Смекни!
smekni.com

Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства (стр. 6 из 13)

С подписанием 9 сентября 1886 года Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений - стало легче: ст.2 (3) Бернской Конвенции предусмотрела, что переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

Однако, конфликты между переводчиками и авторами оригиналов возникают до сих пор. Например, один Сотрудник московского издательства OLMA-PRESS жаловался, что "на сегодня наиболее уязвимая позиция в соблюдении авторских прав в нашем книгоиздании - это перевод. Переводы, как правило, осуществляются по принципу "кто не успел - тот опоздал. Публике ведь в основном не задумывается: покупает она легальный перевод или нет. А первоначальные авторы все претензии предъявляют нам".

В любом случае права переводчика (или автора любого другого зависимого произведения) возникают, как и у других авторов, в момент создания произведения. Издатели энциклопедий, сборников научных трудов, периодических изданий и других сложных, составных произведений, говорит закон, являются их полноправными авторами. Единственное, должны оставаться в целости и сохранности исключительные права авторов произведений, которые входят в сборник.

* * *

Иностранные граждане и лица без гражданства могут не бояться "плевков в лицо". 24 июля 1971 года в Париже была пересмотрена Всемирная Конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве в 1952 году. На территории России она действует с 27 мая 1973 года.

В соответствии с этим международно-правовым актом, выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося Государства пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Для целей настоящей Конвенции любое Договаривающееся Государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на территории этого Государства.

Так что, если у студента подготовительного факультета Университета имени Патрисса Лумумбы - гражданина племени "Мумба-Юмба" украли заветный папирус с поэмой собственного сочинения и опубликовали ее в "Московском Комсомольце", он сможет защитить свои личные права. Если наша Родина, конечно, захочет.

* * *

Любили Илья Ильф и Евгений Петров засиживаться по вечерам в редакции газеты "Гудок". Постепенно, как пишет Евгений Симонов, зрела в них "потребность попробовать свои силы в большой литературе". И стали они - соавторами.

Соавторство - это авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежащее соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство может быть раздельным - при нем любой из соавторов может указать, какая конкретно часть произведения им создана, и вправе использовать ее по своему усмотрению. Например, создателями художественного фильма являются сценарист и режиссер-постановщик. Или неделимым - здесь каждый соавтор вкладывает свое творчество в произведение целиком. Например, после того. как несколько соавторов скомпонуют собранный ими материал в единую статью - разобрать кто, что и где написал, боюсь, не смогут даже эксперты РАО.

* * *

Очень многие произведения создаются авторами при выполнении своего служебного задания. Такие произведения могут появляться только в рамках трудового договора. Такие произведения называются "служебными" и находятся в особом правовом режиме. Здесь автор получает не авторское вознаграждение за творческий результат, а заработную плату за сам процесс труда. Если лицо не состоит с организацией в трудовых отношениях, то созданное им для этой организации произведение не может в принципе считаться служебным.

Процентов 50 сегодняшних зарубежных "светил" и "звезд" при ближайшем рассмотрении оказываются выходцами из стран бывшего СССР. Наши работодатели ломают голову над тем. как удержать "дары нашей природы" в России. Зачастую, не спасают даже деньги.

3. виды личных неимущественных прав

а) право авторства

"Полеты - это. конечно, очень хорошо. но одним полетом сыт не будешm/ Не забывай, что ты летаешь ради того. чтобы жить".

[Ричард Бах. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон "].

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Она, как отмечает Н.В.Зернин, "отличается интеллектуальным характером (интуитивное и рассудочное в творчестве дополняют друг друга)".* Для творческой деятельности характерны три основных признака:

1. сознательный, интеллектуальный характер произведения;

2. новизна созданного произведения:

3. индивидуальность.

Сознательный, интеллектуальный характер проявляется в том, что созданию произведения предшествует замысел, который формируется у творческого работника в сознании, представлении. Следовательно произведение - результат идеальный.

Охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Все части произведения (кадры, строфы, строчки и т.д.) также охраняются авторским правом. Элементы произведения (художественные образы, диалоги, язык, схемы построения, идеи. темы, факты и т.д.) защищаются авторским правом в той форме, в какой они выражены в произведении, а не сами по себе. Например, если в художественной прозе присутствует какая-либо философская идея. то она охраняется лишь в том объеме, в котором она использована в статье.

Ст.2 (1) Бернской конвенции:

"Термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены"...

Наука признает правом авторства юридически обеспеченную способность лица считаться автором произведения и вытекающую оттуда возможность этого лица требовать признания данного факта другими. Право авторства принадлежит только действительному создателю произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству.

Из права авторства вытекают все другие имущественные и неимущественные права, связанные с произведением. Для признания лица автором не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия. От него нельзя отказаться.

* * *

Один из самых громких скандалов в области авторского права с участием российских современных авторов произошел с художником Георгием Пузенковым. уже пятый год постоянно проживающим в Кельне.

Он применил цитирование, изобразив в одной из своих картин силуэт девушки в костюме Евы, позой, бликами и тенями копировавшую модель одной из работ известного фотографа Хельмута Ньютона, знаменитого благодаря сериям художественных снимков обнаженных натурщиц. Названа работа Пузенкова весьма иронично - "Power of Blue".

На беду, именно эта картина была выставлена на Венецианском бьеннале и попалась на глаза метру фотографии. Ньютон возмутился, посчитав, что перед ним - дело рук злостного плагиатора. Хотя в картине Пузенкова плагиат не очень явный: при написании силуэта девушки художник использовал другие цвета красок (мертвенно-сиреневый и черный), а "все самое интересное" закрыл желтым квадратом. Художник рассчитывал, что открытое цитирование польстит автору оригинала, т.к. это - верный признак признания художественного авторитета международного значения. Однако метр "на мировую" не пошел, недвусмысленно намекнув адвокатам Пузенкова, что цитировать можно все, но при условии соответствующих отчислений автору.

На первом этапе мгновенно последовавшего судебного разбирательства Земельный суд в Гамбурге удовлетворил иск Ньютона, запретив Пузенкову выставлять картину и распространять ее репродукции. Те не менее, Пузенков продал картину за крайне высокую цену - 16 тысяч DM, одновременно с этим подав в суд апелляцию. Рассказывает Георгий Пузенков:

"Я выиграл у Ньютона этот процесс. Я подал апелляцию в Высший суд в Гамбурге. и этот суд признал мою правоту. Все абсурдные претензии с меня сняты. После первого суда мне было запрещено выставлять эту работу, в противном случае - грозили штрафами и чуть ли не тюрьмой. Теперь сам Ньютон оплачивает все судебные издержки и адвокатов. Можно было бы подать еще и иски о возмещении морального ущерба, но это была бы отдельная история. Абсурд ситуации, с моей точки зрения, в том, что картина, объект, сделанный руками. - совсем иная область восприятия, чем фотография. Когда в художественном произведении используется цитата, она применяется как камень, как инструмент для строительства, а здание выходит совсем другое. Вообще, учитывая громкость всемирной славы Ньютона, мало кто ждал, что суд займет сторону художника-эмигранта из России".

* * *

"Я приучил себя к мысли, что в жизни справедливой награды и справедливого возмездия можно искать с таким же успехом, как алмазный венец в помойной яме."

[Курт Воннегут "Порожденье тьмы ночной"].

Авторские права всегда при вас, и предъявлять их не надо. Хотя быть признанным автором произведения зачастую непросто. Возможные нарушения здесь могут состоять в присвоении чужого авторства (плагиат), в отрицании авторства настоящего создателя произведения (полностью или частично), а также в предписывании авторства лицу, которое в действительности таковым не является.