Из табл. 3 следует высокая преемственность в смыслах подростков и пенсионеров начала XXI века по семейным, альтруистическим и коммуникативным жизненным смыслам. Также существует преемственность в экзистенциональных смыслах молодежи и пенсионеров начала XXI века и расхождение в других.
Полученные данные по смысловым составляющим менталитета подростков, пенсионеров и молодежи можно сравнить с результатами исследования 80-го г. Г.В. Папаян [9]. Автор сравнил людей разных поколений (всего 476 человек) по идеалам мировоззрения. Были получены следующие данные [9, с.117], представленные в табл.4.
Таблица 4 Сравнение идеалов мировоззрения у различных поколений
Годы рождения | Идеалы мировоззрения % | ||
Труд | Карьера | Счастье | |
1950-55 | 48 | 26 | 32 |
1940-49 | 45 | 18 | 36 |
1930-39 | 47 | 18 | 35 |
До 1929 г. | 52 | 16 | 44 |
Как видно из табл. 4, молодежь и пенсионеры 1980 года основным идеалом, в какой-то мере смыслом, полагают труд, затем личное счастье и потом карьера. Причем разрыв между карьерой и личным счастьем выше у пенсионеров 80-х гг. В табл. 3 показано, что жизненные смыслы семьи, альтруизма и коммуникации являются ведущими в группе подростков начала ХХI века. В сравнении с подростками 80-х гг. отсутствуют когнитивные смыслы. Экзистенциальные смыслы, когнитивные, удовольствия и самореализации являются ведущими в группе молодежи. В группе пенсионеров ведущими смыслами являются: семейные и экзистенциальные. Следовательно, в группе пенсионеров в сравнении с пенсионерами 80-х гг. выделены схожие смысловые основания.
Трансформация менталитета как системы может происходить как в значимости кластеров, в составе их элементов, так и в связях между кластерами и элементами в кластерах. Для изучения изменений в связях между ценностями, смыслами и значениями был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в приложении 3, табл. 1,2,3,4.
При этом в группе подростков обнаружена значимая корреляционная связь между ценностью красоты природы и искусства и альтруистическими смыслами (0.72) и когнитивными смыслами (0.61). Очевидно, что красота природы и искусства представляет некоторое духовное начало в группе подростков и не связана с познанием мира. Обнаружена обратная зависимость между ценностью материального благополучия и экзистенциальными смыслами (-0,68). Видимо, если подростки стремятся к материальному благополучию, то это не связано с экзистенциальным познанием мира. Однако корреляционная зависимость между материальными ценностями и гедонистическими смыслами достаточно тесная (0.52). Следовательно, стремление к материальному благополучию у подростков связано с получением максимального удовольствия от жизни. Исследования прошлых десятилетий показывают, что гедонизм у подростков был в большей степени связан с эстетическими ценностями, чем с материальными. Материальное благополучие как ценность оказалась связана еще и со смыслом самореализации (0.42). То есть, современный подросток свою самореализацию видит в связи с материальными достижениями. Что вполне соответствует современным меркам материального образа мира. Обнаружена тесная зависимость между смыслами статуса и спокойствием в стране и в мире (0.77). Это свидетельствует о том, что подростки считают, что чем выше статус достигнешь в обществе, тем благополучнее будешь жить. Также смыслы семьи тесно коррелируют с ценностями безопасности (0.84). Понятно, что благополучие семьи связано со спокойствием в стране и в мире.
В группе молодежи альтруистические смыслы значимо коррелируют с ценностями интересной работы (0.73), равенства возможностей (0.40), верных друзей (0.70) и отрицательно коррелируют с ценностью получения удовольствия (0.68). Можно полагать, что альтруизм не приносит удовольствия молодежи. Альтруизм связан с выбором интересной работы, то есть студенты готовы жертвовать многим ради интересной работы, хороших друзей и равенства выборов. Когнитивные смыслы тесно коррелируют с ценностями красоты природы и искусства (0.43) и любви (0.35). Следовательно, молодежь готова познавать природу, искусство и объект любви. Коммуникативные смыслы значимо связаны с материальными ценностями (0.49), ценностями семьи
(0.59), жизненной мудростью (0.79), верных друзей (0.76) и равенства возможностей (0.80).
Молодежь связывает коммуникацию между людьми с деловыми отношениями, направленными на достижение материального благополучия. Ценности семьи связаны со смыслами позитивной коммуникации с верными друзьями. Семейные смыслы отрицательно связаны с ценностями материального благополучия (-0.47), жизненной мудростью (-0.67), верными друзьями (-0.44). Возможно, молодые люди не связывают смыслы семьи с материальным благополучием, а также с верными друзьями и жизненной мудростью. Поскольку ценность семьи не связана со смыслом семьи. Это может свидетельствовать о том, что общественные смыслы семьи молодежи не связаны с их личными смыслами семьи. Ценности общественного признания тесно коррелируют (0.55) со статусными смыслами. Это скорее традиционные связи, свойственные традиционным культурам. Смысл самореализации не связан с ценностями материального благополучия, спокойствия в стране, жизненной мудростью. Очевидно, самореализация лежит в какой-то иной ментальной плоскости.
В группе пенсионеров ценности здоровья, жизненной мудрости, интересной работы значимо связаны с экзистенциальными смыслами жизни (0,73). Это вполне объясняется возрастными особенностями пенсионеров. Им необходимо связывать значимые смыслы своей жизни с общественно принятыми критериями мудрости и предлагаемой работой. Смыслы самореализации значимо коррелируют с ценностями здоровья (0.34). Современному пенсионеру важно сохранить здоровье, чтобы остаться ценным для общества. Ценность активной деятельной жизни значимо коррелирует с ценностью интересной работы (0.33) и гедонистическими смыслами (0.96). Интересная работа может приносить пенсионеру удовольствие и дает ощущение активности в жизни. Ценность материально обеспеченной жизни также связана со смыслами удовольствия (0.96) и статусными смыслами (0.77). По мнению пенсионеров материальное обеспечение способствует статусному продвижению в обществе и дает ощущение удовольствия. При этом статусные смыслы отрицательно коррелируют с ценностью независимости суждений и оценок. Таким образом, по мнению пенсионеров, когда человек конформен, то у него больше возможностей занять определенный статус. Ценность счастливой семейной жизни отрицательно коррелирует с альтруистическими смыслами (-0.71). Следовательно, семейное счастье, по мнению пенсионеров, не заключено в альтруизме, а скорее во взаимопомощи. Ценность уверенности в себе у пенсионеров не связывается со статусными смыслами. Об этом свидетельствует отрицательная корреляция между ними (-0.54). Ценность жизненной мудрости связана с экзистенциальными смыслами (0.42) и с когнитивными смыслами (0.68). Это очень характерно для людей пожилого возраста. Ценность любви у пенсионеров связана с самореализацией и с когнитивными смыслами, то есть осмыслена. Ценность хороших и верных друзей, ценность свободы поступков и действий связаны с коммуникативными смыслами (0.47).
Выводы:
1. Трансформация менталитета заключается в изменении иерархии в системе его кластеров, и связей между их элементами. Обнаруженное рассогласование между ценностно-смысловыми кластерами менталитета поколений, свидетельствуeт о его трансформации. Основное содержание трансформации менталитета заключается в том, что традиционные смыслы и ценности переходят в разряд инновационных.