Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Особенности культурологии (стр. 124 из 128)

491

Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира //Вопросы философии. 1983. № 7.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Дегуманизация искусства //Ортега-иГассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Функции художественной деятельности. М., 1985.

Литература к теме 8

Арсеньев В. Ф. Звери. Боги. Люди. М., 1991.

Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.

Вебер М. Наука как призвание и профессия //Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа //Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М, 1990.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Мень А. История религии: В 7 т. Т. 1. М., 1991.

Раджабов У. А. От мифов к современным космологическим концепциям //Философские науки. 1991. № 7.

Тэнасе Э. Культура и религия. М., 1989.

Чайковский Ю. В. Познавательные модели, плюрализм и выживание //Путь.

1992. № 1.

Литература к теме 9

Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., 1995.

Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М., 1998.

Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. 1989. № 2.

Исаченко И. И., Кочетков Г. Б., Могилевская И. М. Наука и техника против человека. М., 1985.

Методология и социология техники. Новосибирск, 1990.

Миронов В. Б. Техника и человек. М., 1988.

Мэмфорд Л. «Техника и природа человека» в кн. «Новая технократическая волна на Западе». М.: Прогресс, 1986.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике //Вопросы философии. 1993. № 10.

Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Контакт-Альфа, 1995. Раздел IV. Гл.

11, 12, 13.

Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1986.

492

Философия техники в ФРГ. М., 1989.

Философия техники. История и современность. Отв. ред. В. М. Розин. РАН, Ин-т философии. М., 1997.

Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. Век XX. Антология. М., 1995.

Литература к теме 10

Алаев Л. Б., Ерасов Б. С. Формация или цивилизация? // Восток. 1990. № 6.

Амелина Е. Понятие "цивилизация" вчера и сегодня //Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Бердяев Н.А. Письмо тринадцатое. О культуре //Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. М., 1992.

Брэдбери Р. И грянул гром // Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле. М., 1987.

Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? //Вопросы философии. 1991. № 3.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Лем Ст. Сумма технологий. М., 1968.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994.

Темы рефератов

1. Культурология как интегративное знание.

2. Социальные и теоретические предпосылки культурологического знания.

3. Антропология как общая система наук о человеке.

4. Концепция культуры Э. Б. Тайлора.

5. Функционализм как направление культурологической мысли.

6. «Рациовитализм» X. Ортеги-и-Гассета.

7. Концепция культуры З.Фрейда.

8. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

9. Культура и личность.

10. Традиция и новация в культуре.

11. Культура и цивилизация (могут быть рассмотрены концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского и др.).

12. Проблема генезиса культуры.

13. Миф как явление культуры.

14. Теория мифа А. Ф.Лосева.

15. Рефлексия как импульс к возникновению культуры (по П.Тейяру де Шардену).

16. Игровая концепция культуры.

17. К. Г. Юнг об архетипах культуры.

18. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.

19. Э.Б.Тайлор о первобытной культуре.

20. Концепция «ноосферы» В. И. Вернадского.

21. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.

22. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

23. Проблема социокультурной динамики и синергетика.

24. История мировой культуры или круговорот «локальных цивилизаций»?

25. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.

26. Проблема историко-культурной типологии.

27. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.

494

28. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.

29. Россия в системе Восток — Запад: противостояние или диалог культур?

30. Мифы древности и их значение для современности.

31. Массовая и элитарная культура.

32. Молодежная субкультура.

33. Культура как текст.

34. Символ в искусстве: знак и образ.

35. Символика цвета в различных культурах.

36. Символический язык сакральных текстов.

37. Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.

38. Концепция Н.Рериха «Мир через культуру».

39. Научный и художественный взгляды на мир.

40. Гений в искусстве и науке.

41. Религия и наука в контексте культуры.

42. Техника как социокультурное явление.

43. Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей.

44. Искусство и религия.

45. Составляющие профессиональной культуры.

Краткий терминологический словарь

Абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение) — направление в искусстве XX века, творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В.В.Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (ранний В. Кандинский) и создание геометрических абстракций (П. Сезанн, кубисты, О. Розанова, Л.Попова, К.Малевич и др.).

Аккультурация (англ., от лат. — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Алфавит — один из видов письменности, способ передачи информации с помощью знаков — букв, каждая буква может обозначать один и более звуков.

Альтернативные культуры — подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказываются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие жилищные общины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе.

Анимизм (от лат. anima — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления

496

природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом — душой. Термин «анимизм» впервые был употреблен немецким химиком и физиологом Г. Э. Шталем (1600 — 1734); в научный оборот введен английским антропологом Э.Б.Тайлором (1832 — 1917), который считал, что анимизм — минимум любой религии.

Античность (от лат. anticus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значениии — культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропология культурная — научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф.Боас. В отличие от антропологии социальной, для нее характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. А. к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры, механизмы ее передачи от поколения к поколению. Задача А. к. — построить теорию человека как творца и носителя культуры, требует учитывать изменчивость его сущности в конкретно-историческом многообразии культур, стремится в анализе человека опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.

Антропология социальная — исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX—XX вв. в основном в Англии и Франции под влиянием идей У.Риверса, А.Р.Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского. В западной литературе считается, что антропология социальная отличается от этнографии и этнологии большей теоретичностью, а также тем, что не ограничивается описанием фактов. В то же время антропология социальная отличается и от социологии тем, что главной своей задачей считает понимание общества как целостности. Во второй половине XX века происходит сращивание социальной и культурной антропологии в рамках общей социокультурной антропологии.

Архетип (греч. — начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К. Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного, воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

497

Артефакт (лат. — искусственно + сделанный) — процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе его исследования.