Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в начальной школе (стр. 13 из 18)

Хотелось бы отметить, что уже в начальной школе дети неодинаково воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать вывод, что восприятие лирики зависит не только от возрастной группы учащихся, но и от склада психики, от типа нервной системы. Школьная практика и эксперименты ученых-методистов позволяют сделать вывод, что учащиеся одного класса, с одинаковой примерно образовательной подготовкой, обнаруживают очень несхожие результаты восприятия одного и того же стихотворения. С одной стороны, это свидетельство сложности восприятия лирики, особенно языка поэтических ассоциаций. С другой стороны, следует, очевидно, говорить о несовпадении уровней образования и развития школьников.

Таким образом, учащиеся по разному воспринимают стихотворения, и, следовательно, необходимо дифференцировать работу на стадии, следующей за стиховым анализом. «Для групп с развитым восприятием стиха обращение к уже проанализированному произведению под руководством учителя не имеет смысла. Такой ученик как читатель теперь должен остаться наедине с произведением, соотнести свои впечатления и наблюдения. Иная реакция учащихся третьей группы заставляет искать и иной методический ход. Он состоит в выработке системы заданий, направленных на привлечение особого внимания к стиховой специфике. Учащимся этой группы учитель даёт задания»(50,35).

В книге «Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процесе изучения литературы в школе» А.В.Терлова говорит о важности живых связей «объективного и субъективного, личного и общественного в образе лирического переживания, поскольку объективные явления действительности воссоздаются в форме субъективного переживания». По словам А.В.Терловой «именно в нарушении или соблюдении связей субъективного и объективного, личного общего в образе лирического переживания и проявляются различные уровни восприятия лирического стихотворения, различные уровни образной конкретизации и образного обобщения» (6,42).

Исследованием зависимости восприятия лирики от возрастных групп учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др. Каждый их них шел своим путем, но результаты их работы во многом сходны. Так, например, исследователи сходятся на масли, что до старших классов некоторые учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии. «Однако различные уровни восприятия лирики учащимися заметны уже с 4 класса» (6,42). Вот что думает по этому поводу З.Я.Рез: «Одни учащиеся склонны к восприятию образно-эмоциональной стороны произведения, других привлекает интеллектуальная содержательность стихотворного текста. С 7 класса более важными становятся субъективные моменты (читают с прямым переносом на себя). Опасность такого отношения к лирике в том, что может сформироваться потребительское отношение к поэзии, выбираться будет то, что касается лишь самого ученика… С возрастом и литературным образованием у учащихся старших классов формируется сознательное эстетическое отношение к лирике, происходит окончательное отступление от «наивного реализма» (при условии, что в классе ведется планомерная работа по воспитанию самостоятельности учащихся, по развитию их воображения)»(43,7).

Т.П.Сальникова в «Методике обучения чтению» выделяет условия, влияющие на восприятие пейзажной лирики:

1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх и т.д.).

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего настроения.

На первых этапах знакомства с лирическим произведением важную роль также играют личность учителя и тот психологический климат, который сложился в классе. Так, А.В.Терлова считает, что степень активности влияния учителя зависит от знания педагогом: 1)психологии восприятия искусства слова вообще; 2)его своеобразия в младшем школьном возрасте; 3)индивидуальных проявлений у конкретных учеников; 4)уровня их нравственной, эстетической культуры. «Эти знания дают возможность моделировать восприятие учащихся» (6,46).

А.В.Терлова также обращает внимание на необходимость предварительного настроя. «Известно, что не все произведения в самом лучшем исполнении доходят до сердца учащихся. Необходимо… установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта»(6,48).

Определяющим, на взгляд А.В.Терловой, моментом для полноценного восприятия стихотворения является чтениехудожественного произведения. «Чем конкретнее и ярче представления, возникающие при чтении, тем глубже восприятие художественной идеи, тем эффективнее воздействие словесного искусства на читателя. Этим определяются высокие требования, которые предъявляются к качеству выразительного чтения… Само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию и пониманию ее. Подготовленное учителем чтения в классе лирического произведения - важнейший момент работы. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор - оно говорит само за себя»(6,47).

