Эгоцентричность ярко себя проявила в группе армянских и русских испытуемых, в корейской группе менее выражена степень эгоцентричности.
Более углубленную интерпретацию полученных результатов возможно сделать на основании рассмотрения мировоззренческих концептов, определяющих основу образа мира русского, армянского и корейского народов, что составляет базис когнитивного компонента менталитета.
Гипотетически мы выделяли в образе мира три основных компонента: отношение народа ко времени, пространству и к бытию. Начнем с армянского народа. Относительно времени – армяне бережливы со временем, хотят больше успеть, обеспечить материальные блага детям. Территориальная ограниченность способствовала тому, что для сохранения рода были развиты институт семьи и ремесленничество. Основная идея, проникающая в мировоззрение армянского народа, – объединение всех армян на исконных землях, в этом они схожи с идеями других народов. Во многих исследованиях подчеркиваются ум и предприимчивость армян. Также можно отметить некоторую доверчивость армян, «сначала поступают сердцем, а потом думают». Наблюдается в общении у армян некоторая хвастливость, они превозносят себя, это объясняется сильным желанием утвердиться. Армянскому народу свойствен аскетизм, мы связываем эту черту с природными условиями исконных земель Армении. Армения – «страна камней», с суровыми климатическими условиями. Мы можем отметить высокую духовную культуру народа. В 301 году армяне первыми приняли христианство и сделали ее государственной религией. Отдельные исследователи объясняют это тем, что армянский народ по своему духу, нравам, семейному и общественному порядку соответствовал христианскому укладу []. Армянский народ отличает большое трудолюбие, «...где бы армяне ни поселялись... – прежде всего они являлись земледельцами, ремесленниками, общественными и государственными деятелями», – пишет Магда Нейман в очерке о культурном развитии армян [, с. 120].
Рассмотрим корейцев, их образ мира. Важными представляются наблюдения Г. Ундервуд, показывающие, что корейская культура строго иерархична: люди делятся на знакомых и незнакомых, и довольно ярко проявляется различное отношение к каждому; строгая иерархия в семейных отношениях по старшинству; строгое деление быта – вне дома, внутри дома. В иерархии ценностей верность превосходит честность. В корейском народе очень развиты тенденции коллективизма. В корейской культуре в меньшей степени проявляется «инициатива индивидуализма» [12, с. 3]. Индивидуализм имеет отрицательное значение для корейцев. В учебных заведениях корейцы-учащиеся не задают вопросов преподавателю, не оспаривают его действия. Корейцы зарекомендовали себя как упорные и трудолюбивые люди. Необходимо отметить, что основной религией, принятой корейцами, является буддизм. Божественный символ – круг. Пространство можно представить как хождение по кругу жизни. Время, в некотором смысле, не имеет значения, поскольку жизнь – цепь перерождений. В этом отношении корейцы должны обладать спокойным и неторопливым нравом. Корейцы, проживающие в Ростове-на-Дону, приняли христианство. В беседе они отмечают, что корейцы, прибывшие из Китая в Ростов, во многом отличаются от них, во-первых, тем, что – буддисты, во-вторых, своим бытом, в-третьих, «даже кожа у них темнее». Корейцы называют себя «русскими корейцами», они посещают православную церковь, однако необходимо учитывать, что это уже позднее принятие веры. Но буддизм оставил неизгладимый след в корейском менталитете.
Таким образом, исследуемые национальные группы принадлежат к христианскому вероисповеданию, проживают все на одной территории и, следовательно, принадлежат к российскому менталитету.
