Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в начальной школе (стр. 3 из 18)

Лирическое стихотворение, отражая самый миг познания истины, момент её «схватывания», обязательно должно быть кратким. В этом отношении оно несколько напоминает другие жанры, также отличающиеся своей краткостью, как например, пословицы, поговорки. Стремясь к предельной краткости, лирическое стихотворение все же редко умещается в одной фразе, как пословица, так как "оно как бы волей-неволей стремится к расширению , оно изнутри «распираемо» своим значительным многосторонним содержанием, и это есть одно из существеннейших движущих противоречий лирического жанра, делающих его столь загадочным и трудно осуществимым в художественной практике, если подходить к лирике с самыми высокими эстетическими требованиями" (47,32).

Говоря о лирике необходимо помнить, что она не однородна. Об этом необходимо помнить, так как жанр определяет методику работы над лирическим стихотворением. Однако, анализ литературы позволяет сделать вывод об отсутствии деления по жанрам. Лишь в работе М.А.Палкина мы встречаем разграничение лирики по жанрам.

Он считает, что особое значение для разграничения имеет "характер и направленность чувства, которое является преобладающим для того или иного лирического жанра"(36,101). Автор выделил три эмоциональных состояния, характеризующие отношение лирического субъекта к окружающему миру: "одобрение, сожаление и отвращение"(36,101). М.А.Палкин полагает, что на основе этих трех переживаний возникли и развились лирические жанры, получившие наиболее широкое распространение в европейских литературах со времен античности гимн (и его разновидность – ода), элегия, сатира.

Далее в своей работе М.А.Палкин характеризует вышеперечисленные жанры. По его мнению, в основе гимно-одического жанра лежит "восторженно – хвалебное отношение поэта-лирика к предмету его высказывания"(36,101). Гимн автор характеризует "особой возвышенностью тона, предельной эмоциональностью и призывностью"(36,104). Но "чистые" гимны – редко встречаются в современной поэзии, поскольку "этот жанр предназначен для выражения исключительных по своей важности и общезначимости чувств и переживаний, объединяющих огромную массу людей"(36,104). К гимнам по своей жанровой природе близки оды. Современная ода "следуя лучшим классическим традициям, сохранила и пытливость мысли поэта, и жар его сердца, и стремление к масштабности предмета изображения, и торжественную патетику"(36,110).

К ведущим лирическим жанрам М.А.Палкин относит элегию –«песню грустного содержания»(36,111). Определяющим признаком элегии стала… идейно-эмоциональная направленность стиха"(36,114).

Заметное место в лирике М.А.Палкин отводит жанру лирической сатиры. Сатиру он определяет как "особый способ художественного порицания общественных язв и пороков"(36,118). Однако автор говорит и о том, что сатира в лирике не имеет чётко выраженных жанрово-композиционных признаков, по его мнению, скорее следует говорить о многих жанровых разновидностях. Наиболее классическим типом лирической сатиры М.А.Палкин предлагает признать "обличительное обозрение быта и нравов какой-либо социальной среды с включением в это обозрение портретов-характеристик носителей порочных нравов… Характеристики нередко сопровождаются авторскими рассуждениями нравоучительного склада"(36,119). В данном случае, как нам кажется, автор ведет речь о басне.

Другой разновидностью сатиры является стихотворный фельетон – сатирическое стихотворение, насыщенное злободневным публицистическим содержанием, такой фельетон, как правило, печатается в газете.

Эпиграмма - также разновидность сатиры. Её М.А.Палкин определяет как "остроумно-сатирический выпад против какого-либо конкретного лица или группы лиц…. Как правило, эпиграмма строится в виде единичной строфы – катрена; реже используются шести- или восьмистишия. Особую остроту эпиграмме придаёт контраст между её основной частью, в которой даётся общепринятая, хотя и шаржированная характеристика высмеиваемого лица, и неожиданной концовкой, выносящей окончательный приговор обличаемому «герою»(36,120).