Также Е.В.Карсалова обращает внимание на самую краткую, но не менее важную, часть урока - небольшую паузу между чтением и началом анализа. «Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик, даже если не все в нем было понятным до конца. Поэтому после чтения не стоит спешить с анализом. Такая пауза совершенно необходима»(19,20). И очень ответственна первая фраза, первый вопрос после чтения стихотворения. Первые вопросы помогают ученикам вжиться в произведение, выразить читательские впечатления от него. Конечно, необходима и правильная работа при анализе изучаемого стихотворения. А последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности.

Активизации восприятия лирического произведения также способствует музыка, живопись. Это связано с природой самого литературного рода лирики.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями

Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в начальной школе, нами были проанализированы учебники "Живое слово" (авт. З.И.Романовская), "Родная речь" (авт. В.Г.Горецкий и др.).Было выявлено количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках. Полученные данные представлены в таблице 1.

Òàáëèöà 1.

Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения

"Живое слово" "Родная речь"
1 часть 2 часть 1 часть 2 часть
1класс 50 30
2класс 25 23 41 29
3класс 26 23 37 26
Всего 147 163

Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно большое (310 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их больше. Разница в 16 стихов говорит в пользу второго учебника.

Анализ учебников для чтения позволил выявить круг лирических произведений для чтения, изучения и слушания, а также авторов этих произведений. Данные представлены в таблице 2.

Таблица2

АВТОР

Количество произведений
"Живое слово" "Родная речь"
Аким Я. 3 0
Александрова З. 4 0
Апухтин А. 0 1
Ахматова А. 0 1
Бальмонт. К. 2 3
Баратынский Е. 1 1
Барто А. 2 1
Баруздин С. 1 0
Бенедиктов В. 0 2
Берестов В. 0 1
Благинина Е. 3 2
Блок А. 2 1
Брюсов В. 0 2
Бунин И. 4 8
Бурдян М. 1 0
Воронько П. 1 0
Высотская О. 1 0
Гамзатов Р 0 1
Греков Н. 1 0
Гумилев Н. 0 1
Джалиль М. 2 0
Дрожжин С. 0 4
Дьяконов Л. 3 0
Есенин С. 7 9
Жигулин А. 0 1
Жуковский В. 2 1
Заходер Б. 0 1
Инчин А. 1 0
Исаковский М. 9 2
Квитко Л. 0 1
Кедрин Д. 0 1
Клычков О. 0 2
Козлов И. 0 2
Ладонщиков Г. 2 0
Лермонтов М. 3 6
Майков А. 5 3
Маршак С. 5 3
Михалков С. 4 1
Модзалевский Л. 1 0
Народная песня 2 0
Некрасов Н. 7 8
Никитин И. 5 8
Пастернак Б. 0 1
Петров Ф. 1 0
Питиримов С. 1 0
Плещеев А. 4 6
Погореловский С. 1 0
Полонский 0 1
Пришелец А. 6 1
Прокофьев А. 2 4
Пушкин А. 13 18
Родари 3 0
Рубцов Н. 2 6
Рылеев 0 1
Саконская Н. 2 0
Семенов В. 1 0
Серова Е. 1 0
Слуцкий Б. 0 1
Смирнов А. 1 3
Соловьева П. 1 0
Соловьев С. 0 1
Суриков И. 2 5
Тараховская Е. 1 0
Танк М. 1 0
Твардовский А. 5 4
Токмакова И. 0 2
Толстой А.К. 2 5
Трутнева Е. 3 0
Тушнова В. 1 2
Тютчев Ф. 4 10
Фет А. 1 7
Цветаева М. 0 3
Чуковский К. 0 1
Щипачев С. 1 0
Яковлев Ю.Я. 2 0

Анализ таблицы свидетельствует о том, что в учебниках для чтения З.И.Романовской «Живое слово» представлениы произведения 53 авторов. Чаще всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как А.Пушкин, М.Исаковский, Н.Некрасов С.Есенин, А.Пришелец. В учебнике В.Г.Горецкого "Родная речь" представлены 49 авторов. Чаще других встречаются стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, И.Бунина, Н.Некрасова и И.Никитина.