Если обратиться к образу мира русских, то прежде всего необходимо заметить несколько пренебрежительное отношение к пространству (заброшенные поля, пустующие селения) – это можно объяснить тем, что территория Российского государства очень обширна. Поэтому ментальность, по мнению автора [], у русских «протяженная». Отношение ко времени также несколько специфично для россиян. Русские, как известно, очень не пунктуальны, что особенно раздражает немцев (личные наблюдения автора). Довольно трудно определить основную идею в настоящем, которая объединяла бы всех русских, как и этническую идентичность русских. В частности, в городе Ростове-на-Дону довольно много проживает и украинцев, и казаков, и белорусов, хотя многие в паспорте записаны русскими. Довольно сложно определить этническую идентификацию человека, скорее нами будет фиксироваться субъективное отнесение его к этнической группе. Заметим, что когда задаешь вопрос: «Какая у тебя национальность?», то русские отвечают: «Русский», но тут же начинает рассказывать, например, что бабушка у него полька, много родственников украинцев и особенно подчеркивается, что вообще-то 200 лет на Руси было татарское иго, тем самым заводя исследователей в тупик. Создается впечатление, что русские «упиваются» размытостью своих родственных корней, быть может, русским приятны ситуации неопределенности. Тогда возможно некоторым образом и объяснить загадку «русского терпения». Терпение можно определить в этом смысле как принятие ситуации неопределенности. Если обратиться к настоящему состоянию россиян, пребывающих в метаниях, поисках путей заработка, появлении желания бросить все и уехать за границу, повышенной тревожности, чувстве неопределенности, то возможно предположить, с психологической точки зрения, что Россия стоит перед рождением своей национальной идеи – «за тупиком следует просветление». Рассмотрим ретроспективу идей в России. Одной из первых была русская идея «самодержавия», затем идея «православия», «народности». Позже появилась идея «соборности», сменившие ее идеи «Долой самодержавие!», «Пролетарии всех стран объединяйтесь!», перешедшие в идею «перестройки» и, возможно, следующая идея – «возрождение России». Данная смена идей отражается во взглядах Г.Г.Шпета, представляющего следующую специфику «национальной психологии русских: самоедство, ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном, мечта о покое и счастье, непременно всеобщем, а отсюда самовлюбленность, безответственность перед культурой, кичливое унижение учителей и разнузданно-добродушная уверенность в превосходной широте, размахе, полноте, доброте «души» и «сердце» русского человека, в приятной невоспитанности воображающего, что дисциплина ума и поведения есть узость, «сухость» и односторонность» [10, с. 143].
Выводы
Данное исследование – одна из попыток объективно подойти к структуре менталитета народов. Полученные результаты показывают, что мы наблюдаем довольно значимые различия по следующим параметрам менталитета: социальные представления, картина мира, иерархия архетипов, позиции, правила общения у представителей этнических групп. Отсюда следует, что данные характеристики могут выступать в качестве параметров измерения менталитета культур. Также исследование показало, что внутри менталитета суперэтноса россиян можно выделить менталитет корейцев, армян, русских.
7.5. Характеристики образа мира поколений
В 2003–2004 г.г. провели исследование на выборке 281 человек пенсионеры и молодежь. Искали подтверждение гипотезы – группы пенсионеров и молодежи статистически значимо различаются по параметрам образа мира.
Обобщая описанные результаты, следует выделить основные показатели расхождений между менталитетом молодежи и людей старшего поколения по: конструкту индивидуализмколлективизм, патернализму, стилю мышления, ценностным ориентациям, особенностям идентификации, стилю взаимоотношений, социальному статусу. Ниже представлены результаты диагностического изучения образа мира как составляющего менталитета двух поколений.
При этом предполагалось, что образ мира поколений отличается по показателям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1.
Сравнение показателей образа мира у молодежи и пенсионеров
№ | Показатели | Образ мира пенсионеров | Образ мира молодежи |
1. | Направленность ценностных ориентаций | Коллективизм | Индивидуализм |
2. | Особенности абстрагирования | Конкретика | Абстракция |
3. | Динамика образов | Статика | Динамика |
4. | Персонализация образа Я | Представленность своего Я слабая | Представленность своего Я сильная |
5. | Степень рационализации мышления | Малая рациональность | Высокая рациональность |
6. | Степень креативности | Реалистичность | Творчество |
7. | Тематика изображения | Изображение ближайшего окружения | Нормативная, планетарная |
8. | Уровень сложности | Сложная, предметная | Сложная, лаконичная |
Для проверки данного предположения провели исследование. Это определило выбор методик: «Картина мира» (Е.С. Романова) [13; 208], семантический дифференциал (Оsgood) образа мира [14; 160].