соответствии со ст.З указанного Соглашения "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом от административного и судебного вмешательства и исполнительных действий".

Соглашение ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 3 августа 1995 года М124-ФЗ и, следовательно, является частью законодательства России. Как установлено в п.4 статьи 15 Конституции РФ "...международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом, данное дело не подсудно народному суду и может быть решено исключительно путем переговоров между сторонами. Одновременно сообщаем, что Баранов Д.Б. и Коробова О.В. участвовали в подготовке телевизионной передачи о Чеченской республике в качестве работников МТРК "Мир" (Баранов принят на работу с 01.09.94, приказ М165-К. Коробова принята на работу также с 01.09.94. приказ М164-К) и, как они сами признают в исковом заявлении, по заданию МТРК "Мир". То есть. в силу п.2 статьи 14 Закона об авторском праве и смежных правах исключительные права на использование этого произведения принадлежат МТРК "Мир". Председатель - Г.М.Шалахметов".

Разбирательство: кто на кого работал - область трудовых отношений. Личных неимущественных прав оно не касается. А как звучит приведенная статья Соглашения? - "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом...". Так что Дмитрий и Ольга, независимо ни от чего (к примеру, сотрудники ли они МТРК "Мир" или нет), спокойно могут продолжать требовать возмещение морального вреда... При этом, увеличив сумму иска за моральный ущерб на размер материального. К тому же они могут обратить взыскание на физических лиц (благо, кто есть црш - известно). Кстати, пусть будущие соответчики не удивляются, если встретят в суде, помимо Баранова и Коробовой, еще и представителей оскорбленного чеченского народа и Вооруженных сил России, которые с удовольствием выступят соистцами. Хотя бы потому, что нуждаются в деньгах. Так что, "Миру" - мир, но только путем признания иска.