Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в начальной школе (стр. 11 из 18)

Вторая стадия, по О.И.Никифоровой, - это понимание идейного содержания произведения. На этой стадии ведущим, как она считает, является мышление, «но поскольку оно оперирует с тем что было эмоционально пережито, оно не убивает эмоциональности восприятия произведения, а её углубляет.

Третья стадия восприятия литературы - влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведения»(33,8).

О.И.Никифорова различает также следующие стороны в процессе восприятия: непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и их переживаний), понимание идейного содержания, эстетические оценки и влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений.

«Все эти стороны взаимосвязаны, но в то же время их механизмы отличаются друг от друга»(33,6). Поэтому автор видит необходимость в отдельном рассмотрении каждого из этих процессов.

О.И.Никифорова выделила три основные стороны проблемы непосредственного восприятия художественной литературы: роль представлений в непосредственном восприятии литературного произведения, основные особенности процесса восприятия литературного произведения и механизм непосредственного восприятия литературного произведения.

Вопрос о роли представлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От его решения зависит, как верно считает О.И.Никифорова, нужно или нет обучать читателей умению правильно представить себе образы произведения. В данной книге подчеркнуто: «большая часть действительно субъективных, не соответствующих тексту читательских представлений объясняется неумением многих читателей правильно воспринимать текст… По самой своей сущности и назначению читательские представления должны соответствовать тексту, т.е. быть объективными. Возникновение таких представлений предполагает умение анализировать художественный текст. Поэтому у людей, не владеющих им, могут возникать субъективные, несоответствующие образам текста первичные представления… Объективное содержание в читательских представлениях является средством познания образов текста, а индивидуальный, субъективный момент в них обуславливает живость и интимность переживаний этих образов»(33,13).

О.И.Никифорова говорит о некоторых особенностях непосредственного восприятия художественной литературы: одна из этих особенностей - то, что «на всех этапах чтения произведения восприятие всегда целостно, несмотря на то, что само произведение расчленено на элементы, расположенные последовательно во времени.

Другая существенная особенность восприятия художественной литературы - это эмоционально-волевые переживания читателей»(33,15). Автор выделяет три их основных вида.

К первому виду эмоционально-волевой активности читателей О.И.Никифорова относит внутренние волевые действия и переживания за героев литературного произведения. «В результате такого содействования и сопереживания с героем читатель постигает внутренний мир самого героя произведения. Здесь эмоционально-волевые процессы являются средством эмоционального познания литературных персонажей»(33,15).

Второй вид переживаний, по мнению автора, составляют личные читательские эмоционально-волевые реакции. Они содержат в себе элемент непосредственной, эстетической оценки.

Третий вид эмоциональных переживаний и волевых реакций образуют, как считает О.И.Никифорова те, которые «вызываются восприятием через произведение личности автора. Читая книгу, мы чувствуем его автора, у нас создается, хотя еще и довольно смутное, представление о его личности, его отношении к действительности, о его мастерстве и идейной тенденции. И это представление о писателе порождает в нас определенное эмоциональное активное отношение к нему» (33,16).

Все три вида эмоционально-волевых переживаний сосуществуют в восприятии произведения и взаимосвязаны.

О.И.Никифорова также рассматривает механизм непосредственного восприятия, она выделяет две его составляющих: механизм творческой и эмоционально-волевой активности и механизм образного анализа художественного текста. Они внутренне связаны, находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Сопоставление реакций испытуемых с особенностями экспозиции позволило автору утверждать, что в начале произведения и в его названии читатели и зрители находят ориентиры, «направляющие» творческую активность воображения. Вот эти ориентиры:

«1.Ориентировка в жанре и в общем характере произведения.

2.Ориентировка в месте и времени действия.

3.Ориентировка в основных действующих лицах произведения.

4.Ориентировка в эмоциональном отношении автора к основным действующим лицам произведения.

5.Ориентировка в действии произведении.

