Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Особенности культурологии (стр. 125 из 128)

Библия (от греч. biblia — книги) — священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода — с XIII в. до н.э. по II в. н.э. Библия состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как Священное писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) — только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». Наукой доказано, что в Библии нашли отражение социальные условия жизни древних людей, их культ, художественное творчество, нормы нравственности, религиознофилософские и этические принципы. Как литературный памятник древней письменности, Библия включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания, народные песни, эротическую лирику, фрагменты героического эпоса и т.п. Многие разделы Библии относятся к шедеврам мировой литературы («Песнь песней Соломона», «Книга Екклезиаста», «Книга плач Иеремии», «Откровение Святого Иоанна Богослова» и др.). Многие образные выражения из Библии стали неотъемлемой частью языка культуры: «манна небесная», «нести свой крест», «соль земли», «Содом и Гоморра» и др. На библейские сюжеты написано огромное количество художественных произведений.

Буддизм — одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI — V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в ЮгоВосточной и Центральной Азии. В центре буддизма — «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина — в неудовлетворенных желаниях, избавление от страдания — отказаться от желаний, это возможно, если пройти определенный путь. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа, а личность (след., и душа) признается иллюзией.

Возрождение (Ренессанс) — период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV — XVI вв., в других странах конец XV — начало XVII вв.), переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращенное к культурному наследию античности, как бы его «возрождение» (отсюда название). Творчество мыслителей и художников Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Американский социолог русского происхождения

П.Сорокин (1889 — 1968) считал, что ценностные установки данной эпохи

498

определяются гармоничным мироощущением, сочетающим чувственное и

идеациональное начала.

Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Гармония — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Генезис — происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах, предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в число Г. п. С. также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т. д.

Гуманизм (лат. — человеческий, человечный, образованный) — прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношения между людьми.

499

Герменевтика (греч. — истолковательное искусство) — традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, напр., Гомера, Библии и др.). В эпоху Возрождения Г. выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной культуры. Философская Г., следуя этим традициям, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием, тем самым подчеркивается возможность реконструированием «жизненного мира» (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.

Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень.

Динамика социокультурная — изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Диффузия культурная — распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.

Детерминизм культурный — философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, образов). В семиотике различается три вида знаков: знакикопии или «иконические» (по принципу подобия: отпечаток пальца, фотография),

знаки-индексы или знаки-признаки (в которых фиксируются причинноследственные отношения: «если... то...», например все народные приметы), знакисимволы или неразвернутые знаки, в которых присутствует смысл, содержание, образ (например, количество куполов православной церкви, символика цвета, символика жестов и т.д.).

Золотое сечение ("правило золотого деления") — геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякое тело, вещь, геометрическая фигура, отношение частей которых соответствует такому делению, отличаются строгой про- 500

порциональностью, производят наиболее благоприятное визуальное

впечатление. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Игра — форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга, Д.Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

Идеал (греч. — идея, понятие, представление) — совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

Идеализация — отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства.

Идеальный тип — теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М. Вебером для анализа социокультурной реальности; она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер несовпадений реальных и идеальных типов.

Инкультурация — процесс освоения человеком — членом конкретного общества — основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Инновация культурная (лат. — возобновлять, обновлять, изменять) — впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.