Смекни!
smekni.com

Изучение лирики в начальной школе (стр. 6 из 18)

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.

В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).

Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем"(47, 139).

Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность, равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно равномерным, автоматическим.

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. Для этого обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа – законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).

Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34, 263).

В одной строфе, внешне как будто завершенной, поэзия способна дать такой простор домысливания и дочувствования, что "…ощущение образной перспективы, «открытости» строфы не оставляет сомнения"(34, 264). Действительно, строфа таит в себе возможность выражения недоговоренности прямого смысла при полной иллюзии досказанности и завершенности.

Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки зрения рифмы. Отметим только два момента. Во-первых, «притухание» рифмы, если рифмующиеся слова находятся далеко друг от друга. Чем дальше раздвинуты созвучные слова, тем более крепкой и звучной приходится быть рифме. Иначе она попросту не слышна. Поэтому многострочная строфа тяготеет к парной или перекрестной рифмовке. Во-вторых, яркий акцент одной пары рифм в четырехстрочной строфе делает возможным ослабление другой пары рифм.

Но строфа «держится»не только метрически (система рифм), но и мелодически. Цельность строфы, ее композиция зависит от системы рифмовки в сочетании с интонационным движением. Поэтому для полноты раскрытия вопроса, рассмотрим следующую особенность стиха: интонацию. Наиболее полно интонация показана у В.Ф.Огнева.

Интонация–«смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи»,-такое определение А.Квятковского приводит А.А.Михайлов в "Азбуке стиха"(29,99). В.Ф.Огнев также связывает интонацию со смыслом: "Интонация – выделение слов в соответствии с данной мыслью"(34, 139).

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе читаются и произносятся по-разному. То, что мы называем поэтической интонацией, свойственно всякой человеческой речи (выразительность речи). Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. А между тем роль интонации в поэзии чрезвычайно велика, как удивительно точно и красиво сказал В.Ф.Огнев "Интонация – душа поэзии"(34, 134).

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, - интонация тоже участвует в реализации идеи. Не зная целого, нельзя верно прочитать часть. Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения. В.Ф.Огнев приводит такой пример: "Бывает, что чтец, весьма внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектами переживания и жестов, их выражающих, - оказывается весьма далекими от верного донесения идеи в целом. Утрирование частностей почти всегда говорит об искажении главного"(34, 138). Таким образом, интонация подчинена смыслу и чувству. Но важно заметить, что она также зависит и от мелодии.

У М.А.Палкина мы встречаем замечание о восклицательной интонации. «Предметные» слова и слова, обозначающие события, действия, поступки, отвлеченные понятия, в тексте лирических произведений могут приобретать «переживательный», эмоционально-экспрессивный характер благодаря особой восклицательной интонации, с которой они в этих случаях произносятся. Подобная интонация свидетельствует о том, что главное внимание поэта обращено не на сам предмет, а на вызванные им мысли, чувства и переживания. Такая интонация не обязательно всегда должна обозначаться восклицательным знаком. "По форме это могут быть повествовательные фразы и предложения, но общая лирическая атмосфера, включённость этих слов в стихотворный контекст – все это преображает бесстрастную повествовательность в эмоциональное утверждение или отрицание тех реалий и предметов, о которых идет речь"(36,150-151).

Заканчивая обсуждение вопроса об интонации, приведем еще одно рассуждение В.Ф.Огнева: "В лирике диапазон интонаций определяет богатство оттенков чувства, щедрость духовного мира, мастерство выявления оттенков жизни человеческой души. Неспроста стих «живет», «дышит» там, где есть мысль, поиск… Движение поэтической мысли – как движение крови по жилам. Интонация – это живая краска лица, подвижность черт, оживленное выражение ,точно отражающее движение идеи… Интонация всегда связывалась с живым, слышимым словом, с очарованием жизни, неповторимо трепетной" (34, 153).

Обратимся теперь к изобразительным средствам языка. Этому вопросу уделили внимание в своих работах Т.И.Сильман, М.А.Палкин, А.А.Михайлов.

Поскольку основу лирики составляют образы-переживания, лирическое высказывание всегда тяготеет к повышенной эмоциональности и экспрессивной напряженности. Эти качества лирической речи оформляются соответствующими средствами словаря, синтаксиса, интонации и фонетики. "В лексиконе лирико-поэтической речи, -считает М.А.Палкин,- повышенную нагрузку несут слова и словосочетания, называющие и оценивающие чувства, желания, симпатии… и другие элементы, составляющие переживания поэта, с которыми он обращается к своему читателю"(36,145).

Чувства, во власти которых находится лирический поэт, не всегда выражаются прямо: нередко лирическое высказывание оформляется так, что прямые значения слов, называющих те или иные переживания, не совпадают со скрытым смыслом всего этого высказывания. У М.А.Палкина по этому поводу есть следующее высказывание: "Поэт, не называя прямо тех чувств и переживаний, во власти которых он находится,выражает их через слова и словосочетания с предметно-вещественным значением. В контексте стихотворения этипредметные словаприобретают расширительный образныйсмысл. Подобное явление в лирической поэзии не исключение, а, скорее,правило"(36,153). Художественно-образное мышление создаёт и широко использует язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы и пр.

А.А.Михайлов приводит следующее определение А.Квятковского: "Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле» (29,27). В лирической поэзии применение тропов приобретает особенно большое значение. М.А.Палкин так определил цель тропов: "Характеризуя предмет речи, лирик в первую очередь стремится запечатлеть и передать читателю положительную или отрицательную оценку этого предмета, выразить вызванные им мысли и чувства"(36,154).