Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в начальной школе (стр. 4 из 18)

Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены медитативности и внешне в основном описательны,они только при том условии оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает медитативным «подтекстом». "Тогда эмоционально-обобщающая мысль поэта проявляется или в ясно ощутимой экспрессивности описания, или же в каком–нибудь медитативном зачине, или концовке, или в чем-нибудь другом, тому подобном. Тогда она как бы озаряет все описание своей эмоциональной обобщенностью. Нечто подобное происходит и в повествовательной лирике. В ней, как и в эпосе, повествование требует, конечно, каких-то персонажей, их действий и отношений, из которых складывается какое-то происшествие. Только изображая все это, художественная речь и становится повествовательной. Однако для того чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не лиро-эпическим), необходимо, чтобы оно было очень коротким и при своей краткости ощутимо экспрессивным, а через все это – скрыто, подспудно медитативным"(39, 158).

В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные возможности лирики. "Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в произведениях отвлеченно–медитативной лирики социальное бытие людей не типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном лирическом субъекте"(39, 83)

Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение оказывается обычно очень кратким. Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод: "…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной изобразительности"(39, 100). Так возникает медитативно-изобразительная лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно, количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативнаялирика.

В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего, объективного мира. Тем самым "лирическая медитация развивает в себе свой собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и разнообразный"(39,102).

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть описательной или же повествовательной, чаще всего описательно-изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика,по определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства.Это относится, прежде всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их характерности"(39, 118)

Г.Н.Поспелов выделяет также еще одну разновидность лирики, которая имеет с описательной лирикой некоторые общие свойства, ее можно назвать лирикой «персонажной». "Персонажи – это личности, изображенные в эпических и драматургических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характерности общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений …Но в отличие от эпических персонажей личность эта не действует непосредственно в произведении, в определенностях пространства и времени, и не создает своими действиями сюжет произведения. Отсюда само ее изображение оказывается не повествовательное, но по-своему медитативно–описательным и при этом – по общему закону лирических медитаций – относительно небольшим по своему объему. Самой малой по объему разновидностью бессюжетно-персонажной лирики являются некоторые стихотворения, получившие название «эппиграмм»(39, 150)

О видах лирики также говорится и в "Методике русского языка в начальной школе" Н.П.Каноныкина и Н.А.Щербаковой. Они полагают, что школьной работы важно различать живописную и психологическую лирику, которые, однако, редко встречаются в чистом виде, т.е. преобладает смешанный тип лирики. Но нам необходимо уметь распознавать виды лирики, чтобы методически правильно работать со смешанным типом.

Живописную лирику Н.П.Каноныкин и Н.А.Щербакова характеризуют тем, что "…она дает тот или иной образ: утра, сенокоса и пр. Под живописным образом при этом разумеется целостная картина, состоящая из ряда отдельных образов"(18,206). При этом образы могут быть различными: зрительные, звуковые, обонятельные. Психологическая лирика имеет дело с переживаниями самого автора или персонажей, которых он изображает. Автор может изображать какие-либо переживания персонажей в связи с определенной внешней обстановкой, вызвавшей их; или в связи с какими-нибудь обстоятельствами жизни. Психологическая лирика также может говорить о размышлении, раздумьях автора В живописно-психологической лирике, по мнению авторов, дается какой-либо целостный живописный образ и говорится о впечатлениях, переживаниях поэта или персонажа в связи с этим образом.

Заканчивая разговор о видах лирики, хотелось бы повторить, что эти знания необходимы для организации правильной методической работы при работе с лирическими произведениями.

Говоря об особенностях лирики, очень важно вспомнить и о сюжете.

Некоторые авторы вообще отрицают наличие сюжета в лирической поэзии. Так, А.И.Ревякин полагает, что «лирика не обращается к сюжету, либо обозначает его крайне сжато…»(41, 394).Еще более решительно отрицает сюжетность в лирике В.В. Одинцов, который считает лирику принципиально бессюжетной.

Однако большинство исследователей считают, что лирическое произведение не может быть бессюжетным. Но лирический сюжет весьма своеобразен. В лирике события воспроизводятся лишь в той мере, какая необходима для их эмоциональной оценки. Следствием подобной установки и является фрагментарность, «схематичность», «бессобытийность» и другие особенности лирического сюжета, резко отличающие его от сюжета в эпосе. По наблюдениям Т.И. Сильман, сюжет в лирике «развертывается» не своим естественным путем ,не первично, а отраженно, через переживания героя, который с точки зрения перспективы изображения находится в некоей фиксированной пространственно-временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации»(47, 8).

Самую общую формулу лирического стихотворения Т.И.Сильман рисует в следующем виде: "оно состоит из двух частей, эмпирической и обобщающей (обобщение может быть и не высказано, но оно подразумевается), причем в центре его, в некоей постоянной для данного стихотворения точке, находится лирический герой, аккумулирующий в своем внутреннем мире протекание лирического сюжета. Время протекания лирического сюжета заменено в стихотворении временем его переживания, точно также как стихотворение непосредственно передаёт не самый сюжет, а переживание этого сюжета лирическим «я», почему оно в идеале и способно по краткости приближаться к мгновению"(47, 9).

Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин "образ"(В.Ф.Огнев, Б.П.Городецкий), другие- "лирический герой"(Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев, Б.О.Корман). Однако Г.Н.Поспелов не согласен ни с теми, ни с другими, он высказывает мнение, что такое обозначение не соответствует особенностям предмета: "Герой, в широком смысле слова,–это действующее лицо произведения, а медитативная лирика не изображает действий в их «бытийной» конкретности". Он считает неудачным и термин «лирический персонаж»: "…Персонаж–это «бытийно» индивидуализированная личность, а в медитативной лирике нет такой индивидуализации"(39,71). Поэтому Г.Н.Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом».Мы в дальнейшем будем пользоваться термином "лирический герой", так как он наиболее употребим в школе.

Мы говорим: поэзия мыслит образами. В большинстве современных работах о лирике своеобразие лирического образа сводится к тому, что он представляется как образ чувства или переживания. «Основным содержанием образа в лирике, - считает Б.П. Городецкий, -становится не столько лицо, предмет или какое-либо другое явление внешнего мира, сколько вызванное ими чувство или тот или иной оттенок его, передаваемые в ореоле предметных конкретных ассоциаций из внешнего мира»(12 6).С точки зрения В.Ф.Огнева "Образ – это как бы спеленатая мысль"(34, 60). М.А.Палкин считает лирическую образность многослойной: "Её наружный,непосредственно воспринимаемый слой – словесно-речевой.Восприняв образную речь автора или вымышленного лирического персонажа, читатель проникает во второй слой – образ говорящего, а через него и его речь постигает образы тех предметов и явлений, в окружении которых находится лирический герой"(36,21).