6.Ориентировка в объеме произведения.

7.Ориентировка в образном ядре произведения». (33,17)

О.И.Никифорова затрагивает вопрос о формировании вышеуказанных механизмов. «Механизм творческой активности формируется сам собою и очень рано, уже в младшем возрасте, так как он есть не что иное как перенесенный из обычной жизни в восприятие литературы механизм понимания целенаправленного поведения людей и их взаимоотношений… Механизм же образного анализа художественного текста сам собою в процессе жизни не формируется, его нужно специально формировать и при этом требуются определенные усилия со стороны детей. Не умея анализировать особенности художественного текста, кроме основных поступков героев, многие дети начинают пропускать в произведении все, их затрудняющее, следить только за основным ходом сюжета. Такой способ чтения у них закрепляется и сохраняется и тогда, когда они становятся взрослыми… При таком восприятии художественной литературы почти всегда рано или поздно наступает разочарование в ней, утрата интереса к чтению, так как сюжетных ситуаций существует не так много, и кажется, что книги повторяют одно и то же» (33,46).

О.И.Никифорова говорит и о многослойном анализе текста. «Первый слой - анализ образных предложений, второй - анализ крупных элементов художественного текста, третий - анализ приемов изображения литературных персонажей»(33,47). Вот как она характеризует каждый этот слой:

Анализ образных предложений.

«Людям приходится для чтения художественной литературы заново вырабатывать у себя установку на анализ художественных предложений по логико-грамматической схеме, но уже направленную не анализ обобщенных значений слов, а на их образное содержание»(33,49).

Анализ крупных элементов художественного текста.

«Здесь мы имеем дело не с простым синтезированием образных содержаний, извлекаемых из фраз, а с особым процессом. Читатели прежде всего стремятся определить, «о чем идет речь в описании», т.е. определить его контекстное подлежащее (субъект описания). Как только они его устанавливают, начинают выделять из описания лишь то, что характеризует это контекстное подлежащее.

Благодаря этому то образное, что извлекают читатели из каждого предложения, во многих случаях значительно отличается от представления, которое у них создается при чтении этих же предложений вне контекста»(33,50).

Анализ приемов изображения литературных персонажей -

это «выделение литературных персонажей из текста, отнесение описаний к литературному персонажу и извлечение из них всего, что так или иначе характеризует тот или иной персонаж»(33,55).

О.И.Никифорова выделяет условия совершенствования непосредственного восприятия художественной литературы и овладения образным анализом художественного текста. Первым и одним из основных условий является «возникновение у читателя потребности в этом, для чего он должен осознать несовершенство своего восприятия ее»(33,60).

Второе условие, по мнению автора, - «замедленное чтение с установкой на воссоздание образов, соответствующих тексту»(33,61).

В книге «Психология восприятия художественной литературы» О.И.Никифорова поставила перед собой цель: «выяснить, какие основные умственные действия необходимы для понимания идейного содержания произведения»(33,66). На основе анализа статей Белинского выявлены следующие этапы и мыслительные операции обдумывания идейного содержания литературных произведений:

Первый этап, по О.И.Никифоровой, - выделение ведущих для понимания идеи образов.

Ко второму этапу она относит подробный анализ всех основных особенностей ведущих образов. «Он состоит в выделении существенных для раскрытия сути образа моментов: поступков, мыслей, переживаний, обстоятельств, взаимодействия образа с другими. Затем эти особенности осмысливаются с помощью знаний действительности, знаний психики людей, знаний об обществе и т.д. Далее словесно формулируются особенности ведущего образа»(33,67).

Третий этап обдумывания идеи произведения - это, говоря словами автора, «анализ всех остальных образов произведения в их отношении к ведущему или ведущим образам.

Четвертый этап - определение идеи произведения. В его основе лежит синтез и обобщение проделанного ранее анализа произведения и осмысление этого синтеза, причем процесс осмысления определяется прежде всего мировоззрением читателя»(33,69).