Если для оды, элегии и сатиры основным жанрообразующим признаком у М.А.Палкина является характер эмоционального отношения автора лирического произведения к предмету лирического высказывания, то в жанре лирического послания его главным выделяющим признаком выступает форма обращения к читателю. "Послание строится как письменное обращение к определенному адресату"(36,121).

Другой жанровый признак, который предлагает М.А.Палкин, -форма организации стихотворной структуры произведения. Таковы жанры с постоянными, формами стиха: сонет, стансы, рондо и пр. Автор предлагает характеристики некоторых таких жанров. Вот как он характеризует сонеты и стансы: "Как правило, сонеты пишутся одним стихотворным размером. Строгой форме сонета соответствует высокое лирически напряженное и идейно насыщенное содержание"(36,122). "Стансы – сравнительно небольшое стихотворение, состоящее из четверостиший, отделяемых друг от друга при чтении небольшой паузой. Каждое четверостишие… должно заключать в себе законченную мысль. Стансы не знают тематических ограничений, однако их тон, как правило, серьёзен и значителен"(36,124).

М.А.Палкин не только характеризует жанры, но и соотносит «рациональное» и «эмоциональное» в разных жанрах. Он считает (и мы с этим согласны), что соотношение мысли и чувства, умопостигаемого и интуитивно чувствуемого в лирических произведениях разных жанров может быть самым различным. "В жанрах гражданской лирики рационалистическое начало, как правило, выражено более отчетливо, чем в лирике интимной"(36,67). Особая насыщенность мыслью свойственна философской лирике– "…поэзии, опирающейся на единое и целостное философско-эстетическое мировоззрение и активно пропагандирующей это мировоззрение"(36,69).

Но следует заметить, что М.А.Палкин соотносит, а не противопоставляет "рациональное" и "эмоциональное". Как он сам думает, "Задача подлинной лирики заключается не в том, чтобы противопоставлять разум и чувства, отдавая предпочтение тому или другому, а в том, чтобы помогать читателю ценить их гармонию и нерасторжимость. Однако при этом следует учитывать, что сам характер подобной гармонии в стихах разных жанров всегда своеобразен"(36,76).

Таким образом, мы можем сделать вывод о многообразии жанров в лирике. И следовательно, школьники, обращаясь к лирической поэзии, также имеют дело со многими жанрами.

У Г.Н.Поспелова в его работе "Лирика: Среди литературных родов" нам показалось интересным выделение видов лирики. К Этому вопросу он подходит с точки зрения социального сознания: "Все особенности лирики как рода художественной литературы вытекают из того, что у нее есть свой, особый предмет идейного познания и художественного воспроизведения и что таким предметом в ней является не характерность социального бытия людей, как это всегда бывает в эпосе и драматургии, но характерность их социального сознания…"(39, 62).

Лирика по границам познания своего предмета на первый взгляд как будто беднее эпоса. Для лирического писателя как субъекта художественного познания непосредственно открыт только его собственный внутренний мир, только его социальное сознание как объект такого познания.

Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено - или в глубь самого себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления природы. Все это и создает в лирикеее общие, типологические, исторически повторяющиеся тематические различия"(39,62-63). Таким образом Г.Н.Поспелов выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей лирика может быть по преимуществу "обращена к самоанализу, заключать в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на постижение идеала"(39,64).

Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью проявляются в медитативной лирике.

Произведения медитативной лирики представляют собой "воспроизведения тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это - эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой -либо индивидуализированной конкретности бытия… Содержание произведений медитативной лирики не является прямым, адекватным выражением переживаний поэта, эмпирически протекающих в его сознании. Если бы это было так, то медитативная лирика представляла бы собой психологическую фактографию, которая не имела бы обобщающего значения, не осознавала бы и не усиливала бы характерности своего предмета. Тогда она имела бы значение только для самого поэта и его ближайшего бытового окружения. Это и бывает в так называемых «стихотворениях на случай». Но лирика - это также искусство, творчески типизирующее жизнь. Переживания, воспроизведенные в лирической медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной своей индивидуализации"(39,67